Но переход из ислама в христианство карается смертью
Исламское право допускало исключительно обращение в ислам, тогда как переход из ислама в иную веру надлежало карать смертью. Следует отметить, что, в особенности, в первое столетие халифата (VII—VIII вв.), центральное правительство выдвигало, напротив, целый ряд препятствий к обращению христиан и иудеев в ислам, поскольку это вело к уменьшению налоговой базы — основным налогом в первый период халифата был харадж (харадж — это налог c земли сельскохозяйственного назначения), взимавшийся исключительно с не-мусульман (это препятствие было устранено в начале VIII в., когда было постановлено, что и мусульмане и не-мусульмане были должны платить харадж).
Харадж — основной налог халифата, взимавшийся только с не-мусульман
Браки с людьми Писания
Мусульманин может жениться на не-мусульманке — христианке и иудейке
Но мусульманка не может выйти замуж за не-мусульманина христианина
Разным образом ограничивались и смешанные браки: мусульманка не имеет, согласно исламу, права выйти за немусульманина (даже за мужчину из людей Писания), а мусульманин имеет право взять себе в жёны не только мусульманку, но и женщину из людей Писания (христианку или иудейку). Но не имеет права жениться на женщине какой-либо другой веры.
Права наследования
Взаимно исключались между иноверцами и права наследования (по словам одного указа X в., «между мусульманами и немусульманами не может быть наследования»). Более того, по указу багдадского халифа, изданного в 923 г., выморочное имущество христианина и иудея отходило их общинам, тогда как наследником выморочного имущества мусульманина являлась казна.
Автономия людей Писания
Мусульманские власти сохранили (или в случае с христианами — создали) институты самостоятельного управления каждой из вероисповедных общин, главы которых, как правило, избирались самими общинами и только получали правительственное утверждение в должности. Иудеи сохранили и укрепили ту автономию, которой обладали в Византии и в особенности в рамках Сасанидской империи. Подобным образом было сделано и с зороастрийцами, к которым арабское правительство питало отчасти уважение, отчасти испытывало опасения перед лицом наследников сасанидской власти.
Главы зороастрийцев и иудеев являлись как духовными, так и светскими правителями, собирающими налоги со своих единоверцев и только оговорённую часть из них (то есть дань) выплачивающими арабам. В руках главы иудеев находились довольно существенные полномочия — суд между единоверцами, а также и полицейские полномочия. Значительные изменения в административную, а отчасти и в религиозную структуру иудейской общины на мусульманском востоке внёс раскол халифата, происшедший с завоеванием Фатимидами Египта и укреплением исмаилитского халифата (972 г.).
Во главе иудеев восточных, находящихся под формальной властью Аббасидов, провинций остаётся реш галута, которому багдадский халиф жалует титул сайидуна («господина нашего»), тогда как на западе признается власть сар хассарима («князя князей»), имеющего свою резиденцию в Каире. А. Мец отмечает, что «это особое положение каирского нагида, вероятно, было искусственно создано фатимидской оппозицией в противовес всему исходящему из Багдада, так как мы располагаем датированным ещё XII в., то есть сразу же после падения Фатимидов, посланием одного из предстоятелей египетской общины, к которому был направлен из Багдада неугодный раввин» (Мец А. Мусульманский Ренессанс. — М.: ВиМ, 1996. — С. 47).
Христиане находились в несколько менее выгодном положении:
Глава христиан обладал преимущественно духовной властью, хотя и ему, разумеется, принадлежал целый ряд административных и судебных полномочий. При Аббасидах, с перемещением центра халифата на восток, преобладающее (в административном во всяком случае) значение получают восточные христианские исповедания, а официальным главой христиан в пределах халифата становится несторианский патриарх (католикос).
Особыми полномочиями обладал якобитский патриарх, также получавший утверждение по своему избранию от халифа, однако в начале X в. ему было воспрещено избирать своей резиденцией Багдад (дабы, по всей вероятности, не вызывать неизбежных в противном случае конфликтов с несторианами). Во главе зороастрийцев стоял Худинан пештобай («Глава благой верой»), мусульманами чаще называвшийся «Главой магов» или «Главой гебров». Должность эта по меньшей мере на протяжении ста пятидесяти лет (IX—X вв.) принадлежала представителям одного семейства, пользовавшегося авторитетом и при дворе халифов.
Суд среди людей Писания
Как уже отмечалось выше, общины «покровительствуемых религий» имели право на самостоятельное отправление судопроизводства по своим обыкновениям. Имелись и установленные исключения из данной судебной привилегии. Так, в Испании в случае происшествия между христианами преступления, караемого смертной казнью, дело рассматривалось кади, выносившим приговор и затем передававшего преступника для совершения казни обратно христианской общине. Покровительствуемым со стороны мусульманского правительства не воспрещалось обращаться за решением спора и к кади. Последнее зачастую вызывало недовольство со стороны иудеев и христиан, поскольку разрушало власть общин над своими членами.
Так, католикосТимофей (ок. 815 г.) издал свои законоположения с той целью, чтобы, как он сам говорит, «лишить какого бы то ни было извинения тех, которые из-за недостаточности судебных определений постоянно прибегает к помощи двора и судов нехристиан» . Более того, для тех, кто, несмотря ни на что, передаёт свои споры на рассмотрение мусульманских судей, католикос налагает церковное наказание, затем усиленное ещё его преемников в виде временного запрета на посещение церкви. В 738 г., как передают, кади Старого Каира начинал свой день с того, что судил мусульман в мечети, а затем разбирал дела христиан на ступенях перед входом в мечеть.
Позднее кади Старого Каира назначал для разбора дел христиан отдельный день, а другой кади, в 793 г. судил христиан прямо в самой мечети. Передав дело кади, стороны тем самым соглашались на применение мусульманского права и приговор становился для них обязателен. Покровительствуемые в юридическом отношении были ограничены тем, что не имели права выступать на судебном процессе, ведомом кади, в качестве свидетелей, притом даже и против единоверцев. Правда, ряд мусульманских толкователей права допускал в этих случаях определённые исключения. С другой стороны, христианские суды были обязаны принимать показания мусульманских свидетелей с теми условиями, что устанавливались самим исламским правом — а именно требованием от свидетелей богобоязненности и безупречного поведения (разумеется, по исламским критериям).
В высшей степени было важно, что жизнь покровительствуемого с точки зрения законов халифата, была равноценна с жизнью мусульманина. По толку Абу Ханифы и Ибн Ханбала за убийство покровительствуемого уплачивалась вира, одинаковая с вирой за убийство мусульманина. Правда, по толку Малика вира в случае убийства иудея или христианина уплачивалась половинная, по аш-Шафии — в размере одной трети.
Условия, когда люди Писания обладают статусом зимми
Существовало 6 условий для «зимми»:
В Коране
Материал создан: 25.04.2015
создано на основе этого материала