Лекция седьмая
1. Понятие секуляризма. Царь Алексей Михайлович, по выражению летописца, "землю взора и умягчи" для нового просвещения, а насадил семена и пожал плоды его Петр I - великий преобразователь России. При Алексее Михайловиче начинает зарождаться секуляризм, легализовавший культурный поворот в сторону Запада; Петр I доводит это осторожное западничество до полного принятия идеологии европеизма.
Идеократической константой европеизма выступает культ знания, просвещения, свободного от догм и регламентаций религии. Просвещение понималось как "выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине". А для этого, как писал И. Кант, "не требуется ничего, кроме свободы, причем самой безобидной из всего, что может называться свободой, а именно свободы во всех случаях публично пользоваться своим разумом" .
2. Программа Петра I. Петр I делает все, чтобы отделиться от прошлого, разорвать путы старомосковских отношений и утвердить новые формы жизни, новое светское культуротворчество. Его программа созрела в основных чертах еще во время Великого посольства на Запад (1697-1698), когда он побывал в Германии, Голландии, Англии, встречался с видными европейскими учеными и философами, в числе которых были Лейбниц и Ньютон.
Позднее, в 1712 г., Лейбниц в письме к царю изложил свою концепцию культурного круговорота, решительно повлиявшую на мировоззрение и политику российского самодержца. Суть концепции заключалась в следующем: всемирная цивилизация, распространяясь по планете из одной страны в другую, приходит, наконец, в Россию, с тем чтобы, достигнув всей полноты развития, снова устремиться к своему исходному пункту - в Грецию.
"По-видимому, - писал немецкий мыслитель, - согласно божественной судьбе, наука должна обойти кругом весь земной шар и ныне перейти также в Скифию (так он по укоренившемуся на Западе предрассудку называл Россию. - А. 3. ), и потому избрала Ваше Величество орудием, так как Вы можете... взять лучшее и усовершенствовать надлежащими мерами то, что сделано в обоих частях света; ибо в Вашем государстве все, что касается до науки, еще ново и подобно листу белой бумаги, а потому можно избегнуть многих ошибок, которые вкрались в Европе постепенно и незаметно" .
3. Секуляристские реформы. Петр I и сам верил в великое предназначение России и всячески заботился о ее возвышении. В первую очередь он взялся за расцерковление гражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни. Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января.
Светский характер данной реформы подчеркивался и введением в календарь новых отправных пунктов исчисления лет ("эр"): "от вымышления порохового дела", "от вымышленна книг печатания", "от зачатия флота" и т.п., которые призваны были если и не заменить, то во всяком случае ослабить значение церковных "эр" - от сотворения мира, от Рождества Христова и т. д.
Объективно тот же секуляристский смысл имела и книгоиздательская реформа. До Петра I существовала только церковная печать, возникшая еще во времена Ивана Грозного. Все выходившие тогда издания предназначались исключительно для религиозного употребления - от первой «Псалтыри» Ивана Федорова до «Кормчей» и «Скрижалей» патриарха Никона.
Петр I своим указом от 1 января 1708 г. вводит новую азбуку и новый шрифт для печатания "разного звания гражданских книг", т. е. литературы светского, прежде всего научного, содержания. За короткое время создается обширная учебная литература - от астрономии и истории до фортификации и кораблестроения. Самой первой в этом ряду стоит «Геометриа, словенски землемерие». Изыскивались и переводились на русский язык все сколько-нибудь значительные книги по техническим направлениям.
Зная несколько европейских языков, царь сам следил за качеством переводов: "Книгу о фортификации, которую вы перевели, мы прочли: разговоры зело хорошо и внятно переведены; но как фортификацию делать, то зело темно и непонятно переведено, также в табели мера не именована, который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешение или невнятность.
И того ради надлежит вам в той книжке, которую ныне переводите, остеречься в том, дабы внятнее перевесть, а особливо те места, которые учат, как делать, и не надлежит речь от речи хранить в переводе, но, точию выразумев, на свой язык уже так писать, как внятнее быть может" . Здесь фактически изложена целая теория перевода, ставшая руководством к действию для литераторов петровской эпохи. Ее основная мысль сводилась к тому, что без выработки научного языка и научной терминологии не может развиваться русская наука, русское просвещение.
Нарождавшаяся наука в России целиком ориентировалась на удовлетворение реальных запросов, прежде всего - подготовку деятелей-профессионалов, ученых-практиков. Недаром самой почитаемой фигурой в обществе становится инженер. Специалистов по инженерной части на выгодных условиях приглашают из разных городов Европы. Молодым дворянам разрешается ездить за границу для обучения артиллерии и инженерству.
В Москве и Петербурге учреждаются инженерные школы; их выпускники получают оклад "больше противу армии" . Инженерному делу обучали не только в Морской академии, в полковых школах, но и в духовных семинариях. Таким образом, формировалось новое служебное сословие интеллигенции, верно служившее власти вплоть до трагического разрыва с ней на Сенатской площади Петербурга в 1825 г.
4. Изменение образа дворянства. Для облегчения хода европеизации, доведения плодов научного знания и опыта до уровня обыденной жизни, социальности устанавливается беспошлинный ввоз в Россию товаров промышленного назначения - цемента, клея, жернового и точильного камня, шерсти и т. д. Без пошлины допускаются и предметы нового европеизированного обихода дворянства -
- виноград,
- померанцы,
- лимоны,
- "устерцы" и т.д.,
с ничтожной пошлиной - по 1-2 коп. с бутылки - многочисленные сорта "дворянских" вин (шампанское, бургонское, ренское, "флеренское" и т. д.), а также дворянская галантерея -
- часы золотые и серебряные,
- табакерки,
- эфесы шпажные,
- перстни,
- кольца,
- запонки,
- пряжки,
- галстуки,
- веера,
- "перяные мячики и решеточки, которыми мячики играют",
- кружева,
- ковры и т. д.
Не облагаются пошлиной и произведения искусства, книги, бумага, математические, аптекарские и прочие инструменты. Зато высокой пошлиной обкладываются те товары, которые могут конкурировать с отечественными, а именно: сукна, полотна, металлические изделия, зерновая продукция - рожь, пшеница, горох и т. д.
Все это приводит к быстрой перемене образа дворянства,
отходу его от традиций православия и церковности.
Тогдашний кодекс моральных предписаний - «Юности честное зерцало» - лишь мимоходом касается религиозного воспитания дворянских детей ("Охотно ходи в церквы и в школы, а не мимо их"). В нем нет и слова от старомосковского «Домостроя», обязывавшего учить "страху Божию" и "покорению господину". На первом плане - хорошие манеры, учтивость, непохожесть на "деревенского мужика". Этому особенно способствует знание иностранных языков. Успех гарантирует только прилежная служба, "ибо как кто служит, так ему и платят" .
Служба открывала путь к карьере, возводила на вершины социальной лестницы "новых людей", вроде "безродного" Меншикова и "случайного" Шафирова. «Табель о рангах» (1722) давал служилым людям "чины" не по родовому старшинству, а по "заслугам"; данной же категории лиц присваивалось дворянство за выслугу лет. Среди тех, кто удостоился этого звания, было много иностранцев - шотландцев, французов, поляков, шведов, англичан, голландцев. Их присутствие в армии, на флоте, в государственной администрации размывало монополию православия на "хранение истины" и делало более гибкими, толерантными моральные, вероисповедные отношения.
5. Табельные праздники. С не меньшим усердием Петр I занимался устроением "светскости и политеса", внедряя в общество ассамблеи, балы, театральные представления. Сюда же относятся "табельные дни" - праздники, знаменующие торжество государственности. До Петра I на Руси отмечались исключительно церковные праздники. Их насчитывалось почти столько же, сколько было русских святых. Число последних резко возросло в XV-XVIIвв., так что редкий день обходился без того, чтобы в городах не раздавался беспрерывный колокольный звон. Петр I отменил прежде всего празднование дней местных святых, оставив в календаре только "двунадесятые", т. е. общецерковные, праздники. Вместо них вводятся табельные праздники, закреплявшие "памятование" важнейших государственных событий.
Вот перечень табельных праздников на 1724 г.:
- 1 января - новый год,
- 3 февраля - тезоименитство цесаревны Анны Петровны,
- 19 февраля - "воспоминание брака императорского величества",
- 30 мая -рождение Петра,
- 25 июня - коронование Петра,
- 27 июня - "преславная виктория под Полтавою",
- 29 июля - тезоименитство Петра,
- 29 июля - "взятие фрегатов, первее - при Ангуте, потом - при Грингаме",
- 5 сентября - тезоименитство Елизаветы Петровны,
- 28 сентября - "виктория над генералом Левенгауптом",
- 11 октября - взятие крепости Нотебург,
- 23 ноября - день Александра Невского,
- 24 ноября - тезоименитство Екатерины,
- 30 ноября -день "святого апостола Андрея Первозванного, торжество кавалеров российских"
"Табельные дни" отмечались торжественными церковными богослужениями, что приучало общество к мысли о превосходстве монархии.
6. Российская Европия. Венец секуляризационной политики Петра I - упразднение патриаршества. Манифестом 1721 г. об утверждении регламента Духовной Коллегии (Святейшего Синода) царь провозглашался главой православной церкви. Как и в других делах, Петр I дотошно вникает в богословские вопросы, редактирует религиозные книги, проповеди, беря целиком на себя толкование христианских догматов и заповедей.
В его глазах вера - не просто путь к спасению, но «полезное для государства, как воспитывающее и сдерживающее начало, очень удачное для достижения "общего блага"». Хорошо то, что хорошо для государства, - такова была политическая философия преобразователя России.
Все эти меры приобщили Россию к "людскости", открыли путь для светского культуротворчества. Петр I, по словам Екатерины II, переменил "нравы" русского народа, очистил их от тех "грубостей", которые "принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей". Вместо старого идеологического клише "Святая Русь" родилось новое понятие - "Российская Европия". Русское общество быстро прониклось сознанием, что "Россия есть европейская держава" , и с этим лозунгом устремилось в будущее.
7. Философские взгляды Татищева. Культурно-историческим обоснованием идеологии русского европеизма стала теория "всемирного умопросвящения" В. Н. Татищева (1686-1750), одного из видных сподвижников Петра I.
Татищев выделял три этапа в развитии человеческой духовности и познания:
- первое просвещению ума подавало обретение письма;
- другое великое переменение учинило пришествие и учение Христово;
- третье - обретение тиснения книг.
В древности, на его взгляд, все народы пребывали в глубочайшей темноте и невежестве. Но вот, "около или прежде Авраамовых лет", явились люди, которые изобрели письмена и создали законы, дабы усовершенствовать обычаи своих соплеменников: "на Востоке, в Персии и Индии Зароастер был первейший, в Египте Осирис, в Греции Минус, в Риме Янус, или Нумо Помпилиус". Им позднее подражали многие философы и богословы.
Схожие процессы протекали и в России: как только возникла славянская азбука, наши предки сочинили собственный "закон, или уложение" - «Русскую правду».
На втором этапе, с пришествием Христа, начинает распространяться "просвещение не токмо духовное... но и моральное". Однако скоро "многия от Христианских учитилей" отступают от евангельской истины, "чрез что и в просвящении ума такое препятствие явилось и от страстей в христианех науки стали оскудевать, что едва не повсюду науки нуждные человеку погибли".
Особенно усердствовали в этом отношении римские папы: они "многие древние и полезные книги пожгли, иные же, что противно их предприятию в себе имели, преправляли и исказили". Более того, католические иерархи запретили мирянам читать Библию, признав это "вредительным" для посмертного спасения. "За ними помалу и другие последовали", - пишет Татищев, намекая на православное духовенство.
Открытие книгопечатания привело к повсеместному утверждению грамотности и возродило интерес к наукам и философии. На первый взгляд, замечает Татищев, это расходится с учением Христа. Всем известно, что "Господь наш Иисус Христос, его ученики и апостоли и от них святые отцы противо премудрости и филозофии говорили". Но тут "надобно разуметь, о какой премудрости и филозофии они говорили, а не просто за слова хвататься". Ведь, скажем, не пища сама по себе вредна, а объедение, и не вино греховно, а пьянство.
Точно так же следует рассуждать и о философии: если она заботится о познании Бога и о пользе человека, значит необходима; но если отвращается от этого, тогда "вредна и губительна". У нас же, констатирует Татищев, на философию смотрят с подозрением и не любят ее, позволяя тем самым "злоковарным священнослужителям" добиваться "утверждения их богопротивной власти и приобретения богатств". Только им выгодно, "чтоб народ был неученой и ни в коей истинне разсуждать могущей, но слепо бы и раболепно их росказам и повелениям верили" .
"Истинная" философия, согласно Татищеву, движет науками и просвещением. Сами науки он разделял на пять групп:
- нужные,
- полезные,
- щегольские,
- любопытные и
- вредительные.
К нужным относятся "речение" (т. е., собственно, знание языков), "домоводство" (экономика), медицина, этика, право, логика и богословие. От них зависит покой и благополучие человека.
Полезные науки суть грамматика, риторика, история, ботаника, физика, химия.
К ним примыкают щегольские, или увеселяющие науки: поэзия, музыка, танцы, вольтежирование (конная езда), живопись.
Что касается любопытных, но совершенно тщетных наук, то это астрология, физиогномика, алхимия; людям следует воздерживаться от их изучения.
Вредительными же являются "некромантия - чрез мертвых провещание", "аеромантия -воздуховещание", "пиромантия - огневещание" и проч.: они лишь насаждают духовный обман и суеверия. Философия позволяет уяснить различие между науками и подвигнуть человека к познанию истины и пользы.
Татищевская теория "всемирного умопросвящения" открывала простор развитию светского мировоззрения, опирающегося на принципы просветительской философии. Своего расцвета этот процесс достиг во второй половине XVIII - начале XIX вв.
Материал создан: 01.05.2016