Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

По образцу Святой земли: Гефсиманский Черниговский скит

Митрополит Киприан остался в памяти православных христиан как великий мыслитель, одной из целей которого было утверждение монашеской культуры на Руси. Известна его ответная грамота 1378 года к ученику преподобного Сергия, преподобному Афанасию (Старшему), первому игумену и строителю Высоцкого монастыря в городе Серпухове. Преподобный спрашивал у святителя, что делать с землями и селами, которые жертвует князь Владимир Андреевич Храбрый (1353–1410), двоюродный брат святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского (1350–1389).

В своем ответе святитель изложил игумену главные принципы монастырской жизни. Он призвал его ориентироваться в деле монастырского строительства на святых Палестины, Египта и Афона – не заниматься мирскими делами, а доверить управление селами «мирянину некоему богобоязливу». К тому же призывал своих учеников и преподобный Сергий Радонежский. В житии преподобного Сергия Радонежского написано, что он «разделил братию по службам»: одного сделал келарем, другого поваром, другому доверил печь хлеб, другому больным служить.

И чтобы никто ничего не имел, не называл своим и чтобы все было общее. Так, Свято‑Троицкая Сергиева лавра и другие монастыри, строителями которых были сподвижники преподобного Сергия Радонежского, развивались по образцу древних обителей Святой земли. Есть еще одно место в окрестностях лавры, которое связывает ее с Евангельскими местами, это Гефсиманский Черниговский скит. Скит – это место, где монахи ведут более уединенный, по сравнению с общежительным монастырем, образ жизни. Часто скиты устраивают недалеко от крупных обителей. Как правило, каждый скит имеет свой устав и храм.

На коптском языке слово «скит» звучит как «шиет». Это пространная равнина – местность на территории современного Египта, начало пустынной жизни в которой положил преподобный Макарий Египетский в IV веке. В честь иерусалимского Гефсиманского сада, где находится гробница Пресвятой Богородицы, был назван Гефсиманским скит близ Свято‑Троицкой Сергиевой лавры. Черниговским же он называется в честь чудотворного Черниговского‑Ильинского образа Богородицы. Образ этот находится в Троицком Ильинском монастыре близ города Чернигова, список с него был сделан в XVIII веке.

Икону пожертвовали в лавру, а оттуда перенесли в Пещерное отделение Гефсиманского скита, который она и прославила чудесами. История возникновения Гефсиманского Черниговского скита интересна и поучительна. Урочище Корбуха, в укромном месте которого был основан скит, в XVIII веке выглядело совершенно иначе. Когда в лавру приезжали Елизавета Петровна (1709–1762) и Анна Иоанновна (1693–1740), там устраивали шумные народные гулянья, и даже был выстроен дворец, переоборудованный позднее под нужды преподавателей и учащихся лаврского духовного училища.

Скит строил архимандрит и наместник лавры, преподобный Антоний (Медведев) по благословению святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого. По преданию, все началось в 1843 году с письма священника из села Подсосенья, расположенного в семи километрах от лавры. Он просил благословения у митрополита Филарета на разбор двух ветхих деревянных сельских церквей на дрова.

Известно, что одна из них, Успенская, была построена в начале XVII века преподобным Дионисием (Зобниновским), архимандритом Свято‑Троицкой Сергиевой лавры. Когда же в первой трети XIX века была построена новая каменная церковь, то деревянная была оставлена без службы и быстро ветшала. В еще более плачевном состоянии находилась другая, Никольская церковь. Митрополит Филарет захотел их сохранить, но придумать, как это лучше устроить, благословил архимандрита Антония.

Решили перевезти на место будущего скита обе церкви, а поврежденное дерево Успенской заменить уцелевшим деревом Никольской. 27 сентября 1843 года митрополит Филарет и наместник лавры архимандрит Антоний определили подходящее место для основания Гефсиманского скита, и уже в октябре‑ноябре церкви были перенесены. Началось строительство. 28 сентября 1844 года митрополит Филарет освятил церковь в облачении преподобного Сергия Радонежского.

Внутреннее убранство и церковная утварь были самыми простыми, кипарисовый иконостас без позолоты и даже митрополичьи облачения сшиты без использования серебра и золота. Из доски, которая 227 лет до этого была частью престола старинного храма, изготовили крест‑мощевик. Некоторые иконы также написали на досках церкви XVII века. Друг митрополита Филарета, писатель, паломник и историк Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) привез святыни из Иерусалима, Рима и со Святой горы Афон.

А спустя год нижний престол Успенской церкви был освящен во имя Страстей Христовых, или Гефсиманского моления Спасителя. Сам Иерусалимский патриарх Кирилл II (1795–1877) называл эту церковь Новой Гефсиманией. В те же годы по Руси странствовал юродивый Филиппушка, который ходил босым, носил тяжелые вериги и пудовый посох с медным голубем. Юродство Христа ради так же, как и отшельничество, является духовно‑аскетическим подвигом, который в большей мере был распространен у нас, на русской земле.

Слово «юродивый» имеет древнерусские корни и означает «безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший». Подвиг этот состоит в принятии на себя особого образа, внешне схожего с безумием. Одно из правил Шестого Вселенского собора учит нас настороженно относиться к такого рода подвигам, потому как были случаи, когда люди притворялись юродивыми и пользовались народной симпатией в корыстных целях. Во второй половине XIX века в московских землях появился юродивый Филиппушка, жизнь которого показывает пример истинного юродства.

В полной мере юродство Христа ради возможно только под руководством опытного духовника. Для юродивого Филиппа наставниками стали святитель Филарет (Дроздов) и преподобный Антоний (Медведев). По благословению митрополита Филарета Филипп поселился в Свято‑Троицкой Сергиевой лавре. Святитель писал преподобному: «Бог благословит раба Своего, Филиппа, и да сотворит благое душе его». Преподобный Антоний, зная о том, что сердце юродивого лежало к уединенной жизни, благословил Филиппа жить в Гефсиманском Черниговском скиту.

Когда Филипп был в Киеве, то настолько проникся духом пещер Киево‑Печерской лавры, что решил основать свою подземную обитель. И вот в Гефсиманском скиту он взял благословение поселиться не с братией, а неподалеку, в лесной сторожке. Затем он испросил благословения выкопать «погребок». Около Филиппушки стали собираться монашествующие, также искавшие безмолвия и уединения. Спустя три недели их посетил архимандрит Антоний и увидел не погреб, а настоящую пещеру, в которой юродивый молился вместе с другими аскетами.

Мудрый святитель Филарет в ответ на ходатайство преподобного Антония написал: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной», – тем самым благословив пещерное отделение Гефсиманского Черниговского скита. Вскоре там появилась целая сеть пещер, стенами которых была земля. Из‑за этого случались обвалы. Однажды в пещерах завалило двух послушников, Андрея и Митрофана. Накануне своей гибели они видели двух ангелов, проносивших над их головами венцы.

После этого происшествия стены пещер укрепили камнями и кирпичами, что сделало их безопаснее, но холоднее. Здоровье юродивого сильно пошатнулось: помимо пещерной жизни, он не оставлял подвига постоянного ношения вериг и посоха. Архимандрит Антоний, видя угасание подвижника, удостоил Филиппа полного монашеского пострижения с именем Филарет, которое испросил себе сам юродивый. По свидетельствам, радость от принятия монашества у отца Филарета была настолько сильная, что он полностью исцелился от своего недуга и вернулся в пещеры.

7–8 сентября 1855 года император Александр II Николаевич (1818–1881) с супругой императрицей Марией Александровной (1824–1880) посетили Свято‑Троицкую Сергиеву лавру и Гефсиманский Черниговский скит с пещерами. Там они беседовали с монахом Филаретом (Хоревым), в прошлом – юродивым Филиппушкой. Через год, сразу после коронации Александра Николаевича, они снова посетили лавру, и у святых мощей преподобного Сергия Радонежского государь и государыня, не сговариваясь, дали обет назвать будущего своего сына Сергием, в честь преподобного.

Категория: Монастырская жизнь с Олегом Робиновым

Автор текста: Робинов Олег (facebook)

Материал создан: 25.04.2021



Хронология доимперской России