Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Подставка под лучину или светец

СВЕТЕЦ — подставка для лучины, освещавшей избу. Он представлял собой металлический стержень с двумя или несколькими рожками-развилками, в которые вставляли лучину. Светец можно было острым концом воткнуть в стену избы или вбить в деревянный столбик. Светцы на деревянных подставках были короткими, с донцем, как у прялки, или длинные, высотой достигавшие 1 м и более.

Кроме таких светцов деревенские кузнецы ковали светцы в виде длинного металлического стержня на круглой металлической подставке с несколькими парными рядами рожков. Лучину получали из древесины березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена. Она была длинной, около 70 см, тонкой и сравнительно узкой, около 10 см. Под светец ставили корыто или какую- нибудь плошку с водой или песком, в которую и падали угольки. В большинстве деревенских изб светцы были довольно простыми, без всяких украшений, но встречались и светцы очень хорошей кузнечной работы, а также деревянные светцы, ножки которых были покрыты резьбой и росписью. Особенно много таких предметов было в избах северных деревень.

Светцы, выкованные кузнецами, напоминали стройное деревце с разветвляющимися побегами-завитками и выглядели очень красиво. Росписи на светцах, сделанные темперой по загрунтованной поверхности или масляными красками, отличались необычайной красотой. По яркому желтому фону красным, зеленым, синим цветами наносились растительные узоры, птицы-сирины, двуглавые орлы. Резные узоры светцов, выполненные в технике трехгранно-выемчатой, скобчатой, контурной резьбы, представляли собой повторение мотивов, характерных для резного орнамента прялок. Светцы давали обычно локальный свет, освещая лишь часть избы.

Поэтому вечерами, когда становилось темно, рядом с работающими людьми зажигали несколько светцов. Высокие, выше 1 м, светцы ставили на пол1, короткие, на деревянной подставке с донцем, — на лавку, при этом человек садился на донце. Для лучшего освещения избы в праздничный день в светцы вставляли сразу несколько лучин. Кроме того, в деревнях использовали и светцы на несколько лучин, их подвешивали над столом на цепочке, прикрепленной к полке возле окна. Лучина на протяжении многих веков была главным средством освещения крестьянских изб. В русской литературе XIX в, лучина предстает своеобразным символом русской деревни:

В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

А. С. Пушкин

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом "русский" используется слово "казак".
Telegram-канал Сыны Монархии
1935, 2 мая, Договор с Францией о взаимной помощи, предусматривающий консультации в случае угрозы нападения третьего государства на одну из сторон и оказание немедленной помощи стороне, подвергшейся нападению.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Атласов Владимир Васильевич, Ок. 1661/1664 – 1711, Великий Устюг, Вологодчина. Поход Владимира Атласова и его отряда закончился присоединением Камчатки к России. За это ему присвоили чин казачьего головы и выдали награду в размере 100 рублей.
Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это "наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях". В нашей стране - это прикладная наука.
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия