Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Природный парк "Вепсский лес"

На северо-западе России, между двумя величественными озерами Ладожским и Онежским есть уголок девственной природы окутанный туманами, таинственный, древний Вепсский лес. В самом его названии есть что-то первобытные и непривычное русскому уху, рождающее смутные ассоциации с теми временами.

Когда здешние территории только только заселялись славянскими племенами уже тогда в этом краю ледяных озёра и дремучих лесов обитала финно-угорская народность — вепсы. Они и по сей день сохранили свой собственный язык, вековые традиции и не утратили способности жить в гармонии с природой. Вепсский лес расположен на востоке Ленинградской области и занимает площадь в 190 квадратных километров.

Ближайшие крупные города: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Вологда, Великий Новгород находятся на расстоянии трехсот-четырехсот километров. Добраться до Вепсского леса можно только на автомобиле. В начале октября когда осень еще в самом разгаре, в Вепсском лесу уже чувствуется дыхание близкой зимы. Перелетные птицы собираются улетать в теплые края, молчаливый и по-осеннему прозрачный лес ждет первый снег. Однако для путешественника в это время года есть свои преимущества — с первыми заморозками исчезает мошка и комары.

В конце двадцатого века Вепсский лес был причислен к особо охраняемым природным территориям, поскольку здесь сохранились в первозданном состоянии ценные экосистемы, редкие виды животных и растений занесенных в Красную книгу. Одна из основных причин для создания природного парка "Вепсский лес" состоит в том, что по этой территории проходит возвышенность. Будучи самой высокой точкой в Ленинградской области, она является водоразделом Балтийского и Каспийского морей — то есть все реки берущие здесь свое начало питают бассейны либо Балтики, либо Каспия.

Глядя на эти небольшие речки и ручьи трудно представить себе, что от них зависит поистине огромные запасы чистой воды. При разрушении местной экосистемы Ладожское озеро и Каспийское море окажутся в положении блюдец с водой оставленных на солнце. К тому же, от чистоты воды у истоков зависит ее качество на протяжении всего дальнейшего пути.

В природном парке "Вепсский лес" выделено семь, так называемых, резерватов. Территорий, где введен режим заповедника. Я собираюсь посетить сначала его северную часть, село Винницы, столицу Вепсарии. И резерват "Вепсский" — лес давший название всему парку, а после отправится через поселок Шугозеро в южную часть, чтобы побывать в старинной вепсской деревне Карагеничи и русской деревне Лукино.

Начинаю я свое путешествие с резервата "Висячие озера". В двадцать первом веке, когда человечество всерьез озабочено экологической обстановкой на планете, такие резерваты имеют огромное значение. Естественный ход природных процессов здесь не утратил своей первозданности и служит бесценным материалом для изучения. Ученые называют резерваты эталонами. В мире существует немало территорий, где природный баланс нарушен человечеством настолько, что его приходится искусственно восстанавливать.

Например, заново заселять некоторыми видами животных, растений и микроорганизмов. Это сделать проще когда перед глазами есть эталон. К тому же в резерватах любой человек может увидеть природу такой, какой она была в летописные времена. В резервате "Висячие озера" и около него берут начало множество ручьев питающих чистыми водами главную артерию парка — реку Аять, приток крупной реки Свирь. Они рождаются на склонах холмов и, практически параллельно друг другу, сбегают вниз, образуя на своем пути Висячие озера.

Висящим такое озеро называют потому, что расположено оно высоко над рекой, на естественной террасе. Например, Сяк-озеро находится на высоте около семидесяти метров над уровнем реки Аять Ученые также зовут эти озера "неспущенными" из за того, что вода в них проточная и по идее не должна задерживаться. Происходит это потому, что озера образовались в древних трещинах и представляет собой глубокие узкие чаши наполненные до краев. Реки послужили дорогами, по которым эти места были заселены людьми.

Во второй половине первого тысячелетия сюда пришли вепсы. Несколько веков спустя эти земли начали колонизировать славяне. Они же принесли с собой христианство. Вепсы были крещены в православную веру на рубеже 10-11 веков. Однако, новая религия не смогла вытеснить их древних языческих верований — ведь от милости или немилости сил природы зависела жизнь людей. Вепсы верят и поныне, что мир вокруг населен различными духами.

На территории резервата "Висячие озера" находится камень, который почитается как священный. Он расположен всего в полутора километрах от деревни Чур-ручей, но добраться до него непросто. Практически отвесные спуски и подъемы нужно преодолевать с большой осторожностью. Однако утоптанная тропинка говорит о том, что это не останавливает местных жителей.

Существует легенда, что священный камень исполняет любое желание. Вепсы съезжаются к нему с просьбами со всей округи — у них это называется "дать завет", то есть не только попросить, но и пообещать что-либо. Взамен по традиции во время просьбы необходимо ставить какюу-нибудь вещь. Чаще всего это ритуальное полотенце, которое символизирует новую дорогу к счастью и благополучию. Скала с углублением в форме человека в капюшоне имеет исключительно природное происхождение и с научной точки зрения это всего лишь песчаник. Однако глядя на этот камень испытываешь какой-то трепет перед таинственными силами природы или может быть перед неискоренимой верой людей в чудо.

Рядом со священным камнем находится небольшая часовня. Ее построил один местный житель по завету. Причудливое сочетание язычества и православного христианства проявило себя и здесь. Ритуальные полотенца в часовне оставляют тоже как символ дороги, но не к благополучию, а в мир иной — так вепсы поминают своих родных. От священного камни я отправляюсь в село Винницы, чтобы познакомиться с самими вепсами и их культурой. В летописные времена вепсов называли "весь" или "чудь".

Второе имя они получили за не похожий на русский, чудной язык. Кстати чудью их официально именовали до 1917 года. Село Винницы впервые упоминается в уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича в 1137-м году. В этом же документе вообще впервые в русских летописях появляется народ вепсы, несмотря на то, что жили они в этих местах уже не одно столетие.

В 12-м веке винницкий куст деревень по численности населения был одним из крупнейших на этой территории. И в настоящее время эти земли считаются столицей Вепсарии. Однако в течение последних ста лет, численность вепсов стремительно уменьшалась: по официальной переписи 2010 года на всей территории России их осталось примерно 6 тысяч. Здесь, в Винницах, около трехсот человек. Двадцатый век, полный политических потрясений для России, поставил древнюю народность на грань исчезновения и только удаленность от больших городов и труднодоступность этих мест помогли им сохранить себя и свою культуру.

На востоке Ленинградской области, вдали от больших городов на территории почти в 200 квадратных километров. Раскинулся заповедный край первозданной природы — Вепсский лес. С летописных времен эти места населяет фино-угорская народность — вепсы. Лес и его жители за прошедшие века так прочно переплелись историческими корнями, что являются частью единого целого.

В селе Винницы с конца прошлого века работает центр вепсской культуры, где каждый желающий может поближе познакомиться с традициями потомков этой древней народности. Деревянный дом аятских вепсов воссоздан во всех деталях. Мебель и домашняя утварь собирались по соседним деревням. Все эти вещи еще не так давно использовались в быту. Несмотря на то, что повсюду музейные экспонаты, это здание совсем не похоже на музей прежде всего своей теплой, домашней атмосферой.

Во многих вепсских семьях, традиционный завтрак состоял из яиц и вот таких небольших пирогов - калиток. Их пекли практически каждое утро. Начинка могла быть разной: картофельное пюре со сливочным маслом, пшенная или манная каша, иногда творог. Сверху них поливали смесью из яйца и сметаны. В сочетании с кружкой парного молока, такой завтрак был очень сытным.

Пока я пробую калитки испеченные специально для меня, в центре культуры кипит повседневная жизнь. Старинные ремесла такие как ткачество и рукоделие вероятно никогда не выйдут из моды ведь вещи сделанные своими руками сохраняют частичку той любви, из которой они созданы. Вепсские женщины с малых лет занимались рукоделием: все ткани от ковриков до платков изготавливались вручную на ткацких станках.

Здесь в центре вепсской культуры любой желающий может научиться ткать этим сложным старинным способом. Ткачество и прядение были основными занятиями молодых девушек, которым до замужества и рождения детей нужно было успеть обеспечить себе приданое. Своими руками изготавливались и другие предметы домашнего обихода. Мебель и различную домашнюю утварь делали из дерева. Также, с глубокой древности, широко использовалась кора березы - береста.

Из нее создавались самые различные вещи: от котомок и лаптей, до изящных шкатулок. Они получались крепкими и легкими. Береста очень ценилась за свою водонепроницаемость: в берестяных коробах ягода могли храниться до двух недель, а соль и крупа всегда оставались сухими. А еще в них можно было быстро вскипятить воду, что удобно охотникам в лесу. Для этого сначала выкапывалась яма, затем в нее ставился вот такой короб, а вокруг разводился костер — вода закипала через 15 минут.

Материал создан: 18.10.2015



Хронология доимперской России