Я русский

что значит быть русским человеком

Про Дагестан. Введение

Можно сказать что эта статья появилась на злобу дня. Это действительно так, потому что если бы не было августовских и сентябрьских событий в Дагестане, я бы так и не сел за нее. Событий много и все они достаточно жесткие и опасные, но в прессе и у аналитиков удовлетворяющего анализа происходящего почему-то не видно - все говорится о мафии, о межклановых разборках и проникновении воинствующего Ислама etc., а самого Дагестана и не видно.

Я хочу изложить свой собственный взгляд на происходящее в Дагестане и конечно оценить перспективы его эволюции. Сжатые сроки обусловили достаточно корявый слог, а также возможные повторы в тексте, за что я прошу прощения у Читателя. Этим же я объясню малое количество ссылок и описание конкретных событий. Может быть, если будет возможность, в дальнейшем эта работа будет доработана и приобретет более солидный вид.

У Дагестана есть сложность: он находится в узле геополитических интересов России и всего региона в целом и, соответственно, испытывает влияния многих внешних сил.

При объяснении причин происходящего в нем часто именно этим силам присваивается ключевая роль. Это естественно, но неправильно, поскольку в этом случае Дагестан представляется неким объектом, лишенным внутренней структуры и собственных форм, сложившихся естественно и имеющих устойчивость и резистентность. Формированию такого взгляда способствовала этническая политика советского режима. Например, та же борьба клановых группировок за власть - это в мононациональных республиках она является выражением внутриэтнических разборок, а в Дагестане она была частью межэтнических взаимоотношений. Режим правивший Россией с 1917 года упорно считал подобную деятельность незаконной, а значит львиная доля этнической истории Дагестана попадала под уголовные статьи, а не в учебники истории. Тоже можно сказать и об Исламе в Дагестане.

Вот именно эти формы и процессы, имеющие место в современном Дагестане я хочу посмотреть. В работе я буду опираться на предыдущую статью, чтобы не повторяться, хотя этого и не удастся избежать. Как дополнительный материал по аварскому этносу и некоторым аспектам развития ислама в Дагестане можно посмотреть статьи Крымина. Собственно конкретные цифры по устройству Дагестана и его истории можно посмотреть на сайтах. Отдельных исследований по даргинцам и кумыкам я не нашел, а это очень важные для Дагестана этносы.

Без понимания исторически сложившихся этнических процессов в Дагестане настоящего не понять и правильного прогноза не сделать, поэтому работу я для удобства разобью на две части:

  1. сначала необходимо сделать исторический обзор и рассмотреть главные этнические процессы,
  2. а потом о событиях в современном Дагестане и их возможных последствиях.

Дать ответ на вопрос о действительных причинах того или иного события мне не по силам, а вот оценить как это событие скажется на эволюции Дагестана действительно можно. Такую задачу я и поставлю.

Само понятие Дагестан менялось в течение последних двух веков. Сначала это была часть территории Восточного Кавказа, горная и предгорная, с течением времени к этому понятию стали относить равнину между Тереком и Сулаком и побережье Каспия. В статье это понятие изменяется с течением времени и имеет смысл применительно к каждому времени соответствующее. Современный Дагестан я буду рассматривать очерченным его административными границами. Историческая преемственность при таком подходе сохраняется и позволяет избежать ненужных уточнений по тексту.

Особо отмечу момент связанный с межнациональными отношениями, без рассмотрения которых анализировать современный Дагестан бессмысленно. Но сама эта тема очень тонкая и деликатная, и поэтому я хочу сразу оговорить смысл некоторых положений.

Каждый этнос создает общественные социальные или политические структуры, деятельность которых в целом рассматривается как отображение эволюции самого этноса и выражение его интересов.

При межэтнических контактах, которые для Дагестана норма, данные структуры друг с другом вступают во взаимодействия и между ними вообще говоря могут возникать как союзы так и конфронтации. А поскольку, внутри своих этносов данные структуры находятся в относительно согласованных состояниях, то можно говорить и о тенденциях во взаимоотношениях между всеми структурами каких-нибудь двух этносов. Именно в этом смысле и необходимо понимать выражения типа: два этноса имеют различные интересы в чем-либо, находятся в союзе или противоборствуют, здесь речь идет прежде всего о политических взаимодействиях. В целом, этнические взаимодействия в Дагестане не приводили к гражданским войнам, комплиментарность у этносов положительная, и все этнические проблемы здесь выстраиваются вдоль различного видения дальнейшей эволюции Дагестана.

Материал создан: 18.11.2017

создано на основе этого материала



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru