Об июньской агрессии Израиля против арабских стран написано немало. Тем не менее стоит еще раз вернуться к этому вопросу, точнее, к одному из его аспектов— ожесточенной психологической войне, которую ведут службы дезинформации Израиля, сионистские и просионистские органы пропаганды Запада. Эта война занимает важное место в политике правящих кругов Израиля и их хозяев в западных странах. «Война слов» против арабских народов была начата задолго до 5 июня 1967 года. Она продолжается и сейчас. Планы нападения на арабские страны строились в расчете на внезапность и молниеносное нанесение ударов. По признанию газеты «Джерузалем пост», элемент времени был решающим фактором в этой войне. С военно-тактической точки зрения высказывание газеты вполне обоснованно, однако о факторе внезапности можно говорить лишь в узко военном смысле слова. История свидетельствует о том, что подобные «внезапные» акты — венец тщательной подготовки агрессора.
На протяжении примерно полугода перед войной израильские руководители считали агрессию решенным делом. В этот период наблюдалось своеобразное явление: делая все возможное, чтобы застать врасплох вооруженные силы арабских государств, придать внезапность военным действиям, Израиль прилагал максимум усилий к тому, чтобы для мирового общественного мнения сам факт нападения не был неожиданностью, чтобы западный обыватель был убежден, что Израиль начал войну в целях «законной защиты». Эта схема воздействия на умы и чувства давно стала трафаретной для израильских политиков и генералов. Еще в 1956 году израильский генеральный штаб в течение нескольких месяцев готовил военную операцию по уничтожению оборонительного форта Калькилья в Иордании. В нашумевшем «Дневнике Синайской кампании» генерал Моше Даян писал: «...форт Калькилья был выбран в качестве цели нашей операции потому, что он находился вблизи густонаселенного городка и снесение этого форта с лица земли имело бы широкий отклик среди публики... Цель такой военной операции — политическая... Арабское, израильское и мировое общественное мнение может признать нашу операцию ответом на терроризм».
Признание Даяна лишний раз подтверждает, какое значение при подготовке очередной агрессии Тель-Авив придает политическому и психологическому воздействию на широкие слои населения различных стран. Крупные военные операции против ОАР, Сирии, Иордании и Ливана, террор в отношении населения оккупированных арабских территорий, варварские бомбардировки гражданских объектов — все эти разбойничьи действия полностью соответствуют установкам, выдвигавшимся сионистскими лидерами с момента создания государства Израиль. Генерал Даян вновь, как и ранее, ставит все точки над «1», заявляя: «Мы хотим лишить египтян равновесия», иными словами — устрашить арабов, оказать психологическое давление на их вооружен* ные силы и население.
ПРОПАГАНДА «ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»
Ставка, которую делают сионистские организации Запада и правящие круги самого Израиля на психологическую войну, побуждает и тех и других совершенствовать механизм официальной пропаганды Израиля. Подавляющее большинство периодической печати принадлежит политическим партиям и ими субсидируется. В настоящее время главная правящая партия труда формально не имеет своей ежедневной газеты на языке иврит. Однако газеты «Давар», «Гаарец» и некоторые другие на,деле являются ее органами. Последовательно проводит линию этой партии и номинально независимая газета «Джерузалем пост», выходящая на английском языке. В руках властей, а также Еврейского агентства (орган Всемирной сионистской организации) имеются мощные рычаги влияния на израильскую печать. Так, зачастую цензура снимает сообщения политического и экономического характера, публикацию которых канцелярия премьер-министра считает нежелательной. До сих пор в Израиле сохраняется военная цензура, введенная 20 лет назад, во время палестинской войны, причем цензуре подвергается весь номер, а не только военные сообщения.
В 1957—1958 годах кабинет Бен-Гуриона принял ряд законодательных мер, резко ограничивших свободу печати. Так называемый «Закон о безопасности государства», одобренный кнессетом в июле 1957 года, определил наказание (до 15 лет тюремного заключения) за разглашение «секретных сведений», причем эта формулировка толкуется самими властями Израиля произвольно, применительно к ситуации -. Вскоре правительство с санкции парламентской комиссии по внешней политике и обороне в административном порядке распространило действие этого закона практически на все стороны деятельности средств^массовой информации. Указ запрещает также оглашение данных об иммиграции, взятых из иностранных источников. Запрет был наложен и на публикацию материалов по делу нацистского преступника Эйхмана, вывезенного израильской разведкой из Аргентины. Это позволило сохранить в тайне сведения, компрометирующие нынешних заправил сионистского движения и военных преступников, занимающих высокие посты в ФРГ. Не довольствуясь законодательными ограничениями, лидеры партии труда навязали членам кабинета от других партий так называемую «коалиционную дисциплину» при помещении различной информации в их партийных изданиях.
Характерной чертой деятельности средств массовой информации Израиля является тесная взаимосвязь с органами и средствами пропаганды других империалистических держав. Международная информация для израильской прессы поставляется в основном западными агентствами Рейтер, ЮПИ, Ассошиэйтед пресс, а также так называемым Еврейским телеграфным агентством, обосновавшимся в США. Значительное место в ней отводится проблемам иммиграции, сбору денежных пожертвований в других странах и т. д. Эти источники получения оперативной информации обусловливают тенденциозный подбор сообщений из-за рубежа. Непосредственное влияние на формирование общественного мнения в Израиле оказывают и дипломатические представительства западных государств. Наибольшую активность проявляет посольство США в Тель-Авиве. Оно поддерживает тесную связь с редакциями ряда израильских газет, систематически устраивает пресс-конференции, проводит инструктаж редакционных работников по тем или иным вопросам международной политики, оказывая таким образом соответствующее влияние на пропагандистский аппарат Израиля.
Тель-авивское бюро ЮСИА направляет бесплатно всем газетам свои ежедневные бюллетени. Кроме того, посольство каждый год организует продолжительные бесплатные поездки в США видных журналистов Израиля. Определяющим образом на характер публикаций в израильской прессе влияет общий курс властей этой страны. Антисоветская пропаганда, разжигание чувства вражды к арабским народам, участие в психологической войне против национально-освободительного движения на Ближнем Востоке — все эти отличительные черты израильской прессы отражают политику экстремистских кругов Израиля. Внутриполитические события в арабских странах большинство израильских газет освещает с позиций именно этих кругов. Выражения «террористы», «бандиты», «толпа» стали обыденными в сообщениях о борьбе народов арабских стран против империалистического господства. По данным опросов, проводимых Израильским институтом общественного мнения, в 1968 году 87 процентов израильтян высказывались за применение силы в ответ на операции арабских партизан на оккупированных территориях.
В январе 1970 года, по сообщению агентства Рейтер из Тель-Авива, только 40 процентов опрошенных выступили за немедленную аннексию оккупированных арабских территорий, 44,4 процента предпочитали пока сохранить статус-кво; но 86,4 процента высказались за массовое заселение оккупированных земель. Трудно судить, насколько репрезентативны были группы опрашиваемых. Ясно также, что подобные публикации преследуют цель не столько выяснить мнение общественности, сколько создать видимость «всенародной поддержки» официальной политики. Вполне вероятно, что данные других, менее благоприятных для властей опросов не оглашаются. И, однако, при всех этих оговорках сами вопросы анкет показывают направленность и политическую сущность «национальной» пропаганды Израиля, а ответы на них свидетельствуют, что пропагандистская машина крутится отнюдь не вхолостую.
ПРОПАГАНДА «НА ЭКСПОРТ»
Трудно преувеличить роль, которую сыграли информационные и пропагандистские службы Израиля и сионистских организаций стран Запада в дезориентации мирового общественного мнения относительно положения на Ближнем Востоке накануне агрессии и после нее. Сотрудничество Израиля с зарубежными сионистскими организациями дает ему большие возможности контролировать и направлять деятельность многих органов печати, радио, телевидения, издательских и кинопрокатных фирм капиталистических стран. Английский журналист Теренс Притти в книге «Израиль— чудо в пустыне», изданной еще до июньской войны, пишет о значении для внешней политики Израиля широких политических, экономических, идеологических и культурных связей с евреями, проживающими в других странах. По словам Притти, «евреи в странах Запада действуют как канал доброжелательства и связи между правительствами своих стран и Израиля». Особенно прочны связи такого рода между Израилем и США. Американский журнал «Сатердей ивнинг пост» писал, что представители еврейской общины руководят доброй половиной крупнейших книгоиздательств Соединенных Штатов. Сионисты добились заметного места в политической жизни США.
Американцы — сторонники сионизма представляют собой часть «тесно переплетенного, щедро финансируемого и эффективно направляемого движения, которое благодаря влиянию на общественное мнение страны и господству над американскими средствами информации обеспечило «особый подход» к Израилю». Политические деятели разных направлений стремятся заполучить так называемые еврейские голоса на выборах. Концентрация более чем 74 процентов американских евреев в 14 крупных городах и 75 процентов — в 6 штатах (Нью-Йорк, где евреи составляют 14,9 процента населения, Калифорния, Пенсильвания, Иллинойс, Массачусетс и Огайо) со 178 голосами выборщиков постоянно учитывается кандидатами на выборные должности. Министерство обороны Соединенных Штатов прямо указало, почему ни один из влиятельных политических деятелей США не желает выступить против поддержки Израиля: «Для любой из наших крупных политических партий было бы опасным шагом предпринять попытку отказаться от американского покровительства Израилю. И ни одна из этих партий не пойдет на такой эксперимент (выделено мною.— В. Я.)».
Как именно сионистские организации и зависимая от них преоса оказывают влияние на политическую жизнь страны, на ее общественное мнение, хорошо показывают следующие примеры. В декабре 1960 года перед новоизбранным президентом Кеннеди стояла проблема подбора кандидатуры на пост государственного секретаря. Как пишет бывший советник покойного президента Артур Шлезингер, Кеннеди все более и более склонялся к назначению сенатора Фулбрайта: «...Кеннеди нравился Фулбрайт, нравилась игра его острого ума, четкость и едкость его языка и направление мышления в иностранных делах». Но... сенатор Фулбрайт так и не стал государственным секретарем США. Одна из главных причин — несогласие Фулбрайта с политикой крайнего антиарабизма, уже давно вызывавшее серьезное недовольство еврейской общины. «В конце концов президент уступил и вычеркнул имя Фулбрайта из списков кандидатов». Между прочим, тот же Уильям Фулбрайт, карьере которого помешало могущественное сионистское лобби, летом 1963 года представил комиссии по иностранным делам сената доклад о проблемах сионистского движения в США.
Объемистая папка показаний, державшихся первоначально в тайне, пролила некоторый свет на истинные цели крупнейшей сионистской организации в США Объединенный еврейский призыв. Согласно отчету, более чем 5 миллионов долларов, собранных среди американских граждан, были использованы различными сионистскими организациями для обработки американского общественного мнения в пользу Израиля. Эти средства, как выяснил сенатор Фулбрайт, пошли, в частности, на «культивирование редакторов» (!), «публикацию статей об Израиле в ряде ведущих журналов Америки», составление для радио и телевидения программ в духе сочувствия Израилю, субсидирование поездок в Израиль «людей, формирующих общественное мнение», особенно христианских священнослужителей, представителей научных кругов и работников средств массовой информации. Таким образом, сионистские организации осуществляют психологическую обработку американского общественного мнения, насаждая стереотипное представление об Израиле как о «маленьком демократическом Давиде, выступающем против злого арабского Голиафа».
И что особенно серьезно — они оказывают прямое давление на лиц, принимающих важные государственные решения, обеспечивают официальную поддержку со стороны Соединенных Штатов Америки сионистским политическим целям. Тесную связь сионистские организации США поддерживают с республиканцами. Известно, что обе крупнейшие партии Соединенных Штатов, обслуживая нужды различных монополистических группировок, в конечном итоге защищают интересы крупного капитала и самым непосредственным образом зависят от него. Связи же сионизма с монополиями общеизвестны. Волю крупных американских монополий и сионистских организаций США выполняют такие деятели, как сенатор Джэкоб Джавитс (от республиканской партии), имеющий тесные связи с империей Рокфеллеров и с сионистскими организациями. Буквально за неделю до агрессии Израиля сенатор Джавитс грозил ОАР «военными мерами», заявив, что США могут воевать «бок о бок» с Израилем, так как у них достаточно средств для ведения военных действий одновременно во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Впоследствии этот же сенатор призывал Соединенные Штаты стать «главным поставщиком» оружия и военного снаряжения Израилю. Люди, подобные Джавитсу, к сожалению, отнюдь не единичные фигуры в правящих кругах страны.
Не секрет, что политика Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке не претерпела принципиальных изменений с приходом к власти республиканской партии. 22 января 1970 года агентство Ассошиэйтед пресс передало из Вашингтона официальное известие о том, что четверо высших советников президента США назначены на почетные посты сионистской организации Объединенный еврейский призыв. Эти посты заняли руководитель группы исследования национальных целей при Белом доме Леонард Гармент, специальный помощник президента по вопросам внутреннего планирования Уильям Сефайр, член экономического совета при президенте Герберт Стейн и помощник по связи с конгрессом Юджин Коуэн. Последний займет пост почетного председателя Объединенного еврейского призыва. Насколько такой симбиоз устраивает заправил международного сионизма и экстремистских лидеров Израиля, ясно из высказывания министра обороны Израиля Моше Даяна. Еще в июне 1968 года он цинично заявил: «Позиция Соединенных Штатов имеет для Израиля гораздо большее значение, чем решение Совета Безопасности».
Открытое содействие правящих кругов, разумеется, сильно упрощает задачу сионистов; но и в тех западных странах, которые официально не поддержали израильскую агрессию, сионисты отнюдь не сложили оружия. Так, во Франции в 1967 году большая часть печати, идя вразрез с объявленной политикой правительства, заняла резко произраильскую позицию. Данные опроса, опубликованного в парижском еженедельнике «Пари матч», показывают, что в начале 1970 года число французов, симпатизирующих Израилю, уменьшилось в два с половиной раза по сравнению с 1967 годом. Со временем действие пропагандистского угара проходит, но сионистская машина сделала свое дело, обеспечив в нужный момент моральную поддержку агрессору со стороны определенных кругов. Далеко не всегда западные журналисты лично являются, по выражению Джеймса Олдриджа, «ликующими сторонниками Израиля». О том, какое давление на них оказывается, рассказал английский журналист Брайан Маги. Стоило ему показать телевизионную передачу с изложением позиции арабов, как последовали тысячи телефонных звонков в телевизионную компанию с протестами против того, что английское телевидение осмелилось благожелательно говорить об арабах.
Нетрудно догадаться, кто инспирировал это «изъявление чувств». Тем более были обречены на неудачу попытки арабских журналистов и публицистов отразить на страницах западной печати истинное положение дел на Ближнем Востоке. Бывший посол Сирии во Франции Сами Джун-ди предложил директору одного парижского издательства опубликовать книгу западного автора, сочувствующего арабам. «Книга хорошая, может быть, лучшая из написанных по этому вопросу,— ответил директор.— Но я боюсь, что если мы ее напечатаем, то престиж и будущее издательства окажутся под угрозой». Сионистские круги в значительной степени контролируют в Западной Европе издательское дело, причем чаще всего применяется следующий метод. Произраильски настроенный автор обращается в одну из сионистских организаций с рукописью или же получает от нее заказ написать книгу. Сионистская организация ведет переговоры с издательством и гарантирует ему возмещение убытков в случае неуспеха книги.
Затем сионисты вступают в контакт с рекламными и книготорговыми организациями, обеспечивая распространение книг, в которых излагается израильская точка зрения, огромными тиражами. Один из рычагов, которым пользуются сионистские организации,— это экономическое давление на прессу. Известно, что в капиталистических странах благополучие большинства органов печати зависит от сумм, получаемых ими за помещение рекламных объявлений. Сионисты тратят огромные средства на объявления и рекламу, ставя условием определенный подбор материалов. Так, английская газета «Гардиан» неожиданно прекратила печатать статьи журналиста М. Адамса о тяжелом положении арабов на оккупированных территориях. Причина исчезновения статей Адамса со страниц «Гардиан»: газете угрожали отказом давать ей высокооплачиваемые объявления. Мы рассказали лишь о некоторых сторонах деятельности сионистских мастеров обработки общественного мнения. Израильские милитаристы — международный сионизм — империалистические круги Запада — такова общая схема устройства этого пропагандистского механизма. Его «производственная программа» — непрерывная и массовая- выработка разнообразной идеологической продукции, в которой есть все, кроме правды, кроме непредвзятого отношения к фактам реальной действительности. Ибо и то и другое несовместимо с целями империализма и сионизма.
Автор текста: В. Пятигоров
Скачать книгу Цели и методы воинствующего сионизма
Материал создан: 27.05.2016