Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Православный расстрига в чужой рясе

Обе эти небольшие книжки имеют весьма примечательные обложки, жаль, что мы не можем показать их читателю. Название первой изображено большими черными буквами, стилизованными под еврейский алфавит. С букв капает некая жидкость, то ли кровь, то ли что иное. На обложке второй – пародийный рисунок знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», только женщину заменил там священник в рясе, поднимающий вместо серпа православный крест (Александр Гриднев. Кто такой Г. Якунин? М., 1995; Священник Глеб Якунин. Исторический путь православного талибанства. М., 2002).

Автор первой книжицы приводит немало примечательных подробностей об авторе второй, деятеле в свое время весьма известном. Нет‑нет, никаких грубостей, только факты. А. Гриднев сам побывал в горячих «диссидентах», хотя потом несколько остыл. Но окрестные дела он знает досконально, присмотримся же к его свидетельствам.

Вот что нам сообщают о жизни Глеба Якунина, цитируем: «Его мать звали Клавдия Иосифовна Здановская. Антисемиты уверяют, что фамилия эта раньше писалась Жиданович, и происходил их род из черты оседлости… В юности Глеб Павлович Якунин неизвестно во что верил. Поступил в Московский пушной институт, совмещая интерес к зоологии и к мягкому золоту. Обратил его в христианство сокурсник Александр Вольфович Мень». Ну, этого сомнительного православного и запутавшегося в жизни человека представлять не надо, известен по многим делам и скандалам. Впрочем, Якунину судьба не позволила стать удачливым мехоторговцем, за какие‑то делишки его отчислили из института. И тогда он подался в православные священнослужители.

Служба в православном храме тяжела и ответственна. По мнению очевидцев, Якунин себя ею не перетруждал. Зато подался после смещения гонителя Церкви Хрущева в «православные диссиденты». Это было в ту пору нечто совершенно новым. А вскоре стало модным. И как оказалось, весьма небезвыгодным. Конечно, пришлось ему некоторое время посидеть, но ведь без того никаким хоть сколь‑нибудь порядочным диссидентом не станешь… Никто и внимания не обратит. Так что пришлось уж постараться. Зато в разгар «перестройки» Якунин, как свидетельствует осведомленный Гриднев, «стал за это время вторым по популярности в России после Жириновского. Вот это взлет! Он носит рясу, но уже не священник… С ним плечом к плечу деятели горбачевского политбюро, бывшие партийные боссы, доктора в прошлом марксистских, а теперь рыночных наук, «красные директора», комсомольские собкоры, – все бывшие и, кажется, никого из православных…»

Все это хорошо памятно немолодым уже телезрителям, тогда рыжая и крайне несимпатичная физиономия его постоянно маячила на телеэкране и, как правило, в самых скандальных обстоятельствах. Напомним кое‑что особенно неприятное со слов того же А. Гриднева: «Поскольку Якунин всегда и во всем поддерживал иностранцев (это его слабость), он высказался в пользу хасидов… Эстонцы потребовали Печерский район. Якунин немедленно встал в позу «чего изволите?». Японцы заявили претензии на Южные Курилы. Глеб Павлович расплылся от благожелательности: «Отдать, конечно, отдать».

Остановимся на этом. Не станем задерживаться и на том, что Якунина лишили священнического сана и теперь он к Русской православной церкви никакого отношения не имеет. Однако яростную борьбу с отечественным Православием по‑прежнему ведет вовсю. Новейший пример тому – книжица с глумливым переиначиванием знаменитой статуи. Тут составлен Якуниным некий перечень его претензий к нынешней Русской православной церкви и ее священноначалию, причем в нарочито дерзкой форме. Наше издание светское, поэтому не станем касаться вопросов канонических и иных подобных. Остановимся только на политических.

Известно, каким гонениям подвергают русских людей в Эстонии наследники тамошних нацистов, они и древние православные храмы в бывшей Колывани попытались прибрать.

Примерно то же происходит и на Западной Украине, где правят прислужники Гитлера бандеровцы. Ясно, в чью пользу высказался наш расстрига: «Наиболее характерно положение на Украине и в Эстонии, где уже имелся в досоветский период опыт автокефальных отношений. Истерические (так и написано, прости, Господи!) заявления Алексия II о неканоничности таких независимых устремлений основываются исключительно на феодально‑большевистских представлениях о церковном праве и мало чем отличаются от заявлений коммунистического Советского Союза в былых границах». Здесь и далее никаких пояснений подобным суждениям озлобленного русофоба‑расстриги мы давать не станем, тут и без того все очевидно.

Отметим же, предоставляя слово самому расстриге‑автору, что именно его более всего раздражает в гражданской деятельности Московского патриархата. О, очень многое! На первое место своих упреков он ставит незыблемый принцип нашего Православия, что «подлинная истина – лишь в древнем благочестии». Якунину явно милее богослужения под тяжелый рок, что творятся ныне во многих западных капищах. Пеняет он Патриархии и «враждебность к Западу, к его политическому и общественному укладу, к западной культуре. Особенно к США и военному союзу НАТО». Вышла эта книжка незадолго до кризиса вокруг Ирака, но наш расстрига явно стоял за бомбежки Багдада!

Многое, очень многое ненавистно Якунину в сегодняшней жизни нашей Православной церкви. Вот еще одна грозная инвектива: «Преподавание религиозных дисциплин под видом «религиоведения» священнослужителями Моспатриархии вводится в высших учебных заведениях (даже в военных академиях). В некоторых регионах введено преподавание Закона Божия в рамках общеобразовательной дисциплины в государственных средних школах». Тут впору бы возрадоваться православной душе, но не так она, знать, устроена у бывшего священника Якунина.

Долгие десятилетия военнослужащие наши не имели духовного окормления, пагубность чего осознается ныне, кажется, всем народом. Якунин и тут гневается:

«Происходит широкая клерикализация армии. Проводятся официальные церемонии (освящение знамен, ракет, кораблей, в частности солдат и оружия, направляемых на войну в Чечню), что грубо противоречит действующему закону». Ну, к чеченским бандитам у него давняя и особая привязанность. Тот же А. Гриднев с подробностями рассказывает, как в самом начале чеченских выступлений Якунин летал в мятежный

Грозный в сопровождении небезызвестных русофобов Шейниса и Шабада вдохновлять Дудаева.

Наконец, в последние годы Православная церковь стала опекать души тех несчастных, что томятся в наших бесчисленных местах заключения. Но Якунин и тут брюзжит, что в те места не допускают (и слава богу!) разного рода сомнительные, а то и черные секты.

Православные граждане России хорошо помнят, как в 2002 году папа римский начал против Православия очередной поход, резко попытавшись усилить влияние у нас католической церкви. У самих храмы Божии пустуют, священство уличается во всяких мирских соблазнах, так они к нам устремились. Отпор они, разумеется, получили. Наш расстрига и здесь тут как тут. Он взволнован, он возмущен до глубины своей верующей (только во что?) души. Цитируем: «12 февраля 2002 года в телеинтервью РТР митрополит Кирилл в ответ на эту внутрикатолическую перестройку обвинил католиков чуть ли не в духовном потрошительстве русского народа: «…и мы говорим, – заявил во гневе православный митрополит, – что расчленять людей по религиозному признаку – значит ослаблять нацию».

В защиту католического вторжения в Россию Якунин прибегает к помощи дружественных ему Соединенных Штатов Америки: «Патриарх Алексий посещает США, где «традиционное большинство» – католики, без спроса у католической иерархии США, хотя требует от папы для визита в Россию своего разрешения». Ложь, папа может приехать к нам в любой день, никакого разрешения получать ему в Свято‑Даниловом монастыре не надо, это дело сугубо государственное. А вот насчет «католического большинства» поднапутал немного борец с Православием: согласно новейшему справочнику «Страны мира» в США 57 % граждан принадлежали к разного рода протестантским толкам и только 28 % к католикам. Вот тебе и «большинство»…

Естественно, что Якунин оказывается яростным сторонником перехода на новый стиль в церковном богослужении и отмену старого стиля как «реакционного». Спор этот ведется давно. Православная церковь отстаивает свою убежденность убедительными и выверенными доказательствами. Якунин, разумеется, не может привести убедительных аргументов, но настаивает яростно и зло. Отчего бы? Какое отношение это имеет к устройству прозападной «демократии» на Руси? А никакого, просто‑напросто Якунину и иже с ним до смерти хочется разрушить краеугольные основы Православия.

Сюда же относится и всяческое глумление составителя брошюрки над идеей «Третьего Рима», высказанной псковским старцем Филофеем еще в XVI столетии. Опять‑таки спросим: зачем? Какое отношение это имеет к нынешней православной церковной жизни или тем паче к общей линии Свято‑Данилова монастыря? Нет, публицисту‑расстриге претит любая православно‑русская традиция.

Естественно, что глубокую ненависть Якунина вызывает деятельность покойного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна. Тут уместно привести цитату, она весьма красноречива, хоть и написана, как и вся книжица, дурно: «Духовный учитель православного «талибанства» митрополит Иоанн (Снычев), вдохновитель гонений на сторонников церковных реформ, был убежденным антисемитом, верил в подлинность протоколов сионских мудрецов, в мировой заговор против России и Православия – оплота подлинной борьбы против антихриста и сатаны». Уж почти десять лет прошло со дня кончины святителя Иоанна, а еретики‑русофобы все никак не могут утишить свою к нему непримиримую ненависть. Значит есть за что.

Понятно, однако, что самые густые проклятия вызывает у расстриги память И. Сталина. Не станем здесь сколько‑нибудь подробно рассматривать глубочайший исторический сюжет «Сталин и Православная церковь». Отметим лишь, что в злобе своей наш расстрига и тут невольно проговорился. Он охотно рассказывает, как при хрущевском погроме в начале 1960‑х годов были закрыты половина приходов, столько‑то монастырей и семинарий. Верно. А кто их незадолго перед тем вернул из бездны, дал окрепнуть и пустить животворящие ростки? Ясно кто, но тем большую ненависть этот заступник Православия вызывает у космополитов‑русофобов.

Теперь у нас их осталось, слава Богу, немного, и если бы не богатая долларовая подпитка, исчезли бы совсем. Но пока они стараются изо всех сил своих адовых.

Материал создан: 27.11.2015



Хронология доимперской России