Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на букву Э

Эвенки, Эвены, Энцы, Эрзя, Эскимосы и Эхириты

ЭВЕНКИ

(эвенкил), с 1606 г. по 1931 г. – тунгусы, населяют огромную территорию от Енисея до Охотск, моря, от Таймыра до Байкала и Амура, 30,5 тыс. Э. проживает в Маньчжурии, КНР (пер.2000 г.).
Антропологически относятся к различи, вариантам (занимая такую территорию) байкальской расы (в Эвенкии: ск. д. – 147,4 мм, р. бор. – 1,0 бал., эпикантус у 52 % муж., дл. тела – 157 см) сибирских монголоидов.
Язык – эвенкийский (7,6 тыс. говорящих, 2002) относится к тунгусск. ветвь тунгусо-маньчжурск. яз. группы, подразд. на сев. (севернее р. Ниж. Тунгуска и ниж. Витим), юж. (южнее этих рек) и вост. (восточнее р. Лены) группы диалектов; в 1929 г. на базе сев. и юж. групп диалектов (Эвенкийск. а. о.) была создана письменность на основе латинск. графики (с 1937 – русской), однако обширность терр. и дисперсность расселения Э. стимулируют переход их на др. языки, – гл. обр., русск. и якутск.: в 1989 г. Э. яз. считали родным 30,3 % Э., в 2002 г. – 21,3 % Э. на терр. преимущественного их расселения (РФ), числ. Э. говорящих на Э. яз., постепенно сокращается: 1989 г. – 30,3 %, 2002 г. – 21,3 %.
Этногенез. Этнич. основой Э. стали тунгусск. племена Забайкалья, где они были зафиксированы кит. хроникой «Таншу» в VII в.; под давлением, гл. обр., монгольск. племен (X–XIII вв.) предки Э. двигались на Север и Сев. – Вост., ассимилируя, гл. обр., юкагирск. немногочисл. племена и Сев. – Зап., оттесняя мелкие группы кетов и самодийцев и частично смешиваясь с ними, заселив к XVII–XVIII вв. огромную терр., проникнув на Амур, Сахалин и Китай; в русск. источн. Э. известны с 1606 г. от тюрков, чье назв. Э. «донгуз» стало русск. «тунгус» и длит, время было их экзоэтнонимом; значит, группы Э. были ассимилированы бурятами в Забайкалье (этнич. группа хамнинган), якутами (в Якутии), а 4 рода (долган и др.) стали этнорасовой основой долган (см. – долганы). В прошлом Э. подразд. (память об этом сохраняется по наст, время) на родов, общины – елдогир, нюрумнял, удыгир на Ниж. Тунгуске (с 1930 г. – Эвенкийск. а. о.), киндигир, чильчагир, шамагир в Иркутск, обл., бирагир., манягир, самагир в Хабаровск, крае и т. д.
Численность: 1897 г. – 57,2 тыс. в России, в т. ч. на Э. яз. говорили 35,3 %, русск. – 37 %, бурят. -18,2 %, Якутск. – 9 %; в РФ: 1926 г. – 38,8 тыс. (род. яз.: Э. яз. – 67 %, Якутск. – 14,9 %, русск. – 12,4 %, бурят. -5,7 %), 1959 г. – 24,7 тыс., 1989 г. – 29,9 тыс., в т. ч. Якутия – 14,4 тыс., Эвенкия – 3,5 тыс., 2002 г. – 35,5 тыс., в т. ч. в Якутии – 18,2 тыс., (род. – Э. яз. – 7,8 %, якутск. – 85,4 %), в Эвенкии– 3,8 тыс. (род. – Э. яз. – 53,4 %).
Традиционные занятия – часть Э. (т. н. «пешие», ок. 45 % числ. Э. в 1897
г.), проживающая в тайге занималась охотой, в т. ч. пушных, разводили оленей для транспортных целей, занимались рыболовством, др. часть (т. н. «конные» или мурчены – св. 47 % числ. Э.), обитавшая в степях Забайкалья занималась скотоводством, в частности коневодством (в XX в. мурчены слились с бурятами), в советск. время традиционное хозяйство сохраняется, в Эвенкии и Якутии, в 1930 – 1940 гг. родовая система организации хозяйствования была изменена колхозами, затем совхозами, в 1990-х гг. возобладала тенденция возвращения к прежней организации труда.
Религия – шаманисты (сам термин «шаман» восходит к эвенкийск. «саман» – человек, общающийся с духами, тюркск. – кам, отсюда действие шамана – камлание), в основе Э. шаманизма почитание духов трех миров: верхн. (начало шаманск. реки Энгдекит), средн. (реальный мир – сама река), ниж. (конец реки), а также духов рек, гор, тайги, животных и т. п., то, что составляет основу шаманизма вообще; в нач. XIX–XX вв. осн. часть Э. считались православными христианами, однако христианство у них ограничивалось формальным исполнением образов при посещении священником Э. стойбищ, в советскую эпоху борьбы с христианством и в наст, время вернулась традиц. вера.
Лит.: Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (18 – нач. 20 вв.) Л., 1969; Рычков Ю.Г. Материалы по антропологии западных тунгусов// Труды ИЭ АН СССР. Т. 71., 1961; Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М. 1985.

ЭВЕНЫ

(эвенел), устар. (до 1930 г.) – ламуты (эвенк, ламу – «море», через якутск. «ломут»), нас. обширную терр. от р. Лены до Охотск, моря и от сев. р-нов Хабаровск, края до зап. р-нов Чукотки и Коряк, а. о.
Антропологически относятся к байкальской расе (ск. д. -148,4 мм, р. бор. -1,04 бал., эпикантус у 70,6 % муж., дл. тела -160,4 см) сибирских монголоидов.
Язык – Эвенский (7,17 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к тунгусск. ветви тунгусо-маньчжурск. группы языков, близко-родственен эвенкийскому, подразд. на зап. (Якутия), средн. (Хабаровск. край) и вост. (Магаданск. обл. и Камчатск. край, Чукотка и Корякия) группы говоров; на базе ольского говора (Магаданск. обл.) в 1931 г. была создана письменность на основе латиницы (с 1936 г. – русск. графики); в 1989 г. Э. яз. считали родным 43,8 % Э., в 2002 г. – 37,6 % Э.
Этногенез. У Э. общие с эвенками предки – тунгусск. племена, часть к-рых в процессе расселения по терр. совр. Якутии, Чукотке и Камчатке, ассимилируя немногочисл. группы юкагирск. и корякск. населения, обособилась от осн. массы тунгусов – предков эвенков; ко времени контактов Э. с русскими (сер. XVII
в.) они кочевали к зап. от побережья Охотск, моря (отсюда их экзоэтноним «ламуты») в отрогах Верхоянск, хребта, басс. Колымы, Индигирки и Омолона, а в сер. XVIII – 1 пол. XIX вв. Э. продвигаются на Камчатку и Чукотку; близкое родство Э. с эвенками в языке, в физич. облике, а главное – в этнониме (Э. – эвенки: эвенел – эвенкил) подчас приводило при переписи населения к путанице, в частности, в переписи 1926 г. значит, часть Э. была включена в число эвенков.
Численность: 1926 г. – 2,0 тыс. (только камчатск. Э.), 1959 г. – 9,1; 1989 г. – 17,1 тыс., в т. ч. в Якутии – 8,7 тыс.; 2002 г. – 19,9 тыс. чел.; в т. ч. в Якутии – 11,7 тыс. (якутск. яз. – 81,1 %, Э. яз. – 18,1 %).
Традиционные занятия – кочевое оленеводство у бол-ва Э. у ороче-лов («оленные»), у оседлых жителей Охотск, побережья (к ним относятся экзоэтноним ламуты) преобладало рыболовство в устьях рек и временами охота на морск. зверя (тюленей); транспортными животными у оленеводов естественно был олень (эвенск. олень отличался от чукотск. и корякск. большим ростом, силой и выносливостью: за одного Э. оленя чукчи и коряки отдавали два своих), у прибрежных Э. («ламуты» в узком смысле слова) – особая порода собак; олень использовался для верховой езды и под вьюк, собаки – в упряжные нарты; кроме того все Э. занимались охотой на сев. оленя, лося, горного барана, пушного зверя (гл. обр., белку) пешком (зимою – на лыжах) или верхом на оленях с охотничьей собакой… между оленеводами и приморскими Э. шел натуральный обмен – оленье мясо и шкура на рыбу и нерпичью (тюленью) кожу…
Религия: – православные христиане (прежде всего оседлые) и шаманисты (прежде всего кочевые), у всех Э. был распространен культ медведя («медвежий праздник», особые ритуалы, проводимые охотником над убитым ими медведем).
Лит.: Попов У.Г. Эвены Магаданской области. М., 1981.

ЭНЦЫ

(эннэчэ, также сомату у сев. Э., пэбэй – юж.) живут в Усть-Енисейск. и Дудинск. р-нах Красноярск, края; подразд. на сев. «тундровых» – сомату и юж. «лесных» – пэбэй.
Антропологически «чистокровные» (22 % Э.) относятся к катангскому типу (ск. д. – 151,3 мм, р. бор. – 1,36 бал., эпикантус у 45,2 % муж., дл. тела – 157,5 см) байкальск. расы сибирск. монголоидов, часть (ок. 68,4 % Э.) имеет примесь др. менее или более монголоидных типов, в т. ч. характерные для вост. ненцев (59 % Э.) и нганасан, у примерно 9,3 % заметна примесь европеоидных черт (меньше скул, д., отсутствие эпикантуса, больше дл. тела).
Язык – Э. самодийская группа подразд. на сев. (хантайск., ок. 52 % говорящих на нем Э., 1989 г.) и юж. (карасинск.) диалект, лит. яз. – ненецкий, в 2002 г. на Э. яз. говорили 119 чел. (33,5 % Э.).
Этногенез. Э. – потомки пришедших с юга самодийск. родов маду и солда, образовавших сев. группу Э. (сомату) и родов бай, ючи, образовавших группу юж. Э. (пэбэй); прибывшие самодийцы ассимилировали местн. населения неизв. этнич. принадлежности, обусловившие их физич. отличие от др. самодийск. групп; время прихода Э. на их совр. терр. неизвестно, в русск. источниках они известны с к. XV в. под назв. молгонзеи, от к-рых получил найм, острог Мангазея (1601 г.); в XVIII–XIX вв. именовались енисейск. самоедами (до 1930 г.), затем исходя из их этническ. близости к ненцам до 1989 г. учитывались в составе ненцев, с к-рыми Э. особенно сев. (сомату) постепенно смешиваются и сливаются; смешение Э. в советск. время усилилось и не только с соседними ненцами и нганасанами, но и с приезжими из Евр. России на врем, местожительство: в 1993 г. 85,9 % семей Э. были этнически смешанными, в т. ч. 27,2 % – с приезжими; межэтнич. браки в случае их преобладания в брачных отношениях опасны для этнической идентичности, языка и культуры, т. к. нарушается этнич. единство, тем более что Э. -малочисленный этнос.
Численность: 1897 г. – 477 енисейск. самоедов, 1989 г. – 198 чел. Э., 1992 г. (по данным местн. статистики) – 210 чел., в т. ч. пэбэй – 126 чел. (в пос. Потапово – Дудинск. р-на и 30 чел. в г. Дудинка), сомату – 84 чел. (в Усть-Енисейск. р-не, в т. ч. в пос. Воронцово – 57 чел.); 2002 г. – 237 чел.
Традиционные занятия – оленеводство у сев. (сомату), охота на дикого оленя и пушного зверя у юж. (пэбэй), рыболовство у всех Э.; в 1990-х гг. ок. 40,5 % Э. занимались традиц. хозяйством.
Религия: – шаманизм (культ различ. духов – «хозяев»: «хозяйка» земли Дя-меню, ее сын Дба-юга «хозяин» оленей у сомату, духам-хозяевам, а также злым духам из нижнего мира приносились жертвы – оленье мясо, кусочки сукна, деньги), в XIX в. в христианство были обращены лесные Э. – пэбэй, но этот факт не заменил традиц. верования…
Лит.: Долгих Б.О. О родоплеменном составе и расселении энцевП Сов. этнография. 1946, № 4; Кривоногое В.П. Этнические процессы у энцевП Этнографическое обозрение, 1998, № 2.

ЭРЗЯ

(эрьзят), субэтнос мордвы (см), составляют мордовск. население сев. и сев. – вост. р-нов Мордовии и ок. 2/3 мордвы проживающих вне ее.
Антропологически Э. относятся к относительно светлопигментированному сурскому (от гидронима Сура) типу (ск. д. 139,8 мм, р. бор. – 3,14 бал., светл. глаза у 59,5 % муж., светл. вол. у 24 %, дл. тела – 167 см) европеоидной расы.
Язык – Э. (финск. подгруппа угро-финск. языков), подразд. на множество говоров, на базе говора Атяшеск. р-на Мордовии была создана письменность на основе русск. графики (с 1926 г. издается газета «Эрьзянь правда»), сложился лит. язык; в переписях нас. Э. и мокшанск. языки учитывались, за небольшим исключением, как «мордовский» язык.
Этногенез. Э. – потомки древнемордовских племен, зафиксированные археологами в рамках городецк. арх. культуры (сер. 1 тыс. до н. э.), с 1 пол. 1 тыс. н. э. в составе этих племен начинается эволюция формирования эрзянск. этнич. общ-сти, гл. обр., в басс. Оки; впервые в письмен, источн. Э. зафиксирована в послании кагана Хазарии (X в.) под этнонимом арису, с XI в. соседями Э. становятся славянск. племена (вятичи), расселявшиеся по р. Оке, однако в древнерусск. источн. Э. у пом. под назв. мордва (см), Мордовск. земля; с продвижением на Восток границ Руси, часть Э. вошла в состав нас. Рязанск. и Нижегородск. княжеств (XII–XIV вв.), после падения Казанск. (1552 г.) и Сибирск. ханств (1582 г.) и расселения русских на Восток Э. оказались вовлеченной в эти переселения.
Численность: 1926 г. (данные иссл. В.И. Козлова) – 872 тыс. (65 % числ. мордвы), 1959 г. – 165 тыс., 2002 г. – 84,4 тыс. чел. в Мордовии.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. мордва.

ЭСКИМОСЫ

– традиц. найм, близкородственных народов, принятое в европейск., а затем в русск. науч. литературе XVIII -
XIX вв.; кор. нас. побережья Азии – Чукотки (РФ), Аляски (США), сев. р-нов Канады, Гренландии (Калааллит). Российск. Э. (юпи-гит – «настоящие люди») подразд. на этнич. группы: уназиглит или айвуан (чаплинцы, т. к. живут в 4 поселках у мыса Чаплин, Чукотка, в 1926 г. составляли ок. 53 % числ. Э. в России), нывука-глит или науканцы (живут на терр. от пос. Инчоун до пос. Лаврентий), сирениглит (сиреникцы, жители пос. Сиреники).
Антропологически относятся к арктической расе (ск. д. 148,4 мм, р. бор. – 1,62 мм, эпикантус у 33,4 % муж., дл. тела 162,8 см) монголоидов, часть Э. (особенно, чаплинцы в пос. Уэлькал) смешались с местн. чукчами, с к-рыми у Э. много общих расовых черт, с приезжими из Европ. России (гл. обр., русскими).
Язык – Э. (алеутско-эскимосск. группа или семья в разных классификациях), в РФ – юпигитский, подразд. на 3 диалектных группы соответств. по этнич. группам – чаплинск., науканск. и сиреникск., в 1932 г. на базе чаплинск. диалект, группы была создана письменность на основе латиницы (с 1937 г. – кирилицы), в 2002 г. на Э. яз. говорили 410 чел., 23,4 % Э.
Этногенез. Прародиной всех Э. (вкл. гренландских) была Сев. – Вост. Азия, откуда началось их продвижение через Берингов пролив на Американск. континент; с ними археологи связывают берингоморскую (1 тыс. н. э.) и пунукскую (2 тыс. н. э.) археологич. культуры. В русск. источн. впервые упом. Э. с 1655
г., правда, их путали с чукчами, называя «сидячими» (т. е. оседлыми) или «пешими» чукчами и до сер. XIX в., пока контакты с русскими были слабыми, об этнографии азиатск. Э. знания были очень скудными. Европейцы «познакомились» с Э. через посредничество индейцев-атапасков, чье наименование «эски-мок» («поедающие сырое мясо») стала общим экзоэтнонимом для всех родств., но все же разных народов, о гренландск. эскимосах узнали в XVIII в. (в X в. на острове обосновались норвежек, викинги, но к XV в. вымерли и Гренландия была вновь «открыта» лишь в 1576 г., с 1721 г. началась повторная колонизация, в о-в стал владением Дании). В России чукчи с XVIII в. оттесняя Э. к побережью ассимилировали знач. их часть – на основе смешения и ассимиляции Э. чукчами сложилась этнич. группа чукчей – анкалыт; в 1931 – 1937 гг. была попытка со стороны властей ввести в официальный оборот самоназвание российск.
Э. – «юпигыт», кончившаяся неудачей. Совр. этнич. процессы, проходящие в Чукотск. а. о. заключаются с одной стороны в консолидации различ. этнич. группы Э. в один этнос, с др. стороны продолжается смешение Э. с чукчами и приезжими, сказываясь, гл. обр., на утрате исконного языка и отд. элементов традиц. культуры.
Численность в РФ: 1926 г. – 1,3; 1959 г. – 1,1; 1989 г. – 1,7; 2002 г. – 1750 чел., в т. ч. Чукотск. а.о. – 1,534 тыс. чел.
Традиционные занятия – морская охота (тюлени, моржи), рыболовство, собирательство, разведение ездовых собак.
Религия: почитание добрых и боятся злых, вредоносных, духов; осн. ритуалы связаны с промысловым культом: праздник кита, особо почиталась касатка – покровитель морск. охоты, героем космогонич. преданий – Ворон (кошкли) и др. верования, характерные для полярных народов, в частн. чукчей.
Лит.:Лопуленко Н.А. Азиатские эскимосы.//Расы и народы. М., 1980, вып.10; Меновщиков Г.А. Эскимосы: научно-популярный историко-эт-нографический очерк об азиатских эскимосах. Магадан. 1959.

ЭХИРИТЫ

(эхирид), этнич. группа, составляют основу бурят, нас. Баяндавск. р-на Бурятск. Усть-Ордынск. а. о. и Ольхонск. р-на Иркутск, обл., отд. группы прожив, в Баргузинск., Кударинск. и Курумканск. аймаках Бурятии; в к. XIX в. подразд. на 14 родов, из к-рых 12 родов, (в т. ч. абазай, баяндай, олзон) считались «коренными Э.».
Антропологически относятся к центральноазиатскому типу (ск. д. – 149,3 мм, р. бор. – 1,52 бал., эпикантус у 56,7 % муж., дл. тела – 165,4 см) монголоидной расы.
Язык – зап. диалект бурятского.
Этногенез. Этноним Э. восходит к монгольск. (эхэрит) назв. тюрков-икирас («близнец»); разгромленные Темуджином (Чингисхан с 1206 г.) в 1202 г. уцелевшие икирасы бежали в Предбайкалье из Центр. Азии (совр. Монголия) вместе с частью племени кунграт (хонкират) – сторонниками соперника Темуджина в борьбе за власть Джамухи; пришедшие в сер. XVII в. русские застали Э. в Предбайкалье (в верх. Лены и ее притоков); в 1740
г. часть Э. переселилась за Байкал, в низ. Баргузина, где Э. перемешались с булагатами и хоринцами, также переселенцами XVIII в.
Численность: 1897 г. – 28,8 тыс., (ок. 10 % числ. бурятов), в т. ч. 24,1 тыс. чел. в Иркутск, губернии
Традиционные занятия, религия, лит. – см. буряты.

Материал создан: 12.07.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru