Юкагиры, Юрматинцы, Юртовские татары и Якуты
Юкагиры
(одул, вадул) живут в Якутии (Респ. Саха) по бер. Колымы (вадул в ниж. течении реки, одул в сред.), в Магаданск. обл. (верх. Колымы) проживает часть Ю. (одул).
Антропологически относятся к варианту (наиб, монголоидному) байкальской расы (ск. д. – 145,3 мм, р. бор. – 1,05 бал., эпикантус у 70 % муж., дл. тела – 156 см) сибирских монголоидов.
Язык – Ю. (уральско-юкагир. яз. семья) подразд. на тундровый (низ. Колымы) и таежный (одул) диалекты; в 1970-е гг. писателем Ю. Г.Н. Куриловым была разработана Ю. письменность на основе русск. графики; в 1989 г. Ю. яз. считали родным 32 % Ю.; в 2002 г. – им владело 604 чел., в т. ч. 28,3 % Ю.
Этногенез. Ю. – потомки древнего населения терр. от низ. Лены до Анадыри и Верхоянского хребта, однако в 1 тыс. н. э. численно невеликие Ю., дисперсно расселившиеся на столь огромной терр., стали объектом ассимиляции со стороны продвигавшихся с юга тюркск. (предки якутов) и тунгусск. племен на зап. и юж. ареале расселения Ю. и чукчей на востоке Ю. терр.; в XVII в. русские, продвигаясь в низ. Лены и др. рек к востоку от нее, встретились с племенами Ю. (первое у пом. 1635 г. относится к янгинцам, населявших тогда берега р. Яны, в 1643 г. у пом. омоки с Колымы, в 1649 г. – чуванцы с р. Чауна, несколько позже – алаи на р. Алазее, анаулы на Анадыре…), первоначально русск. землепроходцы всех Ю. назвали по этнониму наиб, многочисленных омоков (как их называют местн. русские и в наст, время), но с XVII в. распространилось тунгусск. (эвенкийск.) назв. – «юкагир»; к сер. XVII в. русские основывают на Ю. терр. остроги-поселения (зимовья): в 1638 г. построены 2 зимовья на Индигирке, в 1643 г. – Среднеколымск., в 1644 – 1647 гг. – Нижнеколымск. и Верхнеколымск., в 1649 г. на лев. берегу Анадыря Дежнев основал острог (близ совр. поселка Марково). Бурный XVII в. тяжело отразился на жизни Ю.: эпидемия оспы, военные столкновения с чукчами, ассимиляция, в т. ч. русскими на Колыме и Индигирке (этнич. группы колымчане и русскоустьинцы) сократили численность Ю. с 4,7 тыс. чел. в сер. XVII в. до 2,6 тыс. в конце того же века; в XVIII–XIX вв. численность Ю. продолжала сокращаться до 948 чел. в 1897 г., лишь с сер. XX в. демографическая деградация прекратилась. С к. XX в. проблемой возрождения Ю. этноса и языка занимается общественность, объединенная в Совет старейшин и Фонд возрождения Ю. (1992 г.).
Численность: 1926 г. – 443 чел., 1959 г. – 442 чел., 1989 г. – 1112 чел. (Якутия – 697 чел.), 2002 г. – 1509 чел. (Якутия – 1097 чел., в т. ч. с родным Ю. яз. – 28,3 %, якутск. – 61,7 %).
Традиционные занятия – охота на оленей, лосей, гор. баранов, пушных зверей, на птицу; рыболовство; тундровые Ю. разводили оленей, приполярные (в низ. pp. Колыма, Индигирка, Яна, Алазеи и т. д.) – ездовых собак, традицию езды на них Ю. переняли от русск. старожилов. Сокращение поголовья диких оленей, рыбы в реках заставило менять традиц. хозяйство: верхнеколым. Ю. (Магадан, обл.), например, стали заниматься земледелием (огородничество), коневодством (лошади самой северн. якутск. породы) и звероводством (уже в советск. время разводили в вольерах и клетках пушных зверей).
Верующие – православные христиане (с XVII–XVIII вв.) с элементами традиц. верований (культ различи, духов).
Лит.: Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.
ЮРМАТИНЦЫ
(юрматы), этнич. группа, основа башкирск. нас. Азнакаевск., Бавлинск. и Стерлитамакск. р-нов Башкортостана, отд. группы Ю. проживают в сосед, р-нах Башкирии и Оренбург, обл.
Антропологически относятся к более европеоидному, чем у башкир юго-вост. и особенно вост. р-нов Башкирии, варианту (ск. д. -144 мм, р. бор. – 2,1 бал., эпикантус у 20 % муж., дл. тела – 165,3 см) южносибирской расы.
Язык – ик-сакмарск. говор южного диалекта башкирского.
Этногенез. По мнению башкирск. этнологов и историков этноним Ю. восходит к назв. древнемадьярск. племени дьярмат, известного как одного из семи мадьярск. племен пришедших в к. IX в. на сред. Дунай (этноним отразился в назв. совр. гор. Балашшадьярмат в Венгрии на границе со Словакией) и, хотя венгерск. лингвисты (Немет Д., Рона-Таш А.) не согласны в идентичности юрматы – дьярмат, указывая на то, что в то время они звучали бы иначе, отдаленная связь между племенами в Башкирии и дьярматы в Венгрии определенно имеется – уже очень оригинальны этнонимы и возможное их искажение не меняет сути – ядро средневековых Ю. составили др. венгры (мадьяры). В XIII–XIV вв. Ю. кочевали в составе или по соседству с башкирами, смешались и тюркизировались и вместе с ними вобрали большие группы кыпчаков, пока не обосновались (прим. в XV
в.) на совр. терр.; в XV–XVI вв. Ю. были под властью Ногайск. Орды, отд. группы ногайцев после ее распада (нач. XVII в.) вошли в состав Ю., составив отд. подразд. «ногайлар», в XVIII–XIX вв. в состав Ю. были включены небольшие группы татар-миша-рей, чувашей, казахов.
Численность: 1926 г. – ок. 28,0 тыс. чел.(башк. нас. вышеуказ. р-нов)
Традиционные занятия, религия – см. башкиры.
Лит.: Немет Д. Венгерские племенные названия у башкир.//Археология и этнография Башкирии, 4. Уфа, 1971.
ЮРТОВСКИЕ ТАТАРЫ
(юрт татарлары) живут в 5 селах (Килинчи, Яксатово, Три Протока и др.) Приволжск., в сел. Солянка Наримановск. районов Астраханск. обл. и в г. Астрахани.
Антропологически не исследованы, по свидетельству П. Небольсина, изучавшего этнографию Ниж. Поволжья (сер. XIX в.) внешне Ю.т. отличались от карагашей (см) более европеоидными чертами, т. о. вариант южносибирской расы.
Язык – особый говор, сочетающий признаки ногайск. и татарск. языков, лит. – татарский.
Этногенез. Этнич. основу Ю.т. составило оседлое тюркск. нас. Астраханск. ханства (1502 – 1556 гг.), оставшееся после занятия Ниж. Поволжья русскими; в 1655 г. впервые упом. под своим совр. найм, (юрт может обозначать «кор. место обитания», «родина», следовательно «местные», т. е. астраханск. татары); в этногенезе мест, населения нет ничего определенного: здесь, в низ. Волги, был г. Итиль, столица Хазарии, разрушен в 965 г., был г. Саксин, разрушен монголами в 1230 г., уже в золотоордынское время возник город Хаджи-Тархан, после распада Зол. Орды (к сер. XV в.) ставший столицей Большой Орды, после ее разгрома крымск. ханом в 1502 г. стал столицей Астраханск. ханства, после его падения была построена новая, русск., Астрахань; судя по родоплеменной этнонимике в составе Ю.т. осели группы кочевников – кыпчаков, найманов, асов, конратов и др. – до 30 найм., в сер. XIX в. Ю.т. имели свою администрат. систему: 7 общин, вероятно быв. кочевников, т. к. общины назыв. по тамге – айтамга-лы, таракты, туяклы и т. п. и 9 т. н. табунов (монг. – табан «пять»), возглавляли табуны 7 а гаев (ага, агай – старший, дядя) и 2 мурзы со своими слугами («эмек»); в XVIII–XIX вв. и, особенно, в XX в. Ю.т. смешиваются с казанск. татарами и мишарями, переходя на их язык (язык в школе – средн. диалект татарск.) и воспринимая их культуру.
Численность: 1897 г. – 11,3 тыс чел. (в 10 селах Царевск. вол. – 9,0 т., в пригороде Астрахани – 2,3 тыс.), 1926 г. – 17,3 тыс. (только в Царевск. р-не), 1989 г. – 12,6 тыс. чел. в сел. Приволжск. р-на Астраханск. обл.; в 2002 г. идентифицировали себя астраханск. (вариант – юрт) татарами – 2,0 тыс. чел., остальные определились просто «татарами».
Традиционные занятия – земледелие (в т. ч. огородничество, бахчеводство, садоводство), рыболовство.
Религия – мусульмане (сунниты).
Лит.: Арсланов Л.Ш. Язык юртовских татар// Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1976; Арсланов Л.Ш., Викторин В.М. Переселенческие острова //жур. «Идель», 1992, № 1–2; Небольсин П.Очерки Волжского низовья. СПб, 1852.
ЯКУТЫ
(сахалар), кор. нас. Респ. Саха-Якутия (45,5 % нас., 2002 г.), проживают также в соседних р-нах, в Москве и др. городах (См. табл. № 1 прил.)
Антропологически относятся к варианту (примесь байкальской расы) центральноазиатского типа (ск. д. – 148,3 мм, р. бор. -1,18 бал., эпикантус у 65,4 % муж., дл. тела – 163 см) монголоидной расы.
Язык – Я. (особая ветвь тюркск. языков), подразд. на центр., сев. – зап., вилюйск. и таймырск. группы говоров, на Як. яз. в 2002 г. говорили 461,2 тыс. чел., в т. ч. якуты – 413,6 тыс. (93,2 % Я. в РФ), 85,4 % эвенков, 81,1 % эвенов, 61,7 % юкагиров, проживающих в Якутии.
Этногенез. Этнич. основу Я. составили тюркск. племена курыкан (уч-курыкан древнетюркск. надписей V–VIII вв.), обитавшие в Предбайкалье и извести, в китайск. источн. VI–X вв. под именем «гулигань» в составе племен теле; переселение части курыкан на сред. Лену исследователи связывают с активизацией монгольск. (меркиты, напр., кераиты и т. д.) племен к вынужденной миграции; подробности, характер появления курыкан, их взаимоотношения с мест, тунгусск. и юкагирск. племенами недостаточно изучены; но роль нетюркск. компонентов в этногенезе Я. очень важна в структуре Я. яз. (28,7 % слов монгольск. происх., множество слов из тунгусск. и юкагирск. языков), в расовом отношении их роль проявилась в формировании физ. облика совр. Я., в «модернизации» южностепного хозяйства кочевников-курыкан и т. д.; этноним саха, сахалар возможно восходит к одному из племен кераитов-сахыят, к-рые после разгрома гос-ва Ван-хана (1203 г.) разбегаются, несогласные войти в державу Чингис-хана кераиты, возможно группа сахыятов, оказались у курыкан и у енисейск. кыргызов (у хакасов есть этн. группа сагайцев); русское же найм. Я. происходит от эвенков (тунгусов), к-рые назвали население далеких от них мест – ёкот, якат («дальние») без различия их этнич. принадлежности; так с 1620 г. в письм. источн. новый термин, ставший через нек-рую трансформацию (якат, ёкот – якут) в этноним, а в 1632 г. в центре расселения Я. был построен Якутск, острог (совр. г. Якутск); Я. тогда подразд. на родоплеменные группы («аймах»), на основе к-рых русск. властями было введено административ. устройство – волость (якутск. – наслег) и уезды (якутск. – улус); этнонимика наиб, многочисл. племен-наслегов сохранилась вплоть до XX в. (кангалас, нам, мегин, батурус и т. д. до 35 найм., в т. ч. монгольск. – сортол, хори, хороллар); включение терр. Я. в состав Российск. гос-ва прекратило межплеменные распри Я. князей (тойонов), отменило ин-т рабства, стимулировало этнич. консолидацию и развитие традиц. культуры; в Респ. Саха уделяется большое внимание развитию Я. культуры, возрождению ее утраченных форм (в т. ч. религии).
Численность: 1897 г. – 227,4 тыс., в т. ч. Якутск, округ -130,2 тыс. (наслеги: кангалас – 25 %, батурус – 25 %, мегин – 14 %, нам – 13 % и т. д.), в РФ: 1926 г. – 240,7; 1959 г. – 236,7; 1989 г. – 380,2 тыс, 2002 г. – 443,9 тыс. чел., в т. ч. Сибирь – 439,4 (Якутия-Саха – 432,3 тыс. чел.).
Традиционные занятия – скотоводство, точнее коневодство (разводили лошадей самой сев. в мире, якутской, породы и кр. рог. скот, причем за лошадьми ухаживали мужч., за коровами – женщ.; сев. Я. занимались оленеводством, у юж. с сер. XIX в. развивалось очаговое земледелие (гл. обр., ячмень, овощи); охота, и собирательство как основа хозяйствования были распространены в дальних наслегах, глухих местах и среди бедняков, не имевших скота (в XVII–XVIII вв. русск. источн. различали хозяйств, группы Я., называя бол. часть «конными», меньшую – «пешими», у Я. «рыболов» (балыксы) означал не только род хозяйства, но и соц. статус – «бедняк».
Религия – православные христиане (в XVIII–XIX вв. осн. масса Я. была крещена), но христианство у Я., особенно в отдаленных от центра и городов наслегах, у охотников и рыболовов, сочеталось еще в нач. XX в. с верой в духов – добрых (айы) и злых (абасы), к-рым приносили жертвы: добрым духам верх, мира – лошадей, злым духам ниж. мира – коров; поклонялись богине плодородия Айысыт, боялись духов умерших шаманов и убитых, почитали «хозяев» рек, тайги, урочищ, покровителей животных и т. д., служители церкви мирно уживались со служителями шаманизма; в наст, время каждый Я. волен выбирать «свою веру», своеобразным нац. праздником всех Я. стал «ысы-ах» (праздник кумыса), руководимый «повелителем добрых духов» – белыми шаманами (айыы-ойууна).
Лит.: Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск, 1977;Ксенофонтов Г.Н. Урангхай-сахалар. Т.1, 2. Якутск, 1992; Серошевский В.Л. Якуты. М., 1993.
Материал создан: 12.07.2015