Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на буквы Ю и Я

Юкагиры, Юрматинцы, Юртовские татары и Якуты

Юкагиры

(одул, вадул) живут в Якутии (Респ. Саха) по бер. Колымы (вадул в ниж. течении реки, одул в сред.), в Магаданск. обл. (верх. Колымы) проживает часть Ю. (одул).
Антропологически относятся к варианту (наиб, монголоидному) байкальской расы (ск. д. – 145,3 мм, р. бор. – 1,05 бал., эпикантус у 70 % муж., дл. тела – 156 см) сибирских монголоидов.
Язык – Ю. (уральско-юкагир. яз. семья) подразд. на тундровый (низ. Колымы) и таежный (одул) диалекты; в 1970-е гг. писателем Ю. Г.Н. Куриловым была разработана Ю. письменность на основе русск. графики; в 1989 г. Ю. яз. считали родным 32 % Ю.; в 2002 г. – им владело 604 чел., в т. ч. 28,3 % Ю.
Этногенез. Ю. – потомки древнего населения терр. от низ. Лены до Анадыри и Верхоянского хребта, однако в 1 тыс. н. э. численно невеликие Ю., дисперсно расселившиеся на столь огромной терр., стали объектом ассимиляции со стороны продвигавшихся с юга тюркск. (предки якутов) и тунгусск. племен на зап. и юж. ареале расселения Ю. и чукчей на востоке Ю. терр.; в XVII в. русские, продвигаясь в низ. Лены и др. рек к востоку от нее, встретились с племенами Ю. (первое у пом. 1635 г. относится к янгинцам, населявших тогда берега р. Яны, в 1643 г. у пом. омоки с Колымы, в 1649 г. – чуванцы с р. Чауна, несколько позже – алаи на р. Алазее, анаулы на Анадыре…), первоначально русск. землепроходцы всех Ю. назвали по этнониму наиб, многочисленных омоков (как их называют местн. русские и в наст, время), но с XVII в. распространилось тунгусск. (эвенкийск.) назв. – «юкагир»; к сер. XVII в. русские основывают на Ю. терр. остроги-поселения (зимовья): в 1638 г. построены 2 зимовья на Индигирке, в 1643 г. – Среднеколымск., в 1644 – 1647 гг. – Нижнеколымск. и Верхнеколымск., в 1649 г. на лев. берегу Анадыря Дежнев основал острог (близ совр. поселка Марково). Бурный XVII в. тяжело отразился на жизни Ю.: эпидемия оспы, военные столкновения с чукчами, ассимиляция, в т. ч. русскими на Колыме и Индигирке (этнич. группы колымчане и русскоустьинцы) сократили численность Ю. с 4,7 тыс. чел. в сер. XVII в. до 2,6 тыс. в конце того же века; в XVIII–XIX вв. численность Ю. продолжала сокращаться до 948 чел. в 1897 г., лишь с сер. XX в. демографическая деградация прекратилась. С к. XX в. проблемой возрождения Ю. этноса и языка занимается общественность, объединенная в Совет старейшин и Фонд возрождения Ю. (1992 г.).
Численность: 1926 г. – 443 чел., 1959 г. – 442 чел., 1989 г. – 1112 чел. (Якутия – 697 чел.), 2002 г. – 1509 чел. (Якутия – 1097 чел., в т. ч. с родным Ю. яз. – 28,3 %, якутск. – 61,7 %).
Традиционные занятия – охота на оленей, лосей, гор. баранов, пушных зверей, на птицу; рыболовство; тундровые Ю. разводили оленей, приполярные (в низ. pp. Колыма, Индигирка, Яна, Алазеи и т. д.) – ездовых собак, традицию езды на них Ю. переняли от русск. старожилов. Сокращение поголовья диких оленей, рыбы в реках заставило менять традиц. хозяйство: верхнеколым. Ю. (Магадан, обл.), например, стали заниматься земледелием (огородничество), коневодством (лошади самой северн. якутск. породы) и звероводством (уже в советск. время разводили в вольерах и клетках пушных зверей).
Верующие – православные христиане (с XVII–XVIII вв.) с элементами традиц. верований (культ различи, духов).
Лит.: Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.

ЮРМАТИНЦЫ

(юрматы), этнич. группа, основа башкирск. нас. Азнакаевск., Бавлинск. и Стерлитамакск. р-нов Башкортостана, отд. группы Ю. проживают в сосед, р-нах Башкирии и Оренбург, обл.
Антропологически относятся к более европеоидному, чем у башкир юго-вост. и особенно вост. р-нов Башкирии, варианту (ск. д. -144 мм, р. бор. – 2,1 бал., эпикантус у 20 % муж., дл. тела – 165,3 см) южносибирской расы.
Язык – ик-сакмарск. говор южного диалекта башкирского.
Этногенез. По мнению башкирск. этнологов и историков этноним Ю. восходит к назв. древнемадьярск. племени дьярмат, известного как одного из семи мадьярск. племен пришедших в к. IX в. на сред. Дунай (этноним отразился в назв. совр. гор. Балашшадьярмат в Венгрии на границе со Словакией) и, хотя венгерск. лингвисты (Немет Д., Рона-Таш А.) не согласны в идентичности юрматы – дьярмат, указывая на то, что в то время они звучали бы иначе, отдаленная связь между племенами в Башкирии и дьярматы в Венгрии определенно имеется – уже очень оригинальны этнонимы и возможное их искажение не меняет сути – ядро средневековых Ю. составили др. венгры (мадьяры). В XIII–XIV вв. Ю. кочевали в составе или по соседству с башкирами, смешались и тюркизировались и вместе с ними вобрали большие группы кыпчаков, пока не обосновались (прим. в XV
в.) на совр. терр.; в XV–XVI вв. Ю. были под властью Ногайск. Орды, отд. группы ногайцев после ее распада (нач. XVII в.) вошли в состав Ю., составив отд. подразд. «ногайлар», в XVIII–XIX вв. в состав Ю. были включены небольшие группы татар-миша-рей, чувашей, казахов.
Численность: 1926 г. – ок. 28,0 тыс. чел.(башк. нас. вышеуказ. р-нов)
Традиционные занятия, религия – см. башкиры.
Лит.: Немет Д. Венгерские племенные названия у башкир.//Археология и этнография Башкирии, 4. Уфа, 1971.

ЮРТОВСКИЕ ТАТАРЫ

(юрт татарлары) живут в 5 селах (Килинчи, Яксатово, Три Протока и др.) Приволжск., в сел. Солянка Наримановск. районов Астраханск. обл. и в г. Астрахани.
Антропологически не исследованы, по свидетельству П. Небольсина, изучавшего этнографию Ниж. Поволжья (сер. XIX в.) внешне Ю.т. отличались от карагашей (см) более европеоидными чертами, т. о. вариант южносибирской расы.
Язык – особый говор, сочетающий признаки ногайск. и татарск. языков, лит. – татарский.
Этногенез. Этнич. основу Ю.т. составило оседлое тюркск. нас. Астраханск. ханства (1502 – 1556 гг.), оставшееся после занятия Ниж. Поволжья русскими; в 1655 г. впервые упом. под своим совр. найм, (юрт может обозначать «кор. место обитания», «родина», следовательно «местные», т. е. астраханск. татары); в этногенезе мест, населения нет ничего определенного: здесь, в низ. Волги, был г. Итиль, столица Хазарии, разрушен в 965 г., был г. Саксин, разрушен монголами в 1230 г., уже в золотоордынское время возник город Хаджи-Тархан, после распада Зол. Орды (к сер. XV в.) ставший столицей Большой Орды, после ее разгрома крымск. ханом в 1502 г. стал столицей Астраханск. ханства, после его падения была построена новая, русск., Астрахань; судя по родоплеменной этнонимике в составе Ю.т. осели группы кочевников – кыпчаков, найманов, асов, конратов и др. – до 30 найм., в сер. XIX в. Ю.т. имели свою администрат. систему: 7 общин, вероятно быв. кочевников, т. к. общины назыв. по тамге – айтамга-лы, таракты, туяклы и т. п. и 9 т. н. табунов (монг. – табан «пять»), возглавляли табуны 7 а гаев (ага, агай – старший, дядя) и 2 мурзы со своими слугами («эмек»); в XVIII–XIX вв. и, особенно, в XX в. Ю.т. смешиваются с казанск. татарами и мишарями, переходя на их язык (язык в школе – средн. диалект татарск.) и воспринимая их культуру.
Численность: 1897 г. – 11,3 тыс чел. (в 10 селах Царевск. вол. – 9,0 т., в пригороде Астрахани – 2,3 тыс.), 1926 г. – 17,3 тыс. (только в Царевск. р-не), 1989 г. – 12,6 тыс. чел. в сел. Приволжск. р-на Астраханск. обл.; в 2002 г. идентифицировали себя астраханск. (вариант – юрт) татарами – 2,0 тыс. чел., остальные определились просто «татарами».
Традиционные занятия – земледелие (в т. ч. огородничество, бахчеводство, садоводство), рыболовство.
Религия – мусульмане (сунниты).
Лит.: Арсланов Л.Ш. Язык юртовских татар// Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1976; Арсланов Л.Ш., Викторин В.М. Переселенческие острова //жур. «Идель», 1992, № 1–2; Небольсин П.Очерки Волжского низовья. СПб, 1852.

ЯКУТЫ

(сахалар), кор. нас. Респ. Саха-Якутия (45,5 % нас., 2002 г.), проживают также в соседних р-нах, в Москве и др. городах (См. табл. № 1 прил.)
Антропологически относятся к варианту (примесь байкальской расы) центральноазиатского типа (ск. д. – 148,3 мм, р. бор. -1,18 бал., эпикантус у 65,4 % муж., дл. тела – 163 см) монголоидной расы.
Язык – Я. (особая ветвь тюркск. языков), подразд. на центр., сев. – зап., вилюйск. и таймырск. группы говоров, на Як. яз. в 2002 г. говорили 461,2 тыс. чел., в т. ч. якуты – 413,6 тыс. (93,2 % Я. в РФ), 85,4 % эвенков, 81,1 % эвенов, 61,7 % юкагиров, проживающих в Якутии.
Этногенез. Этнич. основу Я. составили тюркск. племена курыкан (уч-курыкан древнетюркск. надписей V–VIII вв.), обитавшие в Предбайкалье и извести, в китайск. источн. VI–X вв. под именем «гулигань» в составе племен теле; переселение части курыкан на сред. Лену исследователи связывают с активизацией монгольск. (меркиты, напр., кераиты и т. д.) племен к вынужденной миграции; подробности, характер появления курыкан, их взаимоотношения с мест, тунгусск. и юкагирск. племенами недостаточно изучены; но роль нетюркск. компонентов в этногенезе Я. очень важна в структуре Я. яз. (28,7 % слов монгольск. происх., множество слов из тунгусск. и юкагирск. языков), в расовом отношении их роль проявилась в формировании физ. облика совр. Я., в «модернизации» южностепного хозяйства кочевников-курыкан и т. д.; этноним саха, сахалар возможно восходит к одному из племен кераитов-сахыят, к-рые после разгрома гос-ва Ван-хана (1203 г.) разбегаются, несогласные войти в державу Чингис-хана кераиты, возможно группа сахыятов, оказались у курыкан и у енисейск. кыргызов (у хакасов есть этн. группа сагайцев); русское же найм. Я. происходит от эвенков (тунгусов), к-рые назвали население далеких от них мест – ёкот, якат («дальние») без различия их этнич. принадлежности; так с 1620 г. в письм. источн. новый термин, ставший через нек-рую трансформацию (якат, ёкот – якут) в этноним, а в 1632 г. в центре расселения Я. был построен Якутск, острог (совр. г. Якутск); Я. тогда подразд. на родоплеменные группы («аймах»), на основе к-рых русск. властями было введено административ. устройство – волость (якутск. – наслег) и уезды (якутск. – улус); этнонимика наиб, многочисл. племен-наслегов сохранилась вплоть до XX в. (кангалас, нам, мегин, батурус и т. д. до 35 найм., в т. ч. монгольск. – сортол, хори, хороллар); включение терр. Я. в состав Российск. гос-ва прекратило межплеменные распри Я. князей (тойонов), отменило ин-т рабства, стимулировало этнич. консолидацию и развитие традиц. культуры; в Респ. Саха уделяется большое внимание развитию Я. культуры, возрождению ее утраченных форм (в т. ч. религии).
Численность: 1897 г. – 227,4 тыс., в т. ч. Якутск, округ -130,2 тыс. (наслеги: кангалас – 25 %, батурус – 25 %, мегин – 14 %, нам – 13 % и т. д.), в РФ: 1926 г. – 240,7; 1959 г. – 236,7; 1989 г. – 380,2 тыс, 2002 г. – 443,9 тыс. чел., в т. ч. Сибирь – 439,4 (Якутия-Саха – 432,3 тыс. чел.).
Традиционные занятия – скотоводство, точнее коневодство (разводили лошадей самой сев. в мире, якутской, породы и кр. рог. скот, причем за лошадьми ухаживали мужч., за коровами – женщ.; сев. Я. занимались оленеводством, у юж. с сер. XIX в. развивалось очаговое земледелие (гл. обр., ячмень, овощи); охота, и собирательство как основа хозяйствования были распространены в дальних наслегах, глухих местах и среди бедняков, не имевших скота (в XVII–XVIII вв. русск. источн. различали хозяйств, группы Я., называя бол. часть «конными», меньшую – «пешими», у Я. «рыболов» (балыксы) означал не только род хозяйства, но и соц. статус – «бедняк».
Религия – православные христиане (в XVIII–XIX вв. осн. масса Я. была крещена), но христианство у Я., особенно в отдаленных от центра и городов наслегах, у охотников и рыболовов, сочеталось еще в нач. XX в. с верой в духов – добрых (айы) и злых (абасы), к-рым приносили жертвы: добрым духам верх, мира – лошадей, злым духам ниж. мира – коров; поклонялись богине плодородия Айысыт, боялись духов умерших шаманов и убитых, почитали «хозяев» рек, тайги, урочищ, покровителей животных и т. д., служители церкви мирно уживались со служителями шаманизма; в наст, время каждый Я. волен выбирать «свою веру», своеобразным нац. праздником всех Я. стал «ысы-ах» (праздник кумыса), руководимый «повелителем добрых духов» – белыми шаманами (айыы-ойууна).
Лит.: Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск, 1977;Ксенофонтов Г.Н. Урангхай-сахалар. Т.1, 2. Якутск, 1992; Серошевский В.Л. Якуты. М., 1993.

Материал создан: 12.07.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru