Преамбула
Русоцид это подавление русской этничности
Я.Б.: — А можете немножко подробнее рассказать об этой идеологии украинства, ведь многие украинские националисты, тот же Дмитрий Ярош, говорят на русском языке в обыденной жизни, и при этом так ненавидят Россию. Почему?
Национализм — это создание нации на основе этнической или государственной идентичности
О.Н.: — Украинская идеология очень своеобразна, это, наверное, уникальный случай. Думаю вообще не очень точно называть это национализмом, потому что национализм — это определенный проект создания нации на основе какой-то этнической идентичности. Ну, или — на основе государственной идентичности.
Украинство не имеет в прошлом этнической идентичности
А украинство не имеет в прошлом никакой этнической идентичности, потому что даже в XIX веке нет никаких свидетельств, источников, о существовании массового украинского самосознания. Там господствовало русское самосознание. Украинизация, то есть, распространение украинского, украинской идентичности, украинского самосознания — это история ХХ века, и она связана только с деятельностью этой идеологии украинского национализма, которую поддерживали и австрияки в начале века, и потом взяли на вооружение большевики.
Украинский национализм — это идеология этноцида
В этом плане украинский национализм действительно уникален, потому, что как бы направлен не на утверждение какой-то этничности, а, наоборот, на подавление этничности, русской этничности и замещением ее новой, так сказать, сфабрикованной идентичностью, уже в ХХ веке и в этом плане можно сказать, что украинский национализм — это идеология этноцида, конкретно говоря — русоцида, она направлена на борьбу со всем русским, и с Россией, с русской культурой, с русским языком также.
Русоцид это подавление русской этничности
Украинский язык, в общем-то, нельзя ему отказать в праве на существование, он отличается от русского тем, что русский является продолжением городской культурной традиции. В том числе — тех земель, которые входят сейчас в состав Украины. Он во многом создавался именно на этой территории. А украинский язык является нормализацией, совершенной в XIX веке, нормализацией сельского, сельской мовы, сельских говоров.
Поэтому он как бы отражает сельскую культуру, наследует сельской культуре, деревенской культуре этих земель и для него чужда городская традиция — тысячелетняя и даже более, чем тысячелетняя городская культурная среда. Поэтому, если можно говорить о XX веке как веке прихода деревни в город, да, то есть, активнейшее заселение сельскими жителями городов.
Русский язык является продолжением городской культурной традиции, украинский — сельской
Я.Б.: — То есть, украинство — это идеология села?
О.Н.: — Фактически — да, это такой сельский национализм в том плане, что это идеология, основанная на некоторой стандартизации сельской культуры. Это очень удобно, что село, оно же каким было в начале XX века, примерно таким же было и в начале X, но не сильно отличается. В нем почти не отпечатались эта тысячелетняя история высокой культуры, развитие высокой культуры на этих землях.
Украинство — это идеология села
Поэтому вся эта городская, русская, культурная среда этой сельской культуре чужда. Она к ней относится враждебно и поэтому очень легко перенимает другое самосознание, происходит отказ от русской идентичности в пользу новой, и появилась, сложилась такая идеология борьбы со всем, что отождествляется с русским как принадлежащем общему культурному пространству всех восточных славян.
Я.Б.: — Почему эта идеология оказалась настолько востребованная и симпатичная для многих российских демократов, либералов и националистов?
О.Н.: — Потому, что на самом деле она является примерно тем же самым. За украинством стоит западничество. Человеку, которому предлагается украинская идентичность, говорится: «Вот будешь украинцем, а не русским, тогда ты сможешь стать европейцем». Это такой способ заманить в сеть этой идеологии.
За украинством стоит западничество
Европейская идентичность привлекательна, Европа вообще привлекательна, а за русской идентичностью закрепилась вроде бы сомнительная европейскость, традиционное обвинение ее в азиатскости. А человеку хочется быть частью какой-то большой цивилизационной общности. Европа, действительно, привлекательна в этом плане, поэтому фактически украинство свелось к западничеству, причем иногда — к примитивному западничеству. Можно понаблюдать: молодежь, которая скакала на Майдане, для них стать украинцем — это фактически стать европейцем, причем сама стадия украинства не очень значима.
Стать украинцем — это фактически стать европейцем
У украинства в данном случае такой билет на поезд «на Запад». Если вдруг окажется, что весь украинский национальный проект не обеспечивает эту вот транзитность русского культурного пространства в западное культурное и политическое пространство, оно может оказаться просто ненужным: люди от украинства отвернутся. Потому, что оно не обеспечивает главное — транзит на Запад.
Причастность к украинству якобы гарантирует транзит на Запад
Поэтому сейчас украинство, в основном, присутствует в форме простого, очень примитивного западничества. Естественно, что и наши западники здесь, в России, чувствуют идейную близость, чувствуют примерно такое же отношение к русской культуре и к русской истории, какое запечатлено в украинстве, русофобское отношение. Я бы даже сказал, что наши либералы — это примерно те же самые украинцы. Единственное, что им не предлагается здесь — украинского самосознания, как это делается там.
Российские либералы — идеологические украинцы
Я.Б.: — Олег Борисович, вы хорошо знаете польское общество. Расскажите: а польская русофобия — это миф или действительно существует?
О.Н.: — Нет, только не миф. Она существует, более того, во многом и создана поляками. Вообще к русофобии можно подходить, рассматривать русофобию двояко: с одной стороны, вы можете считать, что любое проявление негатива в отношении к нерусским — это русофобия, да. Ну, и, в общем-то, у любых наших соседей есть какие-нибудь поводы испытывать к нам, как к русским, негатив — это совершенно нормально. Когда народы друг с другом соседствуют, у них накапливается претензии. С другой стороны, можно рассматривать русофобию как довольно целостную идеологию.
Полная версия интервью с Олегом Неменским: http://svpressa.ru/online/sptv/122452/
копия из Яндекс кеша находится тут
Материал создан: 09.06.2015
создано на основе этого материала