Я русский

что значит быть русским человеком

Русский национальный вопрос

Русский национальный вопрос Русские в Российской Федерации

Русские в Российской Федерации

Русские, крупнейший этнос Российской Федерации (по переписи 1989 г. составившие 119.9 млн. человек, или 81.4% населения), живут на всей территории - от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке и от Северного Ледовитого океана до Алтая, Тянь-Шаня и Амура на юге. С этой точки зрения Россию можно было бы считать "национальным" государством с этническими меньшинствами, таким, скажем, как Франция, где на долю собственно французов приходится около 83% всех жителей.

Тематическая рубрика: Русский вопрос» и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику России (начало XVIII - начало XXI вв.)

Однако нашу страну отличает весьма важное обстоятельство, которое и определяет ее "федеративный" характер. Дело в том, что многие этнические меньшинства, в соответствии с прежними советскими конституциями, имеют свою государственность в виде автономных республик, а по новой Конституции 1993 г. в виде просто республик, обладающих значительной степенью суверенности. Что же касается преимущественно русских областей и краев, то хотя они и считаются теперь такими же субъектами федерации, как и республики, но фактически существенно уступают им по своему статусу.

Отсутствие у русского этноса национальной государственности и вытекающее отсюда его фактическое малоправие - один из важных аспектов так называемого русского вопроса, по разному трактуемого различными этнологами и политологами. Многие сильно сужают его рамки, ограничиваясь анализом проблем тех наших соотечественников, которые оказались в государствах "ближнего", точнее, нового зарубежья.

Отсутствие у русского этноса национальной государственности и вытекающее отсюда его фактическое малоправие - один из важных аспектов так называемого русского вопроса

Спору нет, положение более чем 25 млн. русских, отрезанных политическими границами от исторической родины, почти повсеместно притесняемых титульными этносами бывших союзных республик, а ныне суверенных государств, заслуживает всяческого внимания. Проблем здесь действительно немало - начиная от получения полноправного гражданского статуса, языково-культурной адаптации и кончая переселением в Россию. Однако это лишь часть вопроса, причем отнюдь не ключевая, а производная. Если бы не общее тяжелое состояние русских, что нашло отражение и в ослаблении их национального самосознания, вряд ли они были бы столь безучастны к судьбам своих соплеменников, вынужденных влачить жизнь людей "второго сорта".

Говоря об общем тяжелом состоянии русского этноса, что, на мой взгляд, составляет сердцевину, суть русского вопроса, я имею в виду как социо-культурный аспект, в частности, забвение исконной культуры, добрых отеческих традиций, утрату духовного начала в жизни, так и его физическую деградацию, настоящее вымирание. Темпы этого процесса приобрели катастрофическую быстроту (только в России в 1993 г. убыль составила даже с учетом притока мигрантов более 600 тыс. русских в год), и если так будет продолжаться, угроза исчезновения русского этноса с исторической арены в течение ближайшего столетия вполне может оказаться реальной. Ситуация усугубляется и полным игнорированием властными структурами проблемы вымирания русских.

Поскольку очевидно, что в различных регионах России этнодемографические, а также социально-экономические и этнополитические процессы будут развиваться по-разному, следует всесторонне проанализировать положение русских в "национальных" республиках РФ. Начнем с экскурса в не столь отдаленное прошлое.

Ситуация усугубляется и полным игнорированием властными структурами проблемы вымирания русских

Ко времени распада Советского Союза в конце 1991 г. в составе Российской Федерации насчитывалось 16 автономных республик. Часть из них появилась в этом статусе еще в первые годы Советской власти (Башкирская - в 1919, Татарская - в 1920, Дагестанская - в 1921, Северо-Осетинская - в 1924 г.), а затем - главным образом по Конституции СССР 1936 г. - и остальные. Процесс "национально-государственного строительства" осуществлялся в соответствии с провозглашенным еще до 1917 г. программным тезисом большевиков о праве наций (народов) на самоопределение вплоть до политического отделения и образования самостоятельного государства. Однако никаких четких принципов, а тем более инструкций для претворения этого тезиса в жизнь в районах этнического смешения выработано не было, и национально-территориальное размежевание нередко проводилось по тем или иным конъюнктурным соображениям.

Рамки статьи не позволяют рассмотреть упомянутый процесс в Российской Федерации во всех деталях. Отмечу лишь, что в одних случаях наблюдалось стремление включить в границы автономных республик и областей достаточно крупные ареалы титульных этносов в целом (например, была создана не только Бурятская АССР, где проживало около 60% всех бурятов страны, но также Усть-Ордынский и Агинский автономные округа в соседних областях, охватывающие еще свыше 20% представителей данной народности), а в других - автономные республики и области охватили только наиболее компактно живущие группы титульной нации. Так, в пределах Татарской АССР оказалось лишь около 30% всех российских татар, при этом довольно значительные районы с преимущественно татарским населением были включены почему-то в соседнюю Башкирскую АССР, в результате чего численность татар там превысила численность башкир. В границах Мордовской АССР оказалось лишь немногим более 30% всей широко расселившейся мордвы: правда, в Поволжье были созданы еще четыре мордовских района, но в середине 30-х годов их ликвидировали. На Северном Кавказе по непонятной причине образовали "парные" автономии: Чечено-Ингушскую и Кабардино-Балкарскую, а в основу создания Дагестанской АССР лег, скорее, территориальный, нежели этнический принцип, так как дагестанского этноса вообще не существует.

Что касается русских, то их жизненные интересы зачастую игнорировались. Административно-политический статус краев и областей, где они составляли большинство, существенно ниже статуса республик, они не имели этнически ориентированных учреждений, поддерживающих языково-культурную самобытность. Русским приходилось нести и территориальный ущерб.

Так, в Башкирскую АССР были включены некоторые уезды бывшей Уфимской губернии, населенные главным образом русскими, в том числе Уфа, где башкир почти не было. В итоге русские стали крупнейшей национальностью республики, а "титульные" башкиры заняли лишь третью позицию, составляя менее четверти ее жителей.

Подобное национально-государственное строительство, а точнее, разделение основных российских этносов (кроме русского) по административно-территориальным "квартирам" противоречило марксистско-ленинской теории, предусматривавшей все большее единение наций при социализме вплоть до их слияния, а потому многими большевиками-ленинцами могло рассматриваться в качестве временной меры, призванной сыграть в этнической сфере примерно такую же роль, как нэп в экономике. Однако в отличие от нэпа советское национально-территориальное устройство оказалось более устойчивым, просуществовав вплоть до начала 90-х годов. Оно отвечало интересам не только титульных этносов, но и державных правителей, увлеченных давним принципом "разделяй и властвуй". С течением лет довольно условные по своему происхождению границы республик приобретали характер "незыблемых".

Национализм в период "перестройки" особенно усилился в 1991 г., когда Горбачев и его окружение, стремясь ослабить сепаратистские настроения и власть центрального российского руководства, стали поощрять лидеров автономных республик Российской Федерации, призывать их к участию в Союзном договоре и т. п. Дальнейший ход событий хорошо известен - знаменитая ельцинская фраза "берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить", упразднение тер-мина "автономия", выделение Чеченской республики из Чечено-Ингушетии и провозглашение ею в 1991 г. полной политической самостоятельности, усиление сепаратистских тенденций в Татарстане, Башкортостане. Ряд бывших автономных областей (Адыгея, Карачаево-Черкессия, Алтай и Хакасия) повысили свой статус до республик. Поскольку этот статус давал существенные экономические преимущества (значительно меньшую долю отчислений налогов в бюджет), то за него выступили и некоторые области, где большинство составляют русские (например, Свердловская), но не добились успеха.

Важная особенность борьбы руководства РФ за полный политический суверенитет заключалась в том, что отсутствовала опора на национальные чувства титульного этноса, как в других республиках, поскольку русские таковыми не считались; более того, в нее была вплетена идея борьбы против "имперских амбиций" русских, в чем российские демократы западной ориентации солидаризировались с националистами других республик. Возникавшие русские национал-патриотические организации даже историко-культурного направления нередко обвинялись в "антисемитизме" и "фашизме". В таких условиях утверждение полного суверенитета Российской Федерации не могло дать и не дало русскому этносу ничего позитивного; более того, это отсекло от него новыми политическими границами свыше 25 млн. соплеменников.

Идея борьбы против "имперских амбиций" русских консолидировала российских демократов западной ориентации  националистами других республик. Возникавшие русские национал-патриотические организации даже историко-культурного направления нередко обвинялись в "антисемитизме" и "фашизме".

Принятая в конце 1993 г. Конституция РФ с точки зрения рассматриваемых проблем производит довольно странное впечатление. Не получили здесь отражения факт многонациональности федерации и особая роль в ней русского этноса. Преамбула главного закона страны начинается с лозунговой фразы: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..." - столь же малообоснованной, как прежний партийный тезис о существовании многонационального "советского народа"; далее содержится привычное утверждение о равенстве прав и свобод человека "независимо от пола, расы, национальности, языка..." (ст. 18). Этим национальная проблематика в Конституции, по сути, исчерпывается. В ней ничего не сказано ни о национальной (этнической) сущности "республик" как субъектов федерации, ни о реальных особых правах титульных этносов этих республик, трудно совместимых с принципом равноправия граждан вне зависимости от национальной принадлежности, ни даже о такой важной форме решения национального вопроса, как национально-культурная автономия, которая могла бы хотя бы отчасти смягчить остроту русского вопроса и вообще вопроса о судьбе этнических меньшинств при дальнейшей суверенизации республик.

Внимание российского руководства к национальным проблемам и прежде всего к русскому вопросу заметно усилилось после выборов в Государственную Думу, когда на первое место по партийным спискам вышла Либерально-демократическая партия во главе с В. Жириновским, который привлек значительную часть русских избирателей обещаниями заботиться об их интересах. В послании Президента Федеральному собранию "Об укреплении Российского государства" (24 февраля 1994 г.) появился специальный раздел "Федерализм и межнациональное согласие", где речь идет о "защите прав" образуемых гражданами "этнических, религиозных и языковых сообществ", поддержании "разнообразных форм самоуправления национальных групп" и "различных формах национально-культурной автономии". О русских сказано, что "им не угрожает ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности", что они имеют "национальный паритет с другими народами на территории всех субъектов Российской Федерации и право на этнокультурную самоорганизацию" на тех территориях, где находятся в меньшинстве.

Да, русским людям действительно пока не угрожает забвение родного языка, но сам по себе он не обеспечивает национальное бытие, более того, в прошлом русский язык был основной формой безликой "советской культуры", а ныне используется в американизированной "массовой культуре", которая отнюдь не способствует укреплению русской самобытности. Закон о национально-культурной автономии еще только готовится, но, судя по всему, он нацелен прежде всего на обеспечение языково-культурного бытия нацменьшинств. Что же касается "национального паритета" русских с титульными этносами республик, в пределах которых они живут, то его не было до послания Президента и вряд ли он появится в обозримом будущем.

Русским людям действительно пока не угрожает забвение родного языка, но сам по себе он не обеспечивает национальное бытие

Анализ положения русских в республиках Российской Федерации целесообразно начать с многонационального Поволжско-Приуральского региона, где расположены Марийская, Мордовская, Удмуртская, Чувашская республики, Татария и Башкирия. Современную этнополитическую ситуацию здесь можно назвать относительно спокойной, что во многом объясняется длительными добрососедскими взаимоотношениями проживающих здесь народов. Исключение составляли татары Казанского ханства, присоединенные в ре-зультате военного похода Ивана Грозного, но и они быстро адаптировались к русским, а знатные татарские фамилии (Бекетовы, Мусатовы, Юсуповы и др.) вошли в элиту российского дворянства. В процессе освоения Среднего Поволжья происходило сильное территориальное смешение русских с коренными этносами. Наибольшую компактность расселения сохранили чуваши, составляющие и ныне большинство жителей Чувашии (на 1989 г. - около 68%); наименьшую -мордва (32.5% жителей республики). Все этносы Среднего Поволжья приняли вместе с русскими участие в заселении пустовавших земель Нижнего Поволжья и Заволжья, в результате чего появились ареалы, более или менее удаленные от основной этнической территории. Со временем к этому добавились и более дальние миграции, в том числе в крупные промышленные города. По данным на 1989 г., вне Мордовской АССР находилось около 70% мордвы (в Куйбышевской, Пензенской областях и т. д.), вне Татарии - примерно две трети всех татар, вне Марийской АССР - свыше 50% марийцев и т. д.

Упомянутые процессы привели к тому, что в Поволжье русский язык издавна стал основным языком межнационального общения, городской жизни и культуры, получили распространение смешанные браки. Это, в свою очередь, способствовало этнической ассимиляции. В наибольшей степени - во многом благодаря своей конфессиональной принадлежности - удалось сохранить собственное языково-культурное бытие татарам.

На первый план выступает стремление обособиться от русских, ослабить влияние русской или русскоязычной культуры, уменьшить распространение русского языка. Одна из задач при этом состоит в освобождении от влияния православной церкви.

По сравнению с коренными этносами республик Поволжья и Приуралья, среди русских этого региона более высок удельный вес горожан, выше уровень образования, а также доля квалифицированных рабочих и технических специалистов, особенно из числа руководителей крупных предприятий. Конкурировать с ними на равных представители титульных народов - горожане и интеллигенты преимущественно в первом поколении - естественно, не могли. Не случайно поэтому, что в основе почти всех развернувшихся здесь в годы "перестройки" национальных движений (как и в большинстве союзных республик) ле-жала идея оттеснить русских как "чужаков" с престижных и доходных должностей. Наиболее рьяные национал-радикалы выступали под лозунгами типа: "Татария - для татар!" или "Чувашия - для чувашей!". Национал-демократы рассуждали о необходимости борьбы против руси-икации, призывали к возрождению родного языка и культуры. Хотя во всех республиках русский язык был узаконен в качестве второго государственного, тем не менее повсеместно выдвигались требования к руководителям среднего и высшего звена, чиновникам и т. п. свободно владеть обоими языками, что даже в обозримом будущем, мягко говоря, не реально и чревато конфликтами.

Общая черта современной этнополитической ситуации в рассматриваемом регионе - успехи национальных лидеров на выборах в республиканские органы власти. В Татарстане, например, где по переписи 1989 г. татары составляют 38.5% населения, они получили на выборах 1990 г. в Верховный Совет республики 57.6% мест, в районных и городских Советах - 64.7%, в Совете Министров-69%.

Именно в Татарстане наиболее явственно обозначились национал-сепаратистские тенденции, прежде всего - утверждение главенства своих законов над центральными общероссийскими, отказ от участия во всероссийских референдумах, неприятие новой Конституции РФ и т. д. Татарские националисты, которых поддерживали мусульманские деятели, требовали полного восстановления своего суверенного средневекового государства, насильственно присоединенного к Московской Руси. В начале 1994 г. российское руководство было вынуждено пойти на сепаратный договор с этой республикой о разделении властных полномочий. Власти Татарстана решают вопросы владения землей и природными ресурсами, устанавливают бюджет и налоги, республиканское гражданство, отношения с иностранными государствами, заключают с ними торговые и иные соглашения, создают свой Национальный банк и т. д. Такой договор можно рассматривать как явное поражение Президента России и его команды в стремлении к укреплению государства. Когда примеру Татарстана в середине 1994 г. последовали Кабардино-Балкария и Башкортостан, федерация начала превращаться в конфедера-цию. Снижение республиками своих взносов в центральный бюджет до 20%, в то время как из русских областей извлекается до 50%, обостряет фактическое неравноправие якобы равноправных по Конституции субъектов федерации. Не случайно, что Свердловская область не раз выступала за придание ей статуса "республики".

В начале 1994 г. российское руководство было вынуждено пойти на сепаратный договор с Татарстаном о разделении властных полномочий

В других республиках Поволжья и Приуралья национально-сепаратистские тенденции носят в целом, скорее, этнический, нежели государственный характер: на первый план выступает стремление обособиться от русских, ослабить влияние русской (или русскоязычной) культуры, уменьшить распространение русского языка. Одна из задач при этом состоит в освобождении от влияния православной церкви, некогда навязанной местным этносам, но способствовавшей сближению их с русскими и между собой. Во многих республиках предпринимаются попытки возродить старые языческие верования, усиливавшие в прошлом этно-культурный сепаратизм. В 1991 г. в Марий Эл, например, творческая интеллигенция добилась в Минюсте России регистрации единственного в стране крупного языческого религиозного объединения "Ошмарий-Чимарий" ("Белый мариец - чистый мариец"), верховным жрецом которого был избран старейшина марийских писателей А. Юзыкайн. Священные языческие рощи, где проводятся моленья и совершаются жертвоприношения животных, взяты под охрану государства, в Йошкар-Оле сооружается главное капище. Ослабленная в предыдущие десятилетия православная церковь теряет свои позиции: в середине 1991 г. здесь была учреждена отдельная епархия (отделившаяся от Казанской), но это не изменило общего соотношения сил. Оживление языческих верований наблюдается также в Мордовии, Удмуртии и Чувашии. Сказанное не означает, разумеется, призыва к нарушению принципа веротерпимости, а свидетельствует лишь о том, что националисты могут использовать в своих целях и религию.

Русские объединения в некоторых республиках Поволжья и Приуралья возникли главным образом в ответ на деятельность национальных организаций и имеют, как правило, социально-культурную направленность. Попытки придать им этнополитическое содержание воспринимаются как проявления "великорусского шовинизма" и подвергаются осуждению. Однако потребность в подобных объединениях существует, о чем, в частности, свидетельствует и тот факт, что многие местные русские на выборах в Госдуму отдали свои голоса ЛДПР, обещавшей им защиту. В ближайшем будущем следует ожидать активизации деятельности таких организаций как реакцию на растущий национализм титульных этносов. Этноэкономическая напряженность может возникнуть в связи с провозглашенной в большинстве республик заботе о диаспоре титульного этноса за пределами республики - ведь средства для этого будут изыматься из республиканского бюджета, то есть и у нередко численно преобладающего русского населения.

Русские объединения имеют социально-культурную направленность. Попытки придать им этнополитическое содержание воспринимаются как проявления "великорусского шовинизма" и подвергаются осуждению. Однако потребность в подобных этнополитических объединениях существует.

Другой большой многонациональный регион Российской Федерации - Северный Кавказ. Дагестанская, ЧеченоИнгушская, Северо-Осетинская и Кабардино-Балкарская республики имели до 1991 г. статус автономных, а Карачаево-Черкессия и Адыгея - автономных областей. Сейчас они - республики, причем Чечено-Ингушетия, как известно, разделилась на две самостоятельные части. Почти все местные этносы, исповедующие ислам, были завоеваны Россией в результате длительной и кровопролитной кавказской войны (1817 - 1864), которая сохранилась в их исторической памяти как "антирусская". Исключение составляют осетины, в большинстве своем издавна принявшие православие и еще в конце XVIII в. добровольно вошедшие в Россию.

В первые годы советской власти горцам была отведена часть бывших земель кубанских и терских казаков (преимущественно русских по происхождению), созданы национальные автономии и т.п. Однако вскоре наступили тяжелые времена -гонения на религию и традиционный быт, насильственная коллективизация, позднее, в 1943 г. -обвинения в сотрудничестве с немецкими оккупантами чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев и их поголовное выселение в Узбекистан, на юг Казахстана и в соседние районы Средней Азии (обезлюдевшие удобные для земледелия земли были заняты представителями других кавказских народностей и отчасти русскими).

После реабилитации и возвращения в родные места основная масса иноэтнических поселенцев, в первую очередь - русские, уступили занятые участки не без конфликтов, что опять-таки отнюдь не способствовало добрым отношениям. Некоторые же территориальные споры (особенно между осетинами и ингушами) не разрешены до сих пор.

Почти все основные межэтнические конфликты в республиках Северного Кавказа затрагивают живущих здесь русских. Эти конфликты либо непосредственно угрожают жизни русского населения, либо ухудшают и без того неприязненное к нему отношение, подогреваемое неудачной политикой российского правительства, которое воспринимается чаще всего в качестве "московского" и "русского".

Надо отметить, что "выдавливание" русских из некоторых республик Северного Кавказа (как, впрочем, и Закавказья) началось еще до развала Советского Союза. Особенно заметно этот процесс протекал в Дагестане, где численность русских сократилась с 214 тыс. в 1959 г. до 166 тыс. в 1989 г., а доля в общей массе населения упала с 20% до 9% (последнее произошло отчасти за счет более высокого естественного прироста местных жителей).

Выдавливание русских из некоторых республик Северного Кавказа и Закавказья началось еще до развала Советского Союза. Особенно заметно этот процесс протекал в Дагестане.

Уменьшилась численность русских в Чечне - с 348 тыс. в 1959 г. до 293 тыс. в 1989 г., а их доля среди жителей республики сократилась с 49% до 23% (отчасти также за счет высокого естественного прироста чеченцев и ингушей). После провозглашения независимости выезд русских из Чечни усилился, а в конце 1994 г., когда там началась война, он превратился в массовое бегство. Однако надежных данных об этом нет.

Завершая обзор этнополитической ситуации на Северном Кавказе, следует отметить возможное дестабилизирующее воздействие возрождающихся здесь вооруженных казачьих войск (Донского, Терского, Кубанского) и других казачьих формирований, пользующихся некоторой поддержкой руководства Российской Федерации, прежде всего Министерства обороны и Министерства по делам национальностей и региональной политике.

На юге Сибири расположен еще один много-национальный регион, представленный Тувинской, Алтайской и Хакасской республиками. Две последних недавно были автономными областями, в которых титульные этносы составляли меньшинство (в Горно-Алтайской АО алтайцев на 1989 г. - 31%, в Хакасской АО хакасов - лишь 11%) со сравнительно слабо развитыми национальными движениями. Некоторая напряженность в отношениях между алтайцами и русскими возникла в начале 90-х годов главным образом из-за намечавшегося строительства Катунской ГЭС, что могло повлечь за собой ухудшение экологической обстановки. Гораздо более острая ситуация сложилась в Туве, территория которой (Урянхайский край) была присоединена к Советскому Союзу лишь в 1944 г. Национальное движение среди тувинцев, составляющих почти две трети местного населения, сразу приобрело сепаратистский и в значительной степени антирусский характер. Дело доходило даже до нападения тувинских вооруженных отрядов на русских поселенцев. Неудивительно, что многие русские покинули территорию Тувы, а те, кто остался, не чувствуют себя здесь в безопасности.

Острая ситуация сложилась в Туве, территория которой (Урянхайский край) была присоединена к Советскому Союзу лишь в 1944 г. Национальное движение среди тувинцев сразу приобрело сепаратистский и в значительной степени антирусский характер.

Этнополитическая ситуация в других регионах Российской Федерации более или менее спокойная.

Карельская республика, где доля представителей титульного этноса не достигает 10% населения (к тому же карелы сильно обрусели: около 50% из них назвали в 1989 г. родным языком русский), сохраняет свою "национальную" форму благодаря экономическим привилегиям, которые получают республики. Аналогичная картина в Бурятии (на долю бурят там приходится лишь 24% всех жителей) и в Якутии (якуты составляют 33%), хотя в обеих республиках сложились довольно сильные этнические элиты. Неизбежные в таких условиях попытки использовать политическую власть для различного рода привилегий (например, в ходе приватизации участков земель с полезными ископаемыми) здесь, как, впрочем, и в других республиках РФ, чреваты межэтническими конфликтами между титульными этносами и русскими.

Итак, этнополитическая ситуация в республиках России сложна и разнообразна, и в той характеристике, которая дана в упомянутом выше послании Президента Федеральному собранию, желаемое во многом выдается за действительное. Никакой российской "нации", объединенной со-гражданством, нет и в обозримом будущем не предвидится. В стране еще долгие годы будут существовать отдельные российские нации, отношения между которыми могут иметь противоречивый характер и нуждаться в регулировании с помощью мудрой национальной политики, которой пока также нет. Что же касается "национального паритета" русских с другими этносами, то средствами национально-культурной автономии полностью его достичь невозможно: для этого необходимо либо ослабление нынешней национальной государственности с привилегиями для титульных этносов, либо создание русской государственности. Последнее является одной из центральных проблем русского вопроса как в Российской Федерации, так и в странах нового зарубежья.

Никакой российской нации, объединенной со-гражданством, нет и в обозримом будущем не предвидится.

Автор хорошо понимает, что представителям привилегированных титульных республиканских этносов может не понравиться возможность ре-шить русский вопрос в Российской Федерации путем достижения реального национального равноправия. Но если освободиться от одурманивающего угара национализма, станет понятно: другого пути к возрождению и укреплению прежних, в большинстве случаев добрососедских отношений у нас нет. Рассуждения о каких-то исконных правах на ту или иную территорию часто лишены должного основания; да, в конце концов, и неразумно делать ставку на возможность вытеснения русского населения, составляющего значительную, нередко преобладающую (особенно в городах) часть жителей республик и играющего столь видную роль в их экономике. Явно неразумны и попытки "возрождения" родного языка за счет какого-то ущемления русского языка, приобщающего эти этносы к богатой русской культуре, а через нее - и к мировой цивилизации. Это может привести лишь к деградации соответствующих этносов. Конечно, в дальнейшем не исключены те или иные инциденты вроде стремления Чечни к полному суверенитету, да еще с опорой на мусульманский фундаментализм, но это не должно заслонять магистрального пути единения этносов в Российском государстве.

Автор материала: КОЗЛОВ Виктор Иванович - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Статья подготовлена в рамках научного проекта "Этно-экологическая экспертиза" при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 94-06-19458).

Материал создан: 23.06.2014



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru