Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русские ритуалы, таинства и обряды

Суточный круг богослужений. Утреня

В православной церкви сутки начинаются с заходом солнца. В это время (обычно в шесть часов вечера) начинается Вечерня. Она открывается пением 103-го псалма. За ним следует великая ектенья – начальная просительная молитва всех литургических служб. Затем читается ряд псалмов, меняющихся каждый вечер. Чтение завершается 140-м псалмом и гимнами, посвященными данному дню. В них вспоминается отмечаемое событие из церковной истории или прославляется определенный святой.

Накануне праздников священник совершает великий вход – вступает в алтарь через царские врата. В это время поется вечерняя песнь, начинаемая со слов «Свете тихий». За ней поют прокимен – стих из соответствующего псалма, вечерние молитвы и прошения, завершающиеся молитвой «Ныне отпущаеши». Считается, что автором этой молитвы был Симеон Богоприимец. После нее следуют молитвы «Святый Боже», «Пресвятая Троица» и «Отче наш». Вечерню заключает тропарь, посвященный событию или святому, поминаемому в этот день.

Утреннее богослужение начинается с Шестопсалмия – чтения шести псалмов и великой ектении. Потом поются стихи из 117-го псалма: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Затем поется тропарь, после которого в монастырях обычно читаются ежедневные группы псалмов (кафизмы). Псалмы сменяют песнопения, посвященные этому дню. В дни больших праздников поются особые славословия и псалмы, в воскресенье они посвящаются воскресению Христа из мертвых. По праздникам и воскресеньям читается Евангелие.

После чтения Евангелия следует длинная просительная молитва, после которой поется канон, составленный из гимнов и стихир. В основу гимнов положены ветхозаветные песни. Они завершаются Песнью Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1: 46– 55). После нее поется Великое славословие, за которым следуют утренние ектеньи. После них опять повторяется тропарь, и молящиеся получают благословение для начала повседневной деятельности.

Утренняя служба (Утреня) состоит из псалмопения, молитв с размышлением о библейских песнях, прочитанном евангельском отрывке и определенной теме дня, выраженной в предписанных стихах и гимнах. Центральными в утренней службе являются темы Божьего откровения и света. В русской богослужебной традиции Утреня и Вечерня объединяются в длинное Всенощное бдение. Перед большими праздниками к Вечерне также добавляется лития – благословение хлеба, пшеницы, вина и елея.
Кроме Вечерни и Утрени в суточный круг богослужений входят Часы, Повечерие и Полунощница.

Их регулярно служат только в монастырях, а в приходских церквах – во время Великого поста, на Страстной неделе и в кануны Рождества и Богоявления.
Службы Первого, Третьего, Шестого и Девятого часов соответствуют трем, шести и девяти часам утра, и трем часам дня. Название «часы» возникло в глубокой древности, когда по этим службам велся счет времени. Они состоят из псалмов, посвященных Страстям Христовым, произошедшим в соответствующее время дня. Третий час посвящен сошествию Святого Духа на апостолов во время Пятидесятницы. К часам добавляется тропарь данного дня или праздника.

В те дни, когда не совершается Божественная литургия, служится Обедница, включающая в себя элементы из Литургии (псалмы, «Заповеди Блаженства», «Символ Веры» и «Отче Наш»). Обедница служится после Девятого часа.

Повечерие в переводе с церковно-славянского означает «послеужинная» служба. Название связано с тем, что в монастырях эта служба начинается после вечерней трапезы – общего ужина. Накануне Рождества, Богоявления и Пасхи Повечерие соединяется с утреней, составляя Всенощное бдение. В первую неделю Великого поста во время этой службы читается «Покаянный канон» Андрея Критского.

За Повечерием следует ночное богослужение – Полунощница. В монастырях с нее начинается ночное бодрствование монахов. Служба состоит из псалмов и молитв, взятых из других служб – «Приидите, поклонимся», «Трисвятое», «Отче наш» и соответствующего тропаря. В приходских церквях полунощница обычно служится в канун Пасхи и предшествует пасхальной заутрене.

Водоосвящение

Почитание водоемов и вера в магические свойства воды существовали задолго до появ. ления христианства. Древние ритуалы органично вошли в христианский культ и получили соответствующее символическое истолкование. Совершаемый накануне и во время праздника Крещения (Богоявления) обряд называется Великим водосвятием.
Накануне праздника, после совершения Литургии, священник освящает воду в купели, поставленной в храме. Купель украшается цветами и свечами. Хор исполняет особые песнопения, дьякон читает отрывки из пророчества Исаии, Апостола (1 Кор. 1: 10–14) и Евангелия (Мф. 1: 9–11).

Наконец священник произносит особую великую ектению, в которой призывает благодать Святого духа на воду и на всех, кто пьет ее. Освящение воды производится трехкратным погружением в купель креста.

В день праздника производится освящение Иордани. Иорданью называется прорубь в форме креста или прямоугольника, которая заранее делается на водоеме, расположенном поблизости от храма. Если поблизости нет водоема, то проводится освящение воды в колодце. Закончив утреннее богослужение, священник с причтом выходит из храма и вместе с присутствующими направляется к месту совершения обряда. Верующие несут иконы и хоругви. Около Иордани священник служит водосвятный молебен. Считается, что освященная вода приобретает магические свойства, ее используют в качестве оберега от нечистой силы, средства для лечения болезней.

Всенощная

Всенощным бдением называется богослужение, которое совершается накануне великих праздников и воскресных дней. Оно состоит из

  • вечерни (великого повечерия),
  • литии,
  • утрени и первого часа, объединенных в одну службу.

Название «всенощное» связано с тем, что по Уставу богослужение предписывается совершать ночью.

Богослужение начинается с открытия Царских врат. Через северные двери из алтаря выходит священник со свечой и дьякон с кадилом. Если служит патриарх, то он несет специальный подсвечник – трикирий. Войдя в алтарь, священник останавливается у горнего места.

Дьякон возглашает: «Премудрость, прости», а хор поет прокимен – песнь на стихи из Псалтири. Затем дьякон читает паремии – избранные места из Ветхого завета, посвященные празднуемому событию. Потом священник выходит из Царских врат и начинается лития – общее моление.

После литии происходит благословение хлебов. Священник и дьякон выходят на середину храма и останавливаются перед столом, на котором стоят пять хлебов, сосуды с пшеницей, вином и елеем (оливковым маслом). Над ними читается молитва «Ныне отпущаеши», хор поет тропарь праздника, а дьякон кадит стол.

Затем в храме зажигается весь свет, и начинается пение полиелея (псалмов 134–135). Название происходит от греч. «поли» – много и «елеос» – милость. Оно связано с тем, что в этой части богослужения хор, священник и все присутствующие многократно прославляют Господа за его великие милости. Полиелей завершается величанием перед праздничной иконой. Затем все присутствующие прикладываются к иконе, а священник совершает помазание освященным елеем. Хор поет стихиры, посвященные празднику или святому. Богослужение завершается пением канона и великого славословия.

Ектения Просительная молитва, входящая во все богослужения. Название происходит от греческого слова «эктенейа» – усердие. По форме ектения представляет собой диалог священника или дьякона и хора. Священник произносит прошение, а хор отвечает ему возгласом: «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи». По содержанию прошений различают Великую, просительную, сугубую и малую ектеньи. Великая ектения начинается словами: «Миром (все вместе) Господу помолимся».

Затем молящиеся просят о ниспослании благополучия всему миру. Просительная ектения обращена к ангелу хранителю. В ней молящиеся просят о ниспослании «дня сего свята, мирна и безгрешна» и умоляют хранителя не оставлять их без поддержки вплоть до смерти. Сугубая ектения посвящена какому.либо конкретному поводу, например большому празднику, избавлению от стихийного бедствия, войны или эпидемии. Малая ектения содержит конкретные просьбы молящихся. Она начинается словами «Паки и паки Господу помолимся» и состоит всего из трех возгласов. На панихиде и при погребении произносятся особые ектении об умерших, в которых содержится просьба к Господу принять усопшего в царство небесное.

Форма ектении восходит к древнейшим заклинательным песнопениям. Подобные тексты сохранились и в русском фольклоре. Они входят и в состав обряда «гуканья», когда на просьбу, обращенную к матери земле, следует ответ в виде возгласа «Гу!».

Елеосвящение

Таинство елеосвящения совершается над смертельно больными, когда уже нет надежды на выздоровление. Обряд преследовал две цели – отогнать злых духов, наславших болезнь, и помешать им унести умершего с собой, в царство тьмы. В христианской традиции таинство воспринимали как последнее напутствие церкви перед возможным переходом в мир иной.

Произнесение заговоров над больным и умирающим применялось в глубокой древности, задолго до появления христианства. В охранительных ритуалах и заговорах широко использовалась магия чисел. Шаманы, например, накладывали на больного семь амулетов, семь раз обходили вокруг его ложа, семь раз произносили текст заговора, столько же раз ударяли в бубен. Исцелению больного помогали магические действия – обсыпание землей, которая передавала ему свою магическую силу, окуривание дымом священных растений.

Элементы ритуалов, возникших на разных стадиях развития человеческой культуры, соединились в христианском таинстве. В нем сохранилась вера в магическую силу числа семь – елеосвящение совершают семь священников, во время обряда читается семь отрывков из Евангелия, произносится семь молитв, больного семь раз помазывают освященным маслом (елеем). В христианское таинство вошли и другие ритуалы, в частности, окуривание, замененное каждением ладаном – дымом от ароматической смолы.

Перед совершением таинства на столе ставили крест, рядом с ним клали евангелие, ставили семь свечей, размещали семь кисточек для помазания, блюдо с пшеницей, в которое ставили сосуд с елеем и вином.

Появление в ритуале зерен объясняется тем, что именно земля считалась главным источником животворящей силы. Закапывание больного в землю для исцеления зафиксировано этнографами практически у всех народов земли, в том числе и у славян. Упоминание об этом ритуале вошло в фольклор. Вспомним, что Илья Муромец побеждает врага после того, как получает от земли неодолимую силу, когда прижимается к ней, упав в ходе боя с царем Калином.

Таинство начинается с пения особого канона «О здравии и прощении грехов больного». Текст гимна составлен византийскими гимнографами в IX в. на основе древних заклинательных песен. Затем священник служит Великую ектенью, в которой просит Господа Бога исцелить больного. За ней читается молитва и поются тропари, обращенные к Иисусу Христу, Богородице и святому, соименному больному.

Признеся молитву священник читает семь отрывков из Евангелия. После прочтения каждого отрывка он помазывает елеем лоб, щеки, губы, грудь и руки больного. В конце таинства священник раскрывает Евангелие и кладет его текстом на голову больного, произнося разрешительную молитву. Считается, что совершение таинства завершает земной путь человека.

Хотя по канону таинство должны совершать семь священников, в большинстве случаев его выполняет только один священнослужитель. Семь священников приглашают только к особо важному больному, тогда таинство называют соборованием (от старославянского собор – собрание). Обычно к соборованию присоединяется чин пострижения в монахи – принятия схимы, обозначающий уход от мира к Богу. Красочная картина совершения подобного таинства над умирающим царем Борисом представлена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

Крестины

Крестинами называется комплекс ритуальных действий, связанных с наречением имени новорожденному и обеспечением его дальнейшего благополучия.
Как только ребенок появлялся на свет, над ним совершали ряд магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь и здоровье. Бабка-повитуха брала ребенка на руки и обходила баню, где обычно происходили роды. Одновременно она произносила заговор:

Бабка Соломонида
На престоле стояла,
Христа повивала
И нам, рабам, приказала
Роженице помогать,
Младенца повивать.
Чтобы мой внучок
Велик рос, здоров был,
До церкви божьей ходил.
Божье писание читал,
Отца, мать почитал,
И всех старших,
И меня, бабушку.
Чтоб его князи.бояре любили,
В высокий терем водили,
За дубовый стол садили,
Чаем, кофеем поили,
Золотым перстнем дарили,
Красной девицей.

Во многих местах России известен другой обычай – после рождения ребенка пекли ржаные хлебы с оттиском ступни и ручки новорожденного. Хлеба преподносили или рассылали родственникам, живущим в других деревнях.

Главным обрядом было крещение ребенка. Обряд могли совершать в церкви или дома. Крестили обычно на третий или на сороковой день жизни. Вместо родителей ребенка в обряде участвовали восприемники – крестная мать и крестный отец. Крестная мать обычно дарила крестнику первую рубашку, а крестный отец – нательный крестик, символы новой жизни.

Подмена настоящих родителей восприемниками является древнейшим реликтом, известным по обрядам инициации. Она должна была предохранить ребенка от нечистой силы, возможные козни которой должны были пасть на подставных, а не на настоящих родителей.

Христиане заимствовали структуру ритуала крещения из более древних религиозных систем. Похожие обряды встречаются у многих народов. При наречении имени ребенок становится членом общины и соответственно попадает под защиту родовых богов. Отсюда происходит обычай хранить в тайне имя, присвоенное при крещении. Оно служило оберегающим талисманом, в повседневной жизни человек пользовался прозвищем.

Первоначально крещение производилось над принимаемыми в общину иноверцами, поэтому в нем и появилось оглашение и развернутый диалог принимаемого со священником. Со временем крещение связали с наречением имени и стали проводить над недавно родившимися младенцами.

Таинство крещения состояло из нескольких ритуалов:

  1. оглашения,
  2. отречения от дьявола,
  3. сочетания с Христом,
  4. освящения воды,
  5. погружения в освященную воду,
  6. миропомазания,
  7. хождения вокруг купели,
  8. омовения и
  9. пострижения.

Оглашение заключается в чтении предогласительной молитвы, трехкратном дуновении священника на лицо младенца, троекратном благословении и возложении руки на голову младенца. Ритуал также восходит к обрядам инициации.

Отречение от дьявола происходило следующим образом. Восприемник с младенцем на руках поворачивается лицом на запад, потом, отвечая на вопрос священника: «Отрицаешься ли от сатаны?», он трижды произносит формулу: «Отрицаюся от сатаны!», дует и плюет на левую сторону – место пребывания незримого дьявола.
Формула, отражающая христианское представление о дьяволе, появилась в составе обряда в раннем Средневековье, когда сформировалось персонифицированное представление о нем. В таинстве сохранилось и древнейшее представление о западе как о местоположении дьявола – в отличие от восточной стороны, которая считалась полюсом светлых сил.

В нем видна солнечная символика, основанная на оппозиции свет–тьма. После отречения от дьявола принимающий крещение поворачивался лицом на восток, в сторону Бога. У древних евреев Бог назывался востоком: «Восток имя Ему».
Подготовку к принятию крещения завершал еще один диалог со священником: «Сочетаешься ли с Христом? – Сочетаюсь». Затем следовало трехкратное повторение формулы инициации: «Сочетался ли с Христом и веруешь ли в него? – Сочетался и верую ему как царю и Богу».

Подготовив крестимого к таинству, священник переходил к приготовлению воды: очищал ее от возможных проявлений враждебных сил. Священник осенял воду крестным знамением, погружал крест, произносил молитву и запретительный приговор: «Да сокрушатся под знамением образа Твоего все супротивные силы!» В заключение священник наносил на воду освященным елеем знак креста.

Таинство крещения заключалось в том, что священник трижды погружал малыша в сосуд с водой и вынимал его со словами: «Крещается во имя Отца и сына и Святого духа раб Божий (далее следовало имя). Аминь». Считалось, что после крещения ребенок очищается от греха и входит под покровительство Бога. Если крещение принимал взрослый, то погружение можно было заменить трехкратным кроплением освященной водой из купели.

Ритуал завершался надеванием на окрещенного символов новой жизни – нательного креста и новой одежды белого цвета. В конце обряда священник совершал миропомазание – наносил на лоб ребенка крест освященным ароматическим маслом – миром.

В древности считалось, что после крещения семь дней нельзя было мыться и менять одежду, чтобы не осквернить священное миро. Крестильную одежду можно было снять только после очистительного омовения. Поскольку на практике это создавало определенные неудобства, символическое омовение стали совершать сразу же после крещения. За ним проводилось символическое пострижение волос. Оно означало, что принявший крещение становится «рабом Божьим».Данный ритуал отражает римский обычай наголо стричь головы рабам в знак полной покорности своему хозяину.

Священник отстригал несколько волосков с головы, вкладывал их в комочек воска и опускал в купель. Элементы этого ритуала заимствованы из оберегающей магии. Поскольку волосы можно использовать как в охранительных целях, так и для причинения вреда, появился народный обычай закапывать комочек воска в землю или тайно засовывать его в щель стены храма.

После обряда крещения устраивали крестинный обед, или «каши». Обычно на него приглашали всех родственников и знакомых. Главным лицом на обеде становилась крестная мать (кума), которой посвящались основные песни, содержавшие благопожелания ребенку:

А у кого виноград на дворе?
У (имя) виноград на дворе.
Собрал не людям – сам себе,
Посадил кумусю на куте:
«Пей-гуляй, кумуся, у меня.
Чтоб мое дитятко росло,
Чтоб оно счастливо было,
Чтоб ему Бог долюшку дал».

Крестинный обед завершался особым ритуалом. Бабка-повитуха выносила к столу горшок с кашей. На стол клали ломоть хлеба и втыкали в него ложки, собранные у всех сидящих за столом. Бабка обращалась к гостям с просьбой выкупать ложки. Кум, кума и остальные гости передавали ей заранее приготовленные подношения и разбирали ложки.
Кашу ели, произнося при. говор:

Дай Бог кашу на ложки,
А младенцу на ножки.

Каша гречневая или пшенная, как правило, варилась круто, так, что в ней стояла ложка. Иногда в нее клали мед. Отдельную сильно посоленную ложку каши давали отцу младенца. Она так и называлась «пересол».
Все присутствующие в доме дети наделялись кашей, остальную кашу делили на части и давали каждому гостю. Считалось, что с кашей его наделяют благополучием. Принесенную с крестинного обеда кашу обычно скармливали детям. Завершалось веселье приговором:

Запрягайте-ка да двенадцать волов,
Запрягайте-ка да двенадцать волов,
Волоките-ка куму с куту долой,
А кума нейдет, упирается.
Она назад погребается,
Напилася да кумусенька
Зелена вина,
А не дойти, кумусенька,
До своего двора.

Крестный ход

Крестным ходом называется торжественное шествие с иконами и хоругвями, которое совершается в дни некоторых церковных праздников и знаменательных событий. Название происходит от того, что во главе процессии несут запрестольный крест или вырезанное из дерева распятие. Крестный ход вокруг храма совершается на Пасху.

В день Крещения совершается крестный ход к месту совершения водосвятного молебна. В некоторых городах крестным ходом отмечаются и другие праздники. Например, в Москве до ликвидации патриаршества в день Входа Господня в Иерусалим патриарх совершал крестный ход от Успенского собора в Кремле к Казанскому собору.
В католической церкви во время крестного хода в особом сосуде – монстрации, или гестиарии, выносятся из храма святые дары.

Литургия

Главное христианское богослужение, существующее во всех вероисповеданиях. Название происходит от греческих слов «лейос» – общественный и «эргон» – дело. Согласно христианскому догмату литургию установил сам Иисус Христос во время Тайной вечери. В Библии рассказывается, что Христос взял хлеб, разломил его на части и дал ученикам со словами: «Приимите, едите, это тело мое. Делайте так в знак воспоминания обо мне» (1 Кор., 11, 24). Затем Иисус взял чашу с вином, разбавленным водой, подал ее ученикам и сказал: «Пейте из нее все, ибо это кровь моя» (Мф. 26, 27).

Во время литургии совершается таинство евхаристии, т.е. превращения хлеба и разбавленного вина в плоть и кровь Иисуса Христа. Поскольку на самом деле они не претерпевают никаких внешних изменений, богословы называют евхаристию не превращением, а пресуществлением (от лат. transsubstantiatio – изменение по сущности). Полагают, что хлеб и вино сохраняют свой внешний вид, изменяется их сущность, которую можно увидеть только «очами духовными», т.е. только представить.

Исторически ритуал христианской литургии унаследован из более древних религиозных систем. Принесение в жертву животных было широко распространено у древних греков. На периферии античного мира, например у скифов, существовал ритуал выпивания крови животного. Полагали, что после жертвоприношения кровь приобретала магическую силу.

Христиане сохранили общую схему ритуала, но заменили реальную жертву «бескровной», т.е. символической. Вместо мяса появился специально выпеченный хлеб – просфора, а вместо крови – разбавленное водой вино, как это было принято в античном мире. Считается, что во время совершения таинства хлеб и вино превращаются в мясо и кровь Иисуса Христа. Следы реального жертвоприношения сохранились в тексте молитвы, которой сопровождается нарезание просфоры: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий (ягненок)».

Ритуал христианской литургии складывался постепенно и впервые был зафиксирован решением карфагенского собора в 397 г. н.э. Впоследствии он неоднократно видоизменялся, и к началу VI в. в от. дельных регионах христианского мира существовало пять разных видов литургии.

Христианские богословы не могли мириться с подобным разнообразием, и в 604 г. папа римский Григорий Великий со. ставил «Сакраментарий», в котором закрепил единый и обязательный для всех христианских конфессий текст литургии. Обязательный для всех православных церквей текст литургии был зафиксирован позже – в постановлении патриарха Филофея в середине XIV в. Текст католической литургии был закреплен в булле папы римского Урбана VIII в 1634 г.

В русской православной церкви приняты три вида литургии:

  1. Василия Великого (середина IV в.),
  2. Иоанна Златоуста (начало V в.) и
  3. сокращенный вариант – литургия Григория Двоеслова (начало VII в.).

Они различаются количеством поучений, песнопений, молитв и тем, что во время последней литургии таинство не совершается.

Литургия Василия Великого продолжается дольше других. Она совершается 10 раз в году – накануне Рождества, Нового года и Крещения, в Великий четверг, в Великую субботу и во все воскресные дни Великого поста. В остальные дни служат литургию Иоанна Златоуста, которая представляет собой укороченный вариант литургии Василия Великого. В дни постов совершают литургию преждеосвященных даров Григория Двоеслова.

Любая литургия состоит из трех частей – проскомидии, на которой готовится вещество для жертвоприношения; литургии оглашенных, на которой верующие готовятся к совершению таинства; а также литургии верных, т.е. самого таинства.

Во время проскомидии священник вырезает из просфоры и раскладывает на дискосе 10 небольших кусочков хлеба, один из которых – Агнец – символизирует Иисуса Христа, а остальные – святых и Богородицу. Затем он наливает в чашу разбавленное вино и ставит ее рядом с дискосом. В заключение священник ставит на дискос металлический каркас – звездицу и накрывает ее покрывалом – воздухом.

Приготовив «бескровную жертву», священник переносит ее на жертвенник и начинает служить Литургию оглашенных. Название происходит от. того, что в древности на ней могли присутствовать как принявшие христианство (верные), так и готовящиеся к крещению (оглашенные).

Литургия оглашенных начинается с великой ектении – просительной молитвы, построенной как диалог священника и молящихся. На каждое прошение, которое произносит священник, хор отвечает: «Господи, помилуй». После ектении поются антифоны – псалмы 102 и 145 и песни на слова из Нагорной проповеди, во время пения которых священник совершает Малый вход. Он входит в алтарь, берет с престола Евангелие, выносит его из алтаря через северные двери и вместе с дьяконом и свеченосцем входит в алтарь через царские врата и проходит за престол к горнему месту.

Хор поет Трисвятую песнь, в которой трижды повторяются слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный». Затем алтарник читает отрывок из Посланий или деяний апостолов. После чтения Апостола хор поет «Аллилуйя» и священ. ник читает отрывок из Евангелия. Литургия оглашенных завершается сугубой ектеньей. В ней содержатся конкретные прошения, касающиеся членов данной общины. Наконец священник восклицает «Оглашенные изыдите!» и приступает к следующей части ритуала.

Литургия верных

Начинается с возгласа «Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся» и чтения краткой ектеньи. Затем священник совершает великий вход:

  • входит в алтарь через северные двери,
  • берет в руки дискос со святыми дарами,
  • выходит из алтаря и
  • входит туда уже через Царские врата и
  • ставит дискос на престол.

Дьякон аналогично несет потир. Накрыв дискос воздухом, священник задергивает завесу и закрывает царские врата. В это время все присутствующие в храме читают ектенью, хор поет Херувимскую песнь и Символ веры. Во время пения Символа веры врата открываются.

Евхаристия (причащение) начинается с возгласа «Станем добре, станем со страхом, вонмем святое подношение». После него следует совместная молитва присутствующих и священника. Она завершается пением Серафимской песни. Затем священник произносит слова молитвы и возносит дары – поднимает дискос над головой. Дьякон поднимает над головой портир. Вознесение даров обозначает, что они невидимо поднимаются в царство небесное для превращения. Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи». В этот момент и происходит пресуществление – вино и хлеб превращаются в плоть и кровь Христа. В заключение священник ставит святые дары на престол и совершает над ними крестное знамение. Звонарь ударяет в колокол, провозглашая, что таинство совершилось.

Перед причащением дьякон «препоясует чресла» – крестообразно опоясывается орарем. Священник и дьякон причащаются в алтаре, после чего выносят Святые дары через царские врата. Совершив краткую молитву, все присутствующие причащаются – принимают из лжицы кусочек просфоры с вином из чаши и целуют ее край. После причащения раздается антидор – остатки просфоры, из которой на проскомидии вынули Агнца. В заключение священник читает заамвонную молитву и благословляет всех на выход из храма.

Литургия преждеосвященных даров

Данная разновидность литургии служится во время Великого поста. Авторство службы приписывается церковью папе Римскому Григорию Двоеслову (VI в.). Исторически служба возникла гораздо позже – уже в Византийской империи. Она состоит из торжественной Великопостной вечерни, к которой добавлен обряд перенесения Святых даров в алтарь.

Святые дары освящаются заранее, обычно во время совершения литургии в предыдущее воскресенье. Во время вечерни дары (освященный хлеб и вино) переносятся с престола, где они хранились, на жертвенник. После окончания вечерни священник в полном молчании снова переносит дары на престол. После ектеньи и молитв поется «Отче наш» и верующие причащаются.

Молебен

Молебном называется церковная служба, в которой содержится обращение к святым и Господу Богу по какому-либо конкретному поводу. По характеру принято различать просительные и благодарственные молебны. Обычно просительный молебен служат во время болезни, голода, засухи, эпидемии или стихийного бедствия.

Композиционно молебен состоит из общей начальной молитвы, пения тропарей и канонов и двух ектений. Вначале служат Великую ектению, в которой содержится общая просьба к Богу о милости и ниспослании помощи. В конце молебна произносится сугубая ектенья, где просьба молящихся приобретает конкретность.

Молебен завершается чтением Апостола и Евангелия. Иногда, для усиления воздействия, молебен соединяют с чтением акафиста – развернутого прославления святого, состоящего из 25 песен (12 икосов и 13 кондаков). После избавления от несчастья или прекращения стихийного бедствия служат благодарственный молебен. В него входит только одна ектения, а вместо второй поются тропари, посвященные святому, который оказал помощь.

Повечерие

Церковная служба, которую проводили после вечерни (откуда происходит и ее название). В настоящее время в богослужебном обиходе осталось только Великое повечерие. Название происходит от того, что это богослужение совершается в дни Великого поста (малое повечерие) и праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения и Воскресения Христова (Великое повечерие).

Основная мысль повечерия – покаяние в грехах.

Все молитвы поются только стоя, поэтому на Руси за ним закрепилось название Великого стояния. Богослужение состоит из чтения псалмов, Великого славословия, Символа веры, канона, молитвы Богородице («Нескверная, Неблазная»). На Великом повечерии читается покаянный канон Андрея Критского. Отсюда происходит его наименование Андреевым стоянием. Чтение канона перемежается пением особых припевов, восхваляющих Господа. От греческого слова «эфимейон» – припев происходит их народное наименование – ефимоны.

Погребение - вынесено в отдельную статью

Свадьба - вынесено в отдельную статью

Материал создан: 23.08.2015



Хронология доимперской России