Я русский

что значит быть русским человеком

Русская баня или мыльня

БАНЯ или МЫЛЬНЯ — помещение для парения и мытья. Специальные помещения для мытья были распространены в северных и центральных районах Европейской России, в Сибири и на Алтае. В южных районах для этой цели служили печи. Бани ставили, как правило, на берегу рек, озер, ручейков, подальше от жилых помещений. Это было удобно при топке бани: не надо было носить воду издалека, а в случае пожара огонь не мог перекинуться на жилые и хозяйственные постройки.

Наиболее распространенным типом деревенских бань была так называемая черная баня. Она представляла собой небольшой и невысокий сруб (длина до 8 м, ширина — 4 м, высота до конька крыши — 3,5 м) на мху под односкатной или двускатной тесовой крышей, с маленьким окном, низкой дверью и высоким порогом. Потолок бани настилали из жердей или горбылей плоской стороной книзу и засыпали землей. Зачастую он являлся одновременно и крышей. Пол изготавливали из тонких бревен с легким уклоном к двери, а под порогом делали небольшое углубление для стока воды. На полу, устроенном таким образом, вода не застаивалась. В некоторых банях пол был земляной, прикрывавшийся на время мытья соломой.

Бани были полутемными помещениями. Одно или в крайнем случае два маленьких окошка, равные ширине бревна, пропускали мало света. Главное место в бане занимала печь-каменка, располагавшаяся около входа с правой его стороны. Она имела полукруглый свод и широкое устье. Свод каменки выбивали из глины без добавки извести, а сверху достаточно плотно складывали камни, булыжники, обломки кирпичей, но при этом так, чтобы дым при топке мог свободно выходить через свод печи. Мелкие камни использовали для нагревания воды в колоде1, стоявшей рядом с печью. Раскаленные камни брали железными щипцами и бросали в воду. Оставшиеся на печи камни обливали водой для поддавания пара.

За печью находился полок — деревянный, приподнятый над полом настил, занимавший все пространство до задней стены. На полке парились вениками. По стенам стояли лавки для мытья. Дым при топке такой бани выходил через дверь или небольшое оконце, специально прорубленное в южной стене. После топки его закрывали деревянной ставенкой или втулкой. В ряде бань вытяжка дыма проводилась через отверстие над каменкой, от которого шел дымник — вытяжная труба из досок. Старинные бани или вовсе не имели предбанника, или имели очень простой его вариант — небольшую загородку без крыши и двери, а то и обычный деревянный навес на столбах.

В этих банях в любое время года люди раздевались и одевались фактически снаружи, оставляя на улице чистое и грязное белье. Лишь в немногих баньках от стены к стене шли жерди, на которых согревалось чистое белье. Мыться в бане можно было только после того, как все дрова в печке прогорели, дым вышел наружу, а дымовое отверстие закрыто ставенкой. Для нагревания бани до нужной температуры дрова подкладывали в печь обычно три раза, как говорили русские крестьяне, «баня готова бывает в три каменки, или в три истопля». Такие бани были распространены у русских еще в XIX в., но наряду с ними встречались и черные бани, более удобные для использования.

К бане пристраивали предбанник уже со стенами и крышей, правда без потолка, для лучшей тяги дыма. Печки делали из кирпича, а камни для подогрева воды складывали на печь сверху. Вместо деревянной колоды в этих банях использовали кадки или ушаты. Усовершенствованные подобным образом черные бани в начале XIX в. уже изредка встречались у зажиточных крестьян Подмосковья. К концу XIX в. в крестьянском быту стали появляться бани- пятистенки. Они имели хороший теплый предбанник, большое, с окнами помещение мыльни, печь с трубой, вмазанный в печь котел для нагрева воды, индивидуальные шайки для мытья. Однако бани, топившиеся по-черному, с печкой-каменкой и колодой для нагрева воды при помощи камней, сохранялись в русской деревне вплоть до наших дней. Каждая семья обычно имела свою баню, но были семьи, которые ставили баню совместно и мылись в ней поочередно.

Русские крестьяне мылись в банях чаще всего по субботам, после окончания всех дневных работ. Еженедельное мытье в бане считалось обязательным для всей семьи. Кроме того, в бани ходили перед праздниками, перед родинами, свадьбами, после дальней дороги. Баню начинали топить с утра, так что к вечеру она была хорошо протоплена. Первыми в нее шли мыться мужчины, затем женщины и дети. Семейные пары могли мыться вместе, особенно молодожены, отправлявшиеся в баню после всех домочадцев. В течение многих веков был отработан и сам ритуал мытья: сначала парились березовыми или дубовыми вениками, перемежая парение обливанием холодной водой, купанием в реке, обтиранием снегом. Затем мылись щелочной водой, получавшейся путем кипячения ее с золой.

Бани топили не только с гигиеническими целями, но и с лечебными. Было распространено мнение, что парением в бане можно вылечить многие болезни, и не только простудного характера. В народе баня считалась нечистым местом, местом, где наш мир вступает в контакт с иным миром. Верили, что в ней обитает нечистая сила: живет банник — голый старик, покрытый листьями от веника; время от времени здесь появляется обдериха — страшная лохматая старуха; навещают ее и черти — анчутки, мурмули, курдутики. По поверью, все они старались запугать людей, пришедших в баню в неурочное время, могли содрать с них кожу, задушить угаром, ошпарить кипятком, подменить новорожденного ребенка и т. п.

Рассказы о бане как месте встречи с нечистой силой определяли и особое отношение к ней. Подходя к бане, обычно крестились, произносили специальные заклинания. Войдя в баню, про износили слова приветствия, просили разрешения «помыться- попариться, на здоровьице поладиться». Уходя же, благодарили: «Спасибо тебе, байнушко, на парной байничке». В бане нельзя было мыться ночью, в праздничные дни, вносить в нее иконы, входить с нательным крестом, шуметь, смеяться, кричать. Баню нередко использовали и как место для гаданий, ибо считали, что будущее гадающим раскрывает нечистая сила. Здесь проводили и некоторые семейные обряды.

Так, например, баня включалась в поминальную обрядность. В Великий четверг, в ночь на Радоницу, вечером на Троицу каждая семья топила баню и грела воду «родителям», «дедам» — всем умершим предкам, для которых оставляли шайку с водой, ошпаренный веник, полотенце, одежду, напитки и еду. Утром хозяева приходили и определяли по оставленным следам, были «родители » в бане или нет. Если полотенце оказывалось влажным, вода из шайки расплеснутой, а зола рассыпанной, значит, предки навестили своих потомков и остались довольны. В этом случае семью ожидала хорошая, богатая жизнь.

Баня являлась и местом свершения некоторых обрядов свадебного ритуала: обрядового мытья невесты перед венчанием и молодоженов после первой брачной ночи. Это был сложный обряд со множеством участников. Невеста шла в баню в сопровождении дружки, отгонявшего заговорами нечистую силу, крестной матери, несшей икону, и подружек. В бане подружки невесту мыли, парили, поили квасом и пивом, затем, причитая, одевали. Считалось, что невеста в бане прощалась с девичеством — «девьей красотой». Молодожены рано утром отправлялись в баню. Причем во время мытья новобрачных гости ходили вокруг бани, шумели и громко кричали, чтобы отогнать нечистую силу.

Посещение бани рассматривается исследователями как ритуал очищения молодых после брачной ночи. Баня была также местом, где проходили роды и где роженица находилась еще три—семь дней. Перед началом родов баню растапливали, на пол настилали солому. Повитуха, пришедшая с роженицей, проводила обряд изгнания из бани нечистой силы — опускала в воду четыре камешка и бросала их по одному в каждый угол со словами: «Этот камушек в уголок — черту в лоб». Обезопасив подобным образом себя и роженицу, спешила ей на помощь.

Баня у русских появилась очень давно. В «Повести временных лет» — летописи XII в.— при описании путешествия апостола Андрея Первозванного по Руси очень красочно говорится о парении в новгородской бане: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

В древности и в Средние века бани встречались как в городах, так и в сельской местности, но они были не в каждой усадьбе. В XVI—XVII вв., например, на территории северных областей бани имелись только в половине усадеб, указанных в документах того времени, на территории Северо-Запада — только в четверти усадеб. В эту же пору в городах получили распространение общественные бани, которые можно было посещать за деньги. Такие общественные бани принадлежали городу и сдавались в откуп богатым людям, имевшим с них большой доход. Они были достаточно благоустроенными, с теплыми раздевальнями и предбанниками.

Мыльное помещение было рассчитано для одновременного мытья 10—20 человек. Посетителям давали веники и шайки, предлагались услуги мойщика. В общественных городских банях мужчины и женщины мылись в одном помещении. Этот обычай вызывал недовольство православных священников. В 1551 г. Церковный Собор, отметив, что «в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору», запретил этот обычай. Однако это постановление Церкви не выполнялось. В середине XVIII в. потребовался специальный указ Сената, запрещавший мужчинам и женщинам париться в одной бане. Немецкий ученый А. Олеарий, посетивший Россию в середине XVII в., писал, что «омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело.

Поэтому у них и в городах, и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать. Они в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины, и мужчины голые выбегают, окачиваются холодной водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и рек, то они из горячей бани устремляются в холодную» (Олеарий 1986,344—345).

Бани устраивали не только для мытья, но и отдыха. Рядом с ними строили жилые помещения, в которых можно было закусить, переночевать, поставить на ночлег лошадь. Здесь запрещались азартные игры и хмельные напитки. Общественные бани были в то время, судя по документам, и в деревнях. Правда, в XIX в. в русских деревнях, как уже говорилось, отдавали предпочтение индивидуальным баням.

Материал создан: 25.10.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта