Русская община, или диаспора, России звучит очень непривычно, странно, не логично, может быть даже провокационно, но, тем не менее, вполне закономерно. Сама жизнь в России подталкивает русских к этому принципу жизни; по крайней мере, к перенятию его положительных моментов.
Чтобы "въехать в тему", давайте ознакомимся с определением слова "диаспора".
Диа́спора (греч. διασπορά, «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.
Диаспора – это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает их и содействует их развитию: язык, культура, сознание.
Этническая диаспора– это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения (одной или родственных национальностей), живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющих социальные организации для развития и функционирования данной исторической общности.
Как мы видим из определений, диаспора выглядит достаточно привлекательно в социальном смысле, так как цель ее существования - сохранить себя такими как хочется в недружелюбном окружении. Несколько смущает акцент на проживание не в своей стране, но этим можно пренебречь, так как диаспора играет заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания.
Почему же вдруг русский заговорил о русской диаспоре в самой Росси?
Дело в том, что у русских (великороссов) государство является естественной формой самоорганизации. Таков наш, веками воспитанный, архетип, такова наша историческая привычка и обычай. Отсутствие устойчивых родовых (семейных) связей и гибкая этническая идентичность постоянно подталкивают нас к самоорганизации высокого уровня - то есть объединению в государство.
Но связи между русским народом и российским государством практически больше нет. Череда исторических катаклизмов вырвала у русских основополагающее влияние на центр своей самоорганизации. Смыслы российского государства перестали быть русскими.
Знать, всех уровней, определяющая правила функционирования государства уже очень давно "забила болт" на русский народ, а русские начинают испытывать разочарование по отношению к госаппарату. Фактически, можно говорить о даннических взаимоотношениях между государством и русскими, когда жизнь и проблемы данника никому не интересны, - всех интересует только факт сбора дани и получение ярлыка на княжение.
Стоит пояснить, что такие понятия как "госаппарат" и "государство" не ограничиваются стенами Кремля и списком лидирующей партии. В современном звучании эти термины имеют объемлюще-абстрактный финансово-этно-политический акцент. Владелец-управляющий телеканала, банка или овощной базы являет собой "государство", а общины в юрисдикции и экономике - "госаппарат".
Что же сильнее всего может толкнуть русских на путь диаспоры в собственной стране?
1. Усиливающееся иноэтничное окружение и давление.
2. Очевидные успешность, обеспеченность и социальная независимость других диаспор: армянской, грузинской, украинской, еврейской, чеченской, азербайджанской, узбекской и т.д. Вопрос: Кому на Руси жить хорошо? - по прежнему актуален.
3. Осознание "нерусскости" влиятельных слоев общества.
4. Сугубо потребительское отношение российского государства к русским.
И если современные русские не хотят подвергнуться очередной переделке в угоду политической конъюнктуре посредством новой коренизации-украинизации или европеизации, или азитизации, или космополитизации, то им придется выработать в своей среде внегосударственные механизмы консолидации с целью самосохранения.
Русским придется захотеть сохранить себя без надежды на помощь государства, ибо, в противном случае они будут высосаны безжалостной государственной машиной.
Материал создан: 13.12.2015