СБРУЯ — набор предметов и приспособлений для запряжки и седлания лошади. Она делится на упряжную и верховую сбрую. В верховую сбрую входили следующие предметы: уздечка, седло со стременами, потник, чепрак, подпруга, нагрудный и подхвостный ремни, тренчики. Упряжная сбруя включала в себя хомут, дугу, узду, недоуздок, вожжи, шлею, седёлку, подпругу, чересседельник, потник, чепрак.
Кроме того, в нее входили еще предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Состав предметов сбруйного набора мало менялся на протяжении всей истории русского народа. Особенно это относится к набору предметов для седлания коня. В XII—XVII вв. он был такой же, как в крестьянском хозяйстве XIX в. Об этом говорят археологические находки, а также изображения коней под седлом на средневековых иконах и рисунках.
Вопрос о том, когда же полностью был укомплектован весь набор упряжной сбруи, известный нам по материалам XVIII— XIX вв., окончательно еще не решен. До сих пор остается неясным время появления дуги и седелки. Одни исследователи считают, что дуга появилась в конце XV — начале XVI в. Другие полагают, что дуга была известна еще в начале XII в. Однако при археологических раскопках в Великом Новгороде целые дуги находят только в слоях XIV в.
Что касается седелки, то сроки ее появления назвать так же сложно. На рисунках русских конских запряжек с дугой, сделанных в первой половине XVI в. С.Герберштейном, она не обозначена. Скорее всего для Средневековья был характерен иной способ управления лошадью, запряженной в повозку: возница сидел верхом на лошади, а не на облучке, как это было принято в XVIII—XIX вв. В конце XVIXVII вв. седелка, вероятно, уже включалась в упряжь. Свидетельством чему являются седелки XVII в., хранящиеся в Оружейной палате Кремля.
Русские крестьяне придавали очень большое значение «конскому наряду», особенно при поездках в праздничные дни, в город на ярмарку или во время проведения свадебного ритуала. Сбрую нарядно украшали, ею гордились. Праздничная сбруя, заботливо хранимая хозяевами, передавалась из поколения в поколение как вечная семейная ценность. У русских крестьян существовал даже обычай ежегодно в первый день после Сретения (3/16 февраля) приводить в порядок рабочую и праздничную сбрую. Назывался этот день в народном календаре Починок.
Он начинался с осмотра мужчинами лошадей в конюшне и задабривания духа двора — дворового, после чего вся семья садилась за стол и ела саламат — кушанье из муки. «Приехала саламата на двор, расчинай починки» — говорит русская пословица. Такое отношение к дорогой, красивой праздничной сбруе уходит в глубь веков, в Средневековую Русь. В русских средневековых городах хождение пешком для важного человека — царя, боярина, богатого купца — считалось делом предосудительным и даже неприличным. Он должен был при каждом выходе из дома пользоваться верховой лошадью или запряжкой лошадей, даже в том случае, если расстояние было совсем незначительным.
Так, например, английский путешественник А.Дженкинсон в XVI в.писал: «Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дому пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом, в санях он сидит на ковре или шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь со множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит мальчик, сидящий на лошади, слуги стоят на запятках» {Английские путешественники.1938, 80). Каждый выезд полагалось обставлять как очень торжественное действие, демонстрировавшее богатство человека, его достоинство и то высокое положение, которое он занимал на иерархической лестнице.
При такой установке любой состоятельный и знатный человек старался перещеголять другого своим выездом. Верховая упряжь была очень пышной. Луки седел обкладывали серебряными и золотыми пластинами со штампованным узором, с чернью, эмалью, украшали финифтью, седельную подушку, тебеньки изготавливали из дорогого сафьяна с тиснением, бархатный или атласный чепрак расшивали золотыми, шелковыми нитками, усаживали жемчугом. Особенно нарядными были седельные покрывала, накидывавшиеся поверх седел при праздничных выездах богатых людей.
Уздечки набирали по узкому ремню или тесьме золотыми или серебряными пластинками, покрывали эмалью, жемчугом, янтарем, кораллами и драгоценными камнями. Переносье коня украшали решмами — золотыми или серебряными пластинками с чеканными узорами, покрытыми изумрудами, яхонтами, алмазами. Особенно красивыми делали поводные цепи, т.е. цепи, шедшие от удил вдоль поводьев до передней седельной луки, и гремячие цепи, спускавшиеся от передней луки на бока коня. Поводные цепи изготавливали из серебряных с позолотой мелких пластинок, на которых гравировался или чеканился орнамент, а гремячие — из довольно крупных бубенцов с серебряными шариками внутри.
При выезде верхом очень любили подвешивать под морду коня кисти (наузы), спускавшиеся до уровня его груди. Они состояли из золотых пластинок с драгоценными камнями и шелковой или золотной бахромы. Наузы украшали лошадь и служили амулетами. Лошадям, участвовавшим в парадном выезде, часто надевали наколенники — широкие серебряные с позолотой обручи на мягкой подкладке. Их закрепляли на ногах лошади чуть выше путового сустава. Иностранные путешественники оставили яркие воспоминания о торжественных выездах русских царей и бояр, о богатстве и красоте конской упряжи.
Польский резидент Свидерский, по словам одного из русских писцов, с восхищением отзывался о выезде на Троицу в 1675 г. русского царя Алексея Михайловича: «А как вели Великого государя лошадей и перед ними несли по- кровцы и полский резидент, видев, зело тому удивляясь, говорил: таких-де лошадей у окрестных государей хотя сыскать и возможно, а конского такого наряду и украшения столь драгоценного, чает он, что ни у которых государей не обретается» {Памятники 1853, V, 230). Секретарь же римского посольства Адольф Лизек описывал выезд царя Алексея Михайловича в Свято-Троицкий Сергиев монастырь так: «Следующий поезд привел нас в изумление. Впереди ехал конюший, за ним вели 62 превосходных коня, на которых вся сбруя и попоны горели в золоте и серебре» (Лизек 1837,37).
Упряжная сбруя для торжественных выездов была не менее пышной, чем верховая. Клещи хомутов орнаментировали золоченой резьбой, украшали лисьими и собольими хвостами, седелки, называвшиеся тогда шорными кровлями, обтягивали золотыми тканями, бархатом, декорировали эмалевыми пластинками с драгоценными камнями. Шлеи изготавливали из кожи или золотой тесьмы, покрывали золотыми или серебряными пластинками также с драгоценными камнями.
Сбруя верховая
Набор предметов для седлания лошади. В верховую сбрую входили: уздечка, седло со стременами, потник, чепрак, подпруга, нагрудный и подхвостный ремни, тренчики. Верховая сбруя встречалась в крестьянских хозяйствах реже, чем упряжная. На большей части территории России крестьяне отдавали предпочтение запряжке лошадей перед верховой ездой. Русские крестьяне на праздничные гулянья, в гости, в город на ярмарку обычно ездили в санях, телегах, дрожках, тарантасах.
Кони под седлом участвовали лишь в составе свадебного поезда, при поездке жениха за невестой для венчания: на них ехали дружка и поддружья — главные распорядители свадьбы со стороны жениха. Кроме того, в некоторых деревнях на масленице устраивали скачки верховых лошадей, во время которых молодые мужчины и парни показывали свою удаль и молодечество. Исключением были только казаки, для которых лошадь составляла необходимую часть военного снаряжения, и русские Алтая и Сибири, где верховая езда нашла широкое распространение из-за отсутствия хороших дорог, зачастую непроходимых для упряжных лошадей лесов и горных склонов. Для казаков езда верхом была столь же типична, как для остальных русских поездка в телеге или в санях, а хороший конь — главная радость и гордость мужчины. В старинной песне уральских казаков отец наказывает сыну:
А добрый конь — все наше счастье,
Он честь и слава казака.
Он нужен в счастье и напасти,
И за врагом и на врага.
Конь боевой всего дороже...
И ты, сын мой, им дорожи;
И лучше сам ты ешь поплоше,
Коня ты в теле содержи.
Казаки старались приобрести богато украшенную сбрую для седлания коня, так как все увеселения парней и взрослых мужчин в казачьих станицах включали в себя демонстрацию себя на коне и коня в дорогой сбруе. В престольные, заветные и станичные праздники, на масленицу, Егорьев день (23 апреля/6 мая) устраивали скачки на конях, джигитовку, катание по станице верхом. Все с интересом следили за молодыми казаками, одобрительно оценивая их умение красиво сидеть в нарядном седле, управлять конем.
Русские Алтая и Сибири также стремились приобрести в дом верховую сбрую. Она была необходима для поездок в соседнее село, для перевозки грузов верхами. Кроме того, во многих селах было принято в праздничные дни кататься верхом на лошади. Так, например, у русских Забайкалья были распространены праздничные катания девушек на верховых лошадях. В южных, гористых районах Притоболья жених и невеста ехали верхом на конях даже под венец. Верховую сбрую украшали так же, как и упряжную (см. Сбруя упряжная). Седло делали из дорогой кожи, а его луки декорировали широкими металлическими накладками. Красивыми старались сделать стремена, уздечку, чепрак.
Сбруя упряжная или упряжь
Набор предметов и приспособлений для запряжки лошадей в повозку. В ее состав входили следующие предметы: хомут, дуга, узда, недоуздок, вожжи, шлея, седёлка, подпруга, чересседельник, потник, чепрак. Кроме того, в нее входили предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Упряжная сбруя имелась в каждом крестьянском хозяйстве в праздничном и будничном варианте. Будничная упряжная сбруя обходилась крестьянину недорого, так как ее изготавливали обычно из достаточно дешевых материалов, таких как пеньковая тесьма, веревки, грубая кожа и т.п.
Многие предметы, входившие в нее, можно было изготовить и самому: вожжи, недоуздок, шлею, подпругу, чересседельник, постромки. Они ткались или плелись женщинами, мастерились хозяином дома. Рабочая сбруя была добротной, крепкой, но необязательно красивой. Красота, наряду с добротностью, считалась необходимым признаком праздничной упряжи. Красивая праздничная сбруя, надетая на выездных жеребцов, являлась знаком не только богатства крестьянской семьи, но и знаком достоинства, самоуважения, трудолюбия. Праздничная сбруя делалась обычно из крепких сыромятных ремней, красивой, высокого качества кожи, хороших пород дерева и имела большое количество украшений.
Крестьянин в первую очередь мечтал купить для праздничного выезда с семьей нарядную дугу, т.к. в упряжной сбруе она была особенно заметна. На редкость нарядными были дуги в северных губерниях Европейской России, а также в Костромской и Нижегородской. Их украшали резьбой и росписью. Расписные дуги, как правило, имели растительный узор: по золотисто-желтому фону рисовали гирлянды красных с белым цветов, напоминавших розы или шиповник, зеленые листья, желтые ягодки. В некоторых местностях роспись принято было наносить по золотому фону яркой красной или синей краской. Ее мотивами были цветы, травы, виноградные гроздья.
На конусах дуг зачастую изображались ставшие на задние лапы львы, барсы. На дугах, украшенных резьбой, орнамент по преимуществу был геометрический, составленный из картушей, розеток, ромбов, но встречались и растительные мотивы, такие как древотрилистники, выполненные в геометризованном стиле. Многие дуги, особо ценившиеся мастерами и хозяевами, имели надписи. Обычно надпись шла по изгибу дуги и содержала информацию о ее владельце, дате изготовления, имени мастера, декорировавшего дугу. Так, на одной дуге из деревни на Северной Двине было написано: «1877 Год Кургаминского прав. Заостровской волос. Дере. Ламкоской Крес. Акила Петрова Зыкова».
Хомут украшали еще более разнообразно, чем дугу: покрывали резьбой и росписью, кожаным тиснением, а также металлическим прибором (набором), т.е. пластинами, круглыми бляшками, а на старинных хомутах — пластинами с изображением всадников, коней, птичек. Роспись почти всегда имела растительный мотив, а резьба состояла из ногтевидных или треугольных выемок, расположенных поясками по их краям. Тиснение на кожу наносили специальными штампиками, которые оставляли на ней розетки, кружки, крестики, квадратики, углы.
Шлею, крышку седелки, узду, шорку декорировали чаще всего так называемым металлическим прибором. Он состоял из литых пластин разной конфигурации, прикреплявшихся к коже шпеньками, и пуколей — круглых декоративных головок на двух разгибавшихся ножках, которые вставляли в кожу. Металлические украшения отливали из меди, зеленой меди — сплава меди и цинка в соотношении 70% к 30%, томпака — сплава меди и цинка, но в другой пропорции — 85% к 15%, польского серебра, т.е. сплава меди и никеля, а также штамповали. Пластинки были разного цвета: белые, желтые, черные, различных очертаний, чаще всего геометрических, и имели каждая свое название: бляха, бантик, горох, розетка, кружок, штучка, глаголь, мелочь и т.д.
На одном и том же предмете можно было увидеть приборы, составленные из многих вариантов пластин. При этом для каждого входившего в упряжную сбрую предмета предназначался свой набор литых или штампованных украшений. На крышку седелки и ремни шлеи крепили пуколи и пластинки на шпеньках. Шорку наряду с пуколями и пластинками покрывали розетками, бляхами, накрыжниками, т.е. крестиками. Соединение ремней шлеи и узды украшали так называемыми местами, т.е. прямоугольничками, ромбиками, кружками, овалами.
Шлеи, уздечки помимо металлического набора украшали кистями из кожи, гаруса, металла. Налобные ремни узды перевивали тонкими красными и зелеными ремешками, а между ушей лошади закрепляли султан из кожи или других материалов. Праздничность сбруе придавали также бубенцы, колокольчики поддужные, которые прикрепляли к дуге, хомуту, седелке. Нарядная праздничная упряжь вызывала искреннее восхищение у собиравшихся на гулянье. Русский поэт И.С.Никитин в 1855 г. писал:
Слышь, жена!
Погляди,
Каковы уздечки!
Вишь, как медный набор.
Вот махры, колечки.
А дуга-то, дуга, —
В золоте сияет...
Материал создан: 22.10.2015