Он честь и слава казака.
Он нужен в счастье и напасти,
И за врагом и на врага.
Конь боевой всего дороже...
И ты, сын мой, им дорожи;
И лучше сам ты ешь поплоше,
Коня ты в теле содержи.
Казаки старались приобрести богато украшенную сбрую для седлания коня, так как все увеселения парней и взрослых мужчин в казачьих станицах включали в себя демонстрацию себя на коне и коня в дорогой сбруе. В престольные, заветные и станичные праздники, на масленицу, Егорьев день (23 апреля/6 мая) устраивали скачки на конях, джигитовку, катание по станице верхом. Все с интересом следили за молодыми казаками, одобрительно оценивая их умение красиво сидеть в нарядном седле, управлять конем.
Русские Алтая и Сибири также стремились приобрести в дом верховую сбрую. Она была необходима для поездок в соседнее село, для перевозки грузов верхами. Кроме того, во многих селах было принято в праздничные дни кататься верхом на лошади. Так, например, у русских Забайкалья были распространены праздничные катания девушек на верховых лошадях. В южных, гористых районах Притоболья жених и невеста ехали верхом на конях даже под венец. Верховую сбрую украшали так же, как и упряжную (см. Сбруя упряжная). Седло делали из дорогой кожи, а его луки декорировали широкими металлическими накладками. Красивыми старались сделать стремена, уздечку, чепрак.
Набор предметов и приспособлений для запряжки лошадей в повозку. В ее состав входили следующие предметы: хомут, дуга, узда, недоуздок, вожжи, шлея, седёлка, подпруга, чересседельник, потник, чепрак. Кроме того, в нее входили предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Упряжная сбруя имелась в каждом крестьянском хозяйстве в праздничном и будничном варианте. Будничная упряжная сбруя обходилась крестьянину недорого, так как ее изготавливали обычно из достаточно дешевых материалов, таких как пеньковая тесьма, веревки, грубая кожа и т.п.
Многие предметы, входившие в нее, можно было изготовить и самому: вожжи, недоуздок, шлею, подпругу, чересседельник, постромки. Они ткались или плелись женщинами, мастерились хозяином дома. Рабочая сбруя была добротной, крепкой, но необязательно красивой. Красота, наряду с добротностью, считалась необходимым признаком праздничной упряжи. Красивая праздничная сбруя, надетая на выездных жеребцов, являлась знаком не только богатства крестьянской семьи, но и знаком достоинства, самоуважения, трудолюбия. Праздничная сбруя делалась обычно из крепких сыромятных ремней, красивой, высокого качества кожи, хороших пород дерева и имела большое количество украшений.
Крестьянин в первую очередь мечтал купить для праздничного выезда с семьей нарядную дугу, т.к. в упряжной сбруе она была особенно заметна. На редкость нарядными были дуги в северных губерниях Европейской России, а также в Костромской и Нижегородской. Их украшали резьбой и росписью. Расписные дуги, как правило, имели растительный узор: по золотисто-желтому фону рисовали гирлянды красных с белым цветов, напоминавших розы или шиповник, зеленые листья, желтые ягодки. В некоторых местностях роспись принято было наносить по золотому фону яркой красной или синей краской. Ее мотивами были цветы, травы, виноградные гроздья.
На конусах дуг зачастую изображались ставшие на задние лапы львы, барсы. На дугах, украшенных резьбой, орнамент по преимуществу был геометрический, составленный из картушей, розеток, ромбов, но встречались и растительные мотивы, такие как древотрилистники, выполненные в геометризованном стиле. Многие дуги, особо ценившиеся мастерами и хозяевами, имели надписи. Обычно надпись шла по изгибу дуги и содержала информацию о ее владельце, дате изготовления, имени мастера, декорировавшего дугу. Так, на одной дуге из деревни на Северной Двине было написано: «1877 Год Кургаминского прав. Заостровской волос. Дере. Ламкоской Крес. Акила Петрова Зыкова».
Хомут украшали еще более разнообразно, чем дугу: покрывали резьбой и росписью, кожаным тиснением, а также металлическим прибором (набором), т.е. пластинами, круглыми бляшками, а на старинных хомутах — пластинами с изображением всадников, коней, птичек. Роспись почти всегда имела растительный мотив, а резьба состояла из ногтевидных или треугольных выемок, расположенных поясками по их краям. Тиснение на кожу наносили специальными штампиками, которые оставляли на ней розетки, кружки, крестики, квадратики, углы.
Шлею, крышку седелки, узду, шорку декорировали чаще всего так называемым металлическим прибором. Он состоял из литых пластин разной конфигурации, прикреплявшихся к коже шпеньками, и пуколей — круглых декоративных головок на двух разгибавшихся ножках, которые вставляли в кожу. Металлические украшения отливали из меди, зеленой меди — сплава меди и цинка в соотношении 70% к 30%, томпака — сплава меди и цинка, но в другой пропорции — 85% к 15%, польского серебра, т.е. сплава меди и никеля, а также штамповали. Пластинки были разного цвета: белые, желтые, черные, различных очертаний, чаще всего геометрических, и имели каждая свое название: бляха, бантик, горох, розетка, кружок, штучка, глаголь, мелочь и т.д.
На одном и том же предмете можно было увидеть приборы, составленные из многих вариантов пластин. При этом для каждого входившего в упряжную сбрую предмета предназначался свой набор литых или штампованных украшений. На крышку седелки и ремни шлеи крепили пуколи и пластинки на шпеньках. Шорку наряду с пуколями и пластинками покрывали розетками, бляхами, накрыжниками, т.е. крестиками. Соединение ремней шлеи и узды украшали так называемыми местами, т.е. прямоугольничками, ромбиками, кружками, овалами.
Шлеи, уздечки помимо металлического набора украшали кистями из кожи, гаруса, металла. Налобные ремни узды перевивали тонкими красными и зелеными ремешками, а между ушей лошади закрепляли султан из кожи или других материалов. Праздничность сбруе придавали также бубенцы, колокольчики поддужные, которые прикрепляли к дуге, хомуту, седелке. Нарядная праздничная упряжь вызывала искреннее восхищение у собиравшихся на гулянье. Русский поэт И.С.Никитин в 1855 г. писал:
Слышь, жена!
Погляди,
Каковы уздечки!
Вишь, как медный набор.
Вот махры, колечки.
А дуга-то, дуга, —
В золоте сияет...
Материал создан: 22.10.2015