Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русский писатель-деревенщик Фёдор Абрамов

Русский писатель-деревенщик Фёдор Абрамов

В этом году мы отмечаем сто лет со дня рождения выдающегося русского писателя-деревенщика Фёдора Абрамова. Уроженец прионежского села Веркола с третьего курса филфака ушёл в 1941 году добровольцем на фронт , дважды был ранен. Зализав раны, войну он закончил контрразведчиком легендарного СМЕРШа. После демобилизации Абрамов прославился, как летописец войны и бытописатель русской деревни... Прекрасный слог и великие мысли: «Нам, русским людям, которые обладают многими великолепными качествами, у которых бесподобный душевный размах, удаль; людям, которые способны на штурм неба, — нам часто не хватает способности к практическим делам, к делам повседневным... Мои претензии и мой разговор о жизни идут от одного желания — чтобы в жизни было лучше, а чтобы это было так, надо говорить о недостатках нашей жизни, а как же иначе лечить-то прикажете?

Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница — это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца... Вы спросите: а любовь? Я и на это отвечу — пусть в духе шестидесятников. Работа — это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу. Я, например, горжусь, что я из деревни. Потому что человек, который родился в городе, всю жизнь живет в городе, ведь он же обворован жизнью, он не знает по-настоящему мира природы, он не знает животных, он не знает рек, воды, трав, он не знает по-настоящему сказок, былин, всей духовной основы своей нации, он живого слова, родников, бьющих оттуда еще бог знает из каких языческих глубин, — ничего этого он не знает.

Кичиться горожанину перед деревенским нечего. Деревенский человек всегда нагонит горожанина, горожанину деревенского в познании и богатстве своих чувств не нагнать. Деревня русская — это ландшафты, наша Родина, мать и прародина всего. Дело в том, что исчезновение связей, утрата связей человека с животным, с землей, с природой, она может обернуться очень серьезными последствиями... Потому что земля, животное, общение с ними — это один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится человечность в человеке. Исчезнут эти отношения любви, доброты с животными и землей, повторяю, неизвестно, чем это кончится. Не отразится ли это вообще на самой природе человеческой и не поведет ли к каким-то очень серьезным и непредвиденным изменениям национального характера?

Я весь переполнен по-прежнему деревней. А что значит — деревней я переполнен? Я переполнен Россией, периферийной Россией, на которой держится вся наша городская жизнь. Мы в городе, может быть, только плоты плавучие в этом народном море, океане, который называется Россия. Я родился в деревне, в крестьянской, в самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами, здесь сидящие, и не только мы, — все народы мира вышли из деревни. А Россия, как здесь очень хорошо говорил мой друг Солоухин, деревне обязана больше, чем кто-либо.

Русская деревня — это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык. Лев Толстой за образец для себя в течение всей жизни ставил патриархального крестьянина. Заблуждение? Возможно. Но ведь патриархальный крестьянин — это тот человек, который жил по законам совести, по самым высшим неписаным законам, к которым на протяжении всей своей истории стремится человечество. Это человек — я имею в виду тип старого крестьянина, — который руководствовался одной-единственной заповедью: жить без работы, не работать — это великий, самый великий грех.» Великий !

Автор текста: Антоновский Роман (facebook)

Материал создан: 20.04.2021

создано на основе этого материала



Хронология доимперской России