Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русский самовар или самогрей

САМОВАР, САМОГАР, САМОГРЕЙ, САМОКИПЕЦ - прибор для кипячения воды. Самовар был всегда металлическим, обычно из латуни и меди, в редких случаях из серебра, стали, чугуна, и, как правило, никелировался. Его тулово могло иметь самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, прямоугольной коробки, груши, яйца. Верхняя часть тулова, через которую наливалась вода, закрывалась крышкой — «закрышкой», «нахлобучкой».

Тулово заканчивалось поддоном или четырьмя короткими ножками. В нижней его части находился кран для стока воды. Жидкость в самоваре нагревалась, соприкасаясь с металлической жаровней, проходившей сквозь тулово. Верхний конец жаровни выходил через «закрышку» наружу и имел конфорку, на которой крепилась «закрышка». Нижний конец, располагавшийся около поддона, прикрывался решеткой. В жаровню закладывали горячие угли. Огонь поддерживали благодаря поддуванию воздуха снизу жаровни и вытяжной трубе с коленом, надевавшейся на верхнюю часть жаровни.

После закипания жидкости трубу снимали, а жаровню закрывали заглушкой. Для выхода пара на «закрышке» самовара имелся отдушник — небольшое отверстие с крышечкой. Самовар в русском быту неразрывно связан с чаепитием. В России чай впервые появился в конце XVII в. В то время его использовали как лечебное средство при простуде и заболеваниях желудка. В первой половине XVIII в. чай становится популярным напитком среди высшей знати, дворян, богатых купцов. При этом чай считался мужским напитком, а кофе, который в ту пору входит в употребление в высших слоях русского общества, - женским. Однако поначалу воду для чая кипятили в чайниках, туда же закладывали и заварку.

Самовар с заварочным чайником появился, как предполагают, в XVIII в., когда чай распространяется в городской среде, а вскоре и в деревнях. Чаепитие из самовара стало особенно популярным у крестьян северных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Жители Ярославской, Московской губерний даже получили от соседей прозвище «водохлебы». Самовар кипел на столе, когда в доме были гости, — это позволяло с удовольствием, не спеша посидеть за столом с приглашенными людьми. Его ставили, когда было холодно на улице или, наоборот, слишком жарко. Самовар, считалось, утешал человека в грустную минуту и успокаивал слишком расшумевшееся общество.

Известный этнограф середины XIX в. А. В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют вприкуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достает для полдюжины стаканов. С мужика льет пот градом, он пьет не переводя духу; оботрется полой и снова за чашечку» (Терещенко 1848, IV, 85). В городах и богатых крестьянских семьях выработался даже своеобразный ритуал чаепития.

Начищенный до блеска самовар ставили на специальный самоварный столик, находившийся около обеденного стола. Заварочный фарфоровый чайник помещали на конфорке. На обеденный стол ставили чашки с глубокими блюдцами и чайными ложками, сахарницу с колотым сахаром, ситечко, щипцы для колки сахара и блюдо с пирогами. Чай разливала хозяйка дома или ее старшая дочь. В чашку чай надо было наливать до краев, постоянно потчуя гостей. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая прекращалось лишь тогда, когда гость переворачивал чашку вверх дном. Это был жест, означавший, что гость напился и доволен угощением.

Однако чай ценился не всеми русскими. В некоторых местах его вообще не употребляли и даже считали вредным напитком. Такое отношение к нему выработалось у старообрядцев — людей, которые не признали реформу Церкви, проведенную в XVII в. Патриархом Никоном. Они считали чаепитие «никонианством», т. е. отступлением от истинной веры, а чай — поганым зельем, поэтому «кто пьет чай, тот не войдет в царствие небесное». Крестьяне приобретали самовары на ярмарках, в сельских лавках, городских магазинах. На крупных ярмарках, таких как Макарьевская, Ирбитская, Нижегородская, имелись специальные самоварные ряды, где изделия продавали поштучно и на вес.

Стоимость их была различной и зависела от размеров, наличия украшений, а также от известности фабрики, на которой их изготовили. Самовары на вес продавали оптом и в розницу по 15 рублей за пуд (16,38 кг). Один хороший самовар, предлагавшийся поштучно, мог стоить от 3 до 10 рублей, но были и самовары стоимостью в 100 рублей. В середине XIX в. на 100 рублей можно было купить лошадь и сделать хорошее приданое городской невесте. Самовары, продававшиеся в России в XIX — начале XX в., были русского производства. Их изготавливали на самоварных заводах Тулы, Москвы, Екатеринбурга и некоторых других уральских городов. Хорошо были известны фабрики Назара Лисицына, Василия и Ивана Ломовых, Ильи Федорова и многие, многие другие.

На самоварах обычно ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках. Самовары в русской деревне ценили очень высоко. Их наличие в семье говорило о ее благополучии, достатке и престиже хозяина дома. Хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое.

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России