Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Скобкарь для подачи пива

СКОПКАРЬ или СКОБКАРЬ — утварь для подачи на стол пива, долбленная из капа, корневища или части ствола березы, липы. Название сосуда — скопкарь, более старинный вариант - копкарь — произошло, вероятно, от материала (выкопанного корня дерева) и способа его изготовления (выдалбливанием). Представлял собой глубокий сосуд ладьевидной формы с двумя рукоятками, силуэт которого напоминал плавающую птицу.

Рукоятки были обработаны в виде головы и хвоста птиц: уток, гусей, лебедей. На некоторых скопкарях голова птицы заменялась головой коня или мордой дракона. Большая часть скопкарей имела гладкие стенки, однако встречались и скопкари с ложчатыми стенками, имевшими вертикальные выпуклости, чередующиеся с углублениями — ложками. Предполагается, что ложчатая форма была перенесена на дерево с металлической посуды (см. Братина, Ковш). Были распространены скопкари расписные или же красивого темно-янтарного цвета.

Он получался после обжига деревянной поверхности огнем, для чего к стенкам сосуда прикладывали раскаленные пластины металла, оставлявшие на поверхности темные контрастные пятна. Скопкари, бытовавшие в селах и деревнях, расположенных на Северной Двине, декорированы росписью. Ее располагали на наружных стенках и рукоятях. Роспись выполнялась по белому или желтому фону красной, оранжевой, зеленой, реже синей краской с черным контуром и носила ярко выраженный графический характер. В растительный орнамент, состоящий из веток с листьями и цветов, включали изображения птиц, оленей, рыбок.

Скопкари в центральных губерниях Европейской России, особенно в Ярославской, расписывали в живописной манере. Роспись наносили чаще всего по верхнему краю сосуда и рукоятям. На многих скопкарях имелись надписи, указывавшие на их принадлежность: «Матфея Савиновича Спирина. 1823 года», или надпись с каким-либо назиданием: «Григория Елуферьева сына. Плохова человече буде при славе смирен, а при печали мудр, не зван на пир не ходи, а еще пойдеши, в высоком месте не садис да последи нас бесчестен не идеши, не всякой ковш пей до дна, да не будешь без ума, да к чюжим женам в кут не ходи, с ними не беседуй да не будеши бесчестен».

Скопкари обычно подавали на стол вместе с маленькими деревянными ковшами-налёвками, которые вешали на его бортики. Сосуд этот очень древний. В Новгородской рукописи XII в. написано: «А собору святые Софеи даша копкар, во веки им кормление». Скопкари использовались на больших праздничных застольях, когда собиралось много гостей. В XIX в. был широко распространен обычай пить из них пиво на общинных праздниках: престольных, заветных, которые взрослые женатые мужчины и замужние женщины отмечали отдельно, а также на мужских праздниках — братчинах.

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России