Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Сочиво

Преподобный Нестор Летописец Печерский, умерший в самом начале XII века, почти всю жизнь подвизался в стенах Киевско-Печерской лавры. Сначала послушником, после пострига – иеродиаконом. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Просто удивительно, как один человек смог своим писательским трудом оказать такое влияние на все наши представления о Древней Руси – спустя девять веков мы вспоминаем его «Повесть временных лет», цитируя из нее на память целые фразы. Порой даже авторство не вспоминаем.

Вот только первое, что в голову приходит: «Руси есть веселие пить», « Погибли, как обры», «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», « Мать городам русским», – это все из «Повести временных лет» преподобного Нестора. Есть мнение, что «Повесть…» – это обобщенный Нестором Летописцем труд нескольких киевских иноков, живших до него, а затем дополненный после его смерти. Но это уже не важно, заслуженный копирайт на все будущие века получил именно Нестор.

А вот что никому не удастся подвергнуть сомнению на предмет авторских прав, так это «Житие преподобного Феодосия, игумна Печерского», написанное иноком еще в XI веке. До нас и оно дошло лишь в списках. Тут первенство Нестора никто не оспаривает – Феодосий был его наставником и духовником. В «Житии преподобного Феодосия…» впервые упомянуто сочиво. Звучит фраза так: « Напълнив три возы брашьна, хлъбъ, и сыръ, рыбъ, сочиво же и пъшено ». Брашно – ржаная мука или зерно, пъшено – пшено, это ясно. А сочиво здесь, представьте себе – чечевица. Во всяком случае, так утверждают филологи.

У Даля синоним чечевицы – сочивица. А «сочиво» – « семянной сок или молоко: миндальное, ореховое, маковое, конопляное и пр., а также пища с соком этим, и более пища постная, каша, кашица и овощ ». Про постное молоко у нас еще будет отдельный разговор. Слово «Сочельник» пошло не от чечевицы, а именно от сочива – каши, пропитанной постным соком. Это блюдо, которое все-таки более известно как кутья. И менее – как коливо или канун.

Кутья может быть и поминальной, и предпраздничной. Первую мы сейчас вспоминать не будем. А вот канунная кутья, которую кое-где так и звали « кануном», была трех видов: голодная (в Крещенский сочельник), постная (в Рождественский) и богатая (в Васильев вечер – на старый Новый год). Голодная кутья – просто распаренные или отваренные в воде зерна. Постная – они же, но пропитанные «соком» – выжимками из семян или сытой. Добавляют в постную кутью изюм, орехи, сухофрукты.

Ну а богатая кутья, на Святках – та, которая с коровьим маслом, молоком или сливками. Из какого только зерна не готовят кутью! Из пшеницы, ржи, ячменя, гороха (у Даля одно из значений слова «кутья» – гороховый суп без мяса, так говорили на Вологодчине), пшена («ерлы» – древнее блюдо, распаренное пшено с изюмом), гречки (« Знают и дьячихи, что кутью варят из гречихи » – тоже цитата из Даля), риса.

В Сочельник мы весь день от еды воздерживаемся. А уж с первой звездой, что по нашим северным широтам не так уж и поздно – вкушаем распаренные зерна, перемешанные с тертым маком, изюмом, сухофруктами, орехами и обильно политые сытой – растворенным в воде и доведенным до кипения медом.

Постное рождественское сочиво из пшеницы

  • 1 стакан пшеницы
  • 100 г мака
  • 100 г ядер грецких орехов
  • ⅔ стакана сухофруктов
  • 3 ст. л. меда

Пшеничные зерна промыть и томить в чугунке в двух литрах воды в течение часа. Откинуть на сито. В ступке или в специальной макотерке растереть мак до получения макового молочка, соединить с ним мед, перемешать до однородной массы и добавить к распаренным зернам. В последнюю очередь, перед самой подачей, всыпать сухофрукты, ядра грецких орехов. Готовое блюдо должно быть сочным, при необходимости в него подливают кипяченую воду. Похожее сочиво можно приготовить и из риса.

Автор текста: Сырников Максим (facebook)

Материал создан: 25.04.2021



Хронология доимперской России