СТАН (КРОСНА, СТАВ) - ткацкий станок. В русских деревнях для изготовления тканей применяли горизонтальный ткацкий стан. Его конструкция была довольно сложна. Основу стана составляли две деревянные станины — рамы, поставленные параллельно на некотором расстоянии друг от друга. К ним крепили два навоя, набелки с бердом, ниты с подножками.
Навои представляли собой деревянные валы с цилиндрическим утолщением на одном конце. Навой, называвшийся пряжным, соединял станины в их передней части. Другой — полотняный — располагался в задней части станин. Навои служили для натягивания нитей основы будущей ткани. Одним концом основа закреплялась на пряжном навое и наматывалась на него во всю свою длину. Другим концом закреплялась на полотняном навое, на который по мере изготовления наматывалась готовая ткань. Бердо, использовавшееся для прибивания нитей утка, состояло из тонких тростей, в которые пропускали при заправке стана нити основы. Его вкладывали в набелки — деревянную раму и подвешивали на планку, соединявшую станины в их верхней части.
Ниты (ремизки) представляли собой два параллельных прутика, соединенных двумя рядами нитяных петель, продетых попарно одна в другую, т.е. нити, прикрепленные к верхнему прутику, соединялись петлями с нитями нижнего прутика. Нитов на ткацком стане было не меньше двух. Их, так же как и набелки, закрепляли с помощью блочков в верхней планке станин. Каждый из нитов прикрепляли веревкой к подножке — деревянной дощечке, располагавшейся внизу стана, под ногами ткачихи.
Ниты служили для образования на основе зева, через который прокидывают челнок с уточной нитью. При навивании основы одну ее нитку пропускали через глазок — петлю первого пита и между глазками второго нита; вторую нитку пропускали в глазок второго нита и между нитей первого. Работа на ткацком стане проходила следующим образом. Ткачиха садилась на скамеечку перед первым навоем, нажимала на подножку, соединенный с этой подножкой нит шел вниз, увлекая за собой один из двух рядов нитей основы. В образовавшийся зев прокидывался челнок с уточной нитью.
Затем крестьянка нажимала вторую подножку, происходило движение второго нита, в результате которого происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся зев пропускался челнок, а затем нити утка прибивались бердом. При работе на двух ремизках получалась ткань простого полотняного переплетения, при которой нити утка были перпендикулярны нитям основы. Однако стан мог иметь и большее количество ремизок: от 3 до 20—22. В этом случае получались узорные ткани, которые принято было называть многоремизными.
К ткацкому стану полагались еще различные дополнительные приспособления: дощечки, бральницы, куколки и т.д. Их использование давало новые варианты плетения тканей. Так, по произведениям устного поэтического творчества хорошо известны браные скатерти. Они ткались на двух подножках, с дощечками- бральницами и двумя челноками с уточной нитью и напоминали вышивку. Русские умели создавать также гобеленные ткани, называвшиеся в деревнях «закладными». Ткацкий стан был в каждом доме, и каждая женщина умела ткать. Девочек начинали обучать этому мастерству примерно с десяти лет. К моменту своего замужества девушка должна была стать хорошей ткачихой.
Основная работа по изготовлению тканей приходилась на Великий пост и продолжалась до начала посевных работ. Однако ткацкий стан могли ставить и осенью. В некоторых деревнях осенью за ткацкий стан садились девушки, чтобы наткать полотна для своего приданого, или молодые женщины из больших семей. Осенью они делали ткани для себя, а весной для всей семьи. С процессом тканья было связано много различных поверий. Считалось, что начало работы должно приходиться на раннее утро в «легкий день», совпадавший с полнолунием. Особенно удачным считалось начать работу в день, на который в прошедшем году приходился праздник.
Прежде чем сесть за стан, надо было помолиться образу Божьей Матери или св.Параскевы Пятницы. Эти два образа вместе с языческой богиней Мокошью сливались в представлениях русских крестьянок в единый образ покровительницы прядения и ткачества. Кроме обычных кросен, в крестьянских хозяйствах получили широкое применение кросна для изготовления безворсовых ковров и рогож. Безворсовые ковры ткали в некоторых деревнях южных губерний Европейской России на вертикальных станках. Рогожи из липового мочала изготавливали на горизонтальных станках, отличавшихся от обычного ткацкого стана отсутствием ряда деталей.
Следует также отметить, что работа женщин на ткацком стане осмыслялась как некое таинство, своеобразное творение мира. Это нашло свое отражение в обрядах, проводившихся женщинами в случаях стихийных бедствий: нарушенный порядок можно было восстановить, по мнению крестьян, только в том случае, если за один день всеми женщинами деревни изготовить новину — тонкий холст. При этом необходимо было начинать с самого начала: намять лен, натрепать его, спрясть нитки и соткать. Новина, называвшаяся обыденной, сданная в храм, должна была способствовать, по поверью, уничтожению старого, больного миропорядка и восстановлению молодого, здорового.
Материал создан: 22.10.2015