Я русский

что значит быть русским человеком

Старинные русские термины

Старинные русские термины

Термины связанные с сельскохозяйственными работами

БАБКА — способ укладки снопов зерновых культур на жнивье. Обычно в бабке было от 5 до 10 снопов. При укладывании пяти- снопной бабки четыре снопа ставили на комли рядом, но слегка наклонно друг к другу, а пятый укладывали поверх них — веером, прикрывая все сооружение от дождя и ветра. Десятиснопная бабка делалась несколько иначе: в центре ставили один сноп, к нему накрест прислоняли четыре снопа, а затем в каждый образовавшийся угол добавляли еще по снопу. Сверху все сооружение прикрывали крупным снопом колосьями вниз. Бабки стояли на жнивье две-три недели, потом их увозили на гумно.

ВОРОХ — куча, горка еще не веянного зерна.

ЖИТО — хлеб в зерне или на корню; ячмень (северное), рожь (южное); всякий яровой хлеб.

ЖНИВЬЕ — поле, где сжат хлеб. Жнивьем называют также солому, оставшуюся на корню после жатвы.

ЗАЛЕЖЬ — давно не обрабатываемая пахотная земля.

КИЧИГА — орудие для молотьбы зерновых культур и льна. Представляла собой вырубленный из березы вместе с частью ствола сук. Часть ствола (30— 45 см) была рабочей, а сук (до 1,2 м) использовался в качестве рукоятки.

КОПА (КОПНА) — старинный способ укладки снопов зерновых культур для первоначальной их просушки на жнивье. Снопы укладывали в копу плашмя один на другой (крестом) так, что колосья торчали наружу. Сверху все сооружение прикрывали «крышей » — снопом, поставленным колосьями вниз, напоминавшим раскрытый зонт. Копами (копнами) называлась и укладка скошенной травы после просушивания ее на лугу. Копы сена были небольшого размера и расставлялись на лугу на равном расстоянии друг от друга.

КОСТРИКА — отбросы льна и конопли после их трепания и чесания.

КРЕСТЦЫ — способ укладки снопов зерновых культур на жнивье. Снопы в крестцах укладывали в несколько рядов (по четыре в каждом) крестом, колосьями друг к другу. В первом ряду снопы перегибали таким образом, чтобы колосья не касались земли. Это предохраняло зерно от прорастания. Рядов могло быть от 3 до 5, т. е. в крестцы закладывалось от 12 до 20 снопов. Сверху укладывали еще один сноп, прикрывая центр, где сходились снопы.

КУДЕЛЬ — вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, подготовленный для пряжи. Куделью также называется свиток, сверток избитой шерстобитами, готовой для прядения шерсти.

КУЖЕЛЬ — льняное волокно самого высокого качества.

ЛУЗГА — шелуха семян некоторых растений, например подсолнечника.

МЕЗГА — мягкий внутренний слой коры дерева. Мезгой называют также рыхлые, сочные остатки чего-либо, например картофельные выжимки.

МОЧАЛО — лубяная часть коры молодой липы, разделенная на узкие полоски — волокна.

МОЧИЛО — яма с водой для вымачивания стеблей льна и конопли после их сушки на поле и отбивания семенных коробочек. Она была квадратной или вытянутой. Ее ширина и длина зависели от количества льна и конопли, предназначенных для мочения, а глубина не превышала 1,43 — 1,8 м. Стены ямы покрывали деревянной решеткой, иногда закрепляли деревянным срубом. Мочило заполняли дождевой водой или воду подводили к нему через отводные канавы из реки, озера, ручья.

МЯКИНА — остатки колосьев, стеблей и другие отходы, получающиеся при молотьбе.

НОВЬ — непаханая земля, целина.

НОЧНОЕ — выпас лошадей в ночное время.

ОМЕТ — сложенная большой кучей солома.

ПАКЛЯ — грубое волокно, отход обработки льна, конопли.

ПАСТЬБА — способ летнего содержания скота. В дневное время животные находились на пастбищах, и только поздно вечером их пригоняли в деревню. Пастбищенский сезон по всей России, как правило, начинался с Егорьева дня (23 апреля/6 мая) и длился до Покрова дня (1/14 октября).

ПАШНЯ — вспаханное поле.

ПОВЕСЬМО — пучок измятых на мялке стеблей.

ПОДСЕКА — лесная поляна, на которой вырубили и сожгли лес, подготовив землю для пашни.

ПОСКОТИНА (ПАСТБИЩЕ) — место выпаса скота. Под поскотину использовали различные участки земли: лесные угодья, пустоши, берега рек, озер, ручьев и пр.

СВЯСЛО (ВЯЗКА) — жгут для связывания снопов. Его изготавливали из длинной и эластичной ржаной соломы или болотных растений. Пучок стеблей делили на две части, которые складывали колосьями друг к другу и скручивали.

СКИРДА — сооружение для хранения снопов зерновых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Снопы в скирды укладывали горизонтально в несколько рядов, колосьями внутрь. Первый ряд клали на настил из жердей, переплетенных лозой, поднятый над землей на столбах на высоту 40—50 см. Это предохраняло зерно от прорастания и почвенных вод. Скирды были продолговатой формы: ширина их равнялась длине двух снопов, положенных колосьями друг к другу, длина — произвольной. В одну скирду обычно помещалось от 4000—5000 до 8000 снопов.

СНОП — пучок стеблей зерновых культур с колосьями, которые сжаты серпом и перевязаны жгутом — свяслом. Снопы вязали самой разной величины: от 22 до 80 см в диаметре. Это зависело от различных причин: от вида зерновой культуры, от степени ее созревания, от имущественного положения хозяина.

СТАЯ — загон для скота в хлеву, конское стойло в конюшне.

СТОГ — сооружение для хранения сена. Стог представлял собой высокое конусообразное сооружение из сена, круглое в основании. Его окружность приближалась к 20 м. В основании стога лежал деревянный настил, приподнятый над землей на 25—35 см. Перед укладкой сена через деревянный настил в землю вбивался шест, вокруг которого и метали стог.

СУСЛОН — способ укладки снопов зерновых культур после жатвы. Суслон имел конусообразную форму и включал в себя от 5 до 20 снопов, поставленных друг на друга вверх колосьями. Сооружение покрывали сверху, как зонтом, двумя связанными вместе снопами. Количество снопов в суслоне зависело от зерновой культуры и местной традиции.

СЫРОМОЛОТ — обмолот зерновых культур без предварительной сушки в овинах, ригах, шишах. Обычно сыромолотом молотили хлеба в южных губерниях Европейской России, где жатва совпадала с жаркой погодой и хлеба не намокали от дождя.

ТРЕСТА — подготовленная для трепания льняная или конопляная солома.

ТРЕХПОЛЬЕ — система земледелия, комплекс агротехнических мероприятий, направленных на поддержание и повышение плодородия почв; поле, разделенное на три части. Основу трехполья составляют два действующих поля — озимое и яровое — и одно отдыхающее поле, по выражению крестьян, «парящееся ». Правильное трехполье предполагало унавоживание полей, чередование действующих полей и пара, а также чередование культур на действующих полях.

ЯСЛИ — глубокий деревянный ящик, из которого в хлеву кормят скотину.

Строительные, поделочные и декоративные материалы

АЛЕБАСТР — минерал, водный сульфат кальция; мрамороподобная, тонкозернистая разновидность природного гипса. Белый по окраске, под воздействием примесей становится светло-желтым, кремовым, оранжевым, красноватым. Ценный облицовочный и поделочный камень. Алебастром называют также строительный материал, который получается при низкотемпературном обжиге гипса. Измельченный и смешанный с водой, он быстро затвердевает. Применяется для лепных работ.

БЕРЁСТА — верхний слой коры, снятый с березы.

БРЕВНО — дерево без корней, очищенное от коры, сучьев и ветвей, имеющее длину около 6,5 м и диаметр не менее 15—20 см. Используется как строительный материал, а также для распилки на брусья и доски.

БРУС — бревно с параллельными оструганными плоскостями и одинаковым сечением на торцах.

БРУСОК — продукт продольной распилки досок на части с квадратным или прямоугольным сечением (от 5X5 до 7X7 см). Используется при строительстве и идет на различные поделки.

ВИЦА — гибкий прут в палец толщиной.

ГИПС — минерал, водный сульфат кальция, мягкий; обычно не имеет окраски. Примеси могут придать ему желтый, розовый, коричневатый, красный и черный цвет. Обожженный и размолотый гипс быстро затвердевает после смешивания с водой. Используется при строительных, а также лепных и формовочных работах.

ГОРБЫЛЬ — крайняя доска бревна при его продольной распилке, у которой одна из сторон остается выпуклой.

ДОСКА — плоская с двух сторон деревянная пластина небольшой толщины, получаемая путем продольной распилки бревна, иногда и путем его вытесывания.

ДРАНКА — колотые (чаще сосновые) дощечки. Широко использовалась как кровельный материал для деревенских строений. По крыше их располагали горизонтальными рядами с напуском.

ДРАНЬЕ — колотые сосновые доски более грубой обработки, чем пиленые, и соответственно более дешевые по цене.

ДРОЖИНА — длинные, хорошо оструганные толстые жерди, используемые при изготовлении саней разных типов; иногда — жерди, сделанные из стволов деревьев, которые были выкопаны с корнями, расположенными перпендикулярно стволу.

ЖЕЛЕЗО БЕЛОЕ - см. ЖЕСТЬ.

ЖЕРДЬ — шест из длинного тонкого ствола дерева.

ЖЕСТЬ — мягкое листовое железо высокого качества, покрытое тонким слоем олова (до 0,25 мм). Используется как кровельный материал и при декоративной отделке деревянных изделий (сундуков, ларцов, шкатулок и т. п.).

ЗОЛОТО ЛИСТОВОЕ — очень тонкие листки высококачественного золота (обычно 93-й пробы), предназначенные для золочения различных изделий.

ИЗВЕСТНЯК — осадочная, часто органогенная (раковины, кораллы) порода, состоящая главным образом из углекислого кальция. Часто встречается в природе, имеет различную окраску: от белой, серой до черной. Известняк имеет различные породы: плотные (бут), пористые (туф, ракушечник), рыхлые (мел). В зависимости от прочности используется для кладки стен и фундаментов или применяется при декоративной отделке строений.

ИЗРАЗЦЫ — керамические плитки для облицовки стен, полов, печей, каминов, водоемов. Сохраняют с лицевой стороны натуральный цвет обожженной глины (терракотовые), бывают покрыты непрозрачной глазурью и нередко расписаны (майоликовые). На тыльной стороне плиток имеется коробчатый выступ для сцепления с кладкой. В России используются с XVII в.

КАП — узловатый нарост на стволе дерева, преимущественно березы. В рисунке среза напоминает мрамор.

КАФЕЛЬ — керамическая глазурованная плитка для облицовки печей, а также стен в нежилых помещениях. То же, что изразцы.

КИРПИЧ — брусок из обожженной глины, широко используется при строительстве. Самый древний искусственный материал, известный многим народам. В России был принят так называемый казенный формат — 6X3X1,5 вершка, т. е. примерно 26,7X13X6,6 см.

КЛЁПКИ — колотые или пиленые дощечки для сборки или вязки бондарных изделий.

КОЛ — заостренная толстая палка, бревно.

КОЛОДА — короткое толстое бревно или его обрубок.

КОМЕЛЬ — прилегающая к корню часть дерева.

КОПАНЬ — дерево, выкопанное с корнем. При дальнейшей его обработке используют не только ствол, но и корень, который становится частью готового изделия. Из копани делали полозья для саней, волокуши, мастерили прялки, лыжи и т. д.

КОПЫЛ — короткий брусок, вставляемый в полозья саней и служащий опорой для кузова.

КРЯЖ — часть древесного ствола определенных размеров, используемая для выделки специальных видов продукции: шпал, лыж, ружейных прикладов и т. д. Клепочный кряж обычно имел длину, соответствующую размерам клепок, необходимых для того или иного бондарного изделия, с небольшим припуском на обработку.

ЛЕВКАС — многослойный грунт под роспись по дереву и штукатурке. Его использовали в русской средневековой иконописи, изготавливали из мелового или гипсового (алебастрового) порошка с клеем животного происхождения (чаще рыбьим). При росписи крестьянских вещей из дерева применяли левкас аналогичного состава.

ЛИСТОВОЕ ЖЕЛЕЗО — см. ЖЕСТЬ.

ЛЕСИНА — ствол дерева, освобожденный от ветвей и корней и очищенный от коры, а также толстая длинная жердь.

ЛУБ — пласт, волокнистое неокрашенное подкорье липы, вяза и некоторых других лиственных деревьев. Идет на мочала, лыко, используется при кровле и при изготовлении различной утвари.

ЛЫКО — молодой луб от липы, ивы и некоторых других деревьев (под корою луб, под ним мезга, под нею блонь — молодая древесина), который разделили на слои и узкие полосы. Шел на изготовление лаптей, использовался при выделке различных хозяйственных предметов.

НАКАТНИК — в старину так называли бревна, позднее — горбыли; стволы деревьев, распиленные пополам; толстые доски из бревен низкого качества.

ПЕСЧАНИК — осадочная горная порода из прессованного песка.

ПЛАХА — одна половина расколотого пополам кряжа.

ПЛИТНЯК — горная порода, легко разделяющаяся на плиты.

ПРУТ — тонкая ветка без листьев.

РЕЙКА — плоский брусок, узкая тонкая дощечка.

САМАН — необожженный крупный кирпич из глинистого грунта, смешанный с обрезками соломы.

СВАЛ (СВАЛОК) — нарост на дереве, то же, что кап.

СВАЯ — заостренное бревно. Забивается в землю, идет под основание дома при его постройке, используется при установке оград, частокола и т. д.

СОХА — столб с развилкой вверху. Используется при строительстве для подпорки крыш домов и хозяйственных построек.

ТЁС — длинные тонкие доски. До применения продольной распилки леса тесом назывались доски, которые получали, раскалывая бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обтеской. Из расколотых половин вытесывали две (реже три) тесины.

ФАНЕРА — тонкие листы древесины, используемые для облицовки столярных изделий, а также листовой древесный материал — склеенные пластины с перекрестным расположением волокон древесины.

ШЕСТ — длинная палка, жердь.

ШТУКАТУРКА — масса густого известкового раствора с песком и водой, а также затвердевший слой такого раствора. Используется для отделки поверхностей различных сооружений. Штукатурки делятся по виду на известковые, цементные, гипсовые, глиняные, магнезиальные, ганчевые; по назначению — на обыкновенные, декоративные, фактурные, специальные.

ЩЕБЁНКА (ЩЕБЕНЬ) — измельченный камень, используемый в строительстве.

ЩЕПА — тонкая пластина, отколотая по слою дерева. Использовалась при кровельных работах, изготовлении хозяйственной утвари.

Технические и художественные приемы, используемые при изготовлении убранства дома, хозяйственных предметов и утвари. Некоторые инструменты и виды изделий.

ВОРОНЕНИЕ (ЧЕРНЕНИЕ) ЖЕЛЕЗА — придание ему темного цвета. На поверхность железа наносят тонкий слой пленки его окислов, предотвращающий коррозию и придающий металлу коричневый, темно-синий или черный цвет с сохранением металлического блеска.

ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ — нанесение декоративных и защитных покрытий на изделия из металла методом электролитического осаждения (золочение, серебрение, никелирование, хромирование и т. д.).

ГЛАЗУРЬ — стекловидное покрытие керамических изделий, закрепленное обжигом, что делает их водонепроницаемыми и красивыми. Глазури бывают цветные, бесцветные, прозрачные, глухие, поточные и кристаллические; различают тугоплавкие и легкоплавкие глазури.

ГРАВИРОВАНИЕ (ГРАВИРОВКА) — технический прием нанесения изображения с помощью резцов и других инструментов на твердые материалы: металл, дерево, камень, стекло, пластик, линолеум. Гравирование на металле и стекле может производиться также путем травления их кислотами.

ДОЛОТО — ручной инструмент для обработки дерева и других материалов. Широко используется в плотницком и бондарном деле. Состоит из твердой стальной пластины с поперечным лезвием на одном конце и гвоздем (стержнем) для осадки в колодку и трубкой для вставления черешка (ручки) на другом.

ЗЕРНЬ — ювелирная техника: мелкие металлические зерна (шарики), как правило, из золота, серебра, меди, которые напаивают на поверхность ювелирного изделия, создавая сложный узор. Зернь получила распространение еще в древнерусском искусстве XI—XII вв. Используется и в настоящее время в ювелирных изделиях, декорированных сканью.

ЗОЛОЧЕНИЕ — покрытие золотом предметов из дерева, металла и других материалов. Известно несколько способов золочения: холодное, при котором в предмет втирают золотую пыль; покрытие золотой амальгамой (жидким сплавом золота с ртутью); огневое (золотая наводка), когда нагревают покрытый амальгамой узор; листовое, при котором предмет оклеивают листочками сусального золота; гальваническое осаждение золота из специального раствора. См. ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ.

ИНКРУСТАЦИЯ — технический прием создания изображений посредством комбинирования на одной поверхности (основе) различных материалов. Инкрустация по дереву бывает двух видов: интарсия — техника врезания в деревянную основу других материалов; маркетри — наклеивание на основу тонких пластинок дерева различных пород. Инкрустация металлом по дереву или металлу называется насечкой.

КЕРАМИКА — изделия из глин или их смесей с различными соединениями, закрепленные специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс и фарфор.

КУРКОВКА — пила-ножовка с узким полотном, используемая для выпиливания проемов ажурной резьбы. Ею можно выполнять и внешний контур заготовки. С помощью курковок с различной длиной и шириной полотен можно выпиливать детали со сложными контурами. Наиболее часто встречающиеся размеры полотен курковок: длина 325—530 мм, ширина 20—40 мм, толщина 1,5 мм.

ЛОЩЕНИЕ — технический прием придания глянца поверхности изделий из глины. Лощение производится до обжига в горне путем трения гальки или какого- либо другого твердого предмета о поверхность изделия, предварительно обработанного растительным маслом, жиром, воском. Сосуды при лощении приобретали приятный черный блеск и становились водонепроницаемыми.

ЛУЖЕНИЕ — процесс нанесения оловянных покрытий на поверхность изделий из металла для защиты их от коррозии.

МАЙОЛИКА — вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые непрозрачной белой эмалью. Поверх сырой эмали наносили росписью орнамент, а затем изделие ставили в горн для обжига, проходившего при сравнительно невысокой температуре. В России XVII—XVIII вв. эта техника называлась цениной, ценинным делом.

МОРОЗ НА ЖЕСТИ — узор на поверхности изделий из жести, появляющийся после обработки ее серной кислотой.

МУРАВЛЁНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — гончарные изделия, покрытые глазурью, в которую добавлен медный порошок. После обжига в горне они приобретали муравленый, т. е. зеленый цвет.

ОБЖИГ — процесс, при котором изделия из глины, дерева и других материалов подвергаются воздействию огня. Обжиг придает глине прочность и твердость, защищает дерево от воздействия влаги и гнилостных микробов: тонкий угольный слой надежно консервирует древесину. Поэтому деревянные «стулья», подставляемые под нижний венец сруба, а также столбы изгородей обычно обжигают в пламени костра. По этой же причине обжигали и деревянную посуду. Позднее ее стали подвергать воздействию огня в декоративных целях: с помощью раскаленных на огне металлических пластин и проволоки народные мастера создавали на поверхности деревянных изделий замысловатые узоры.

ОБРОН — особый технический прием нанесения орнамента на изделия из металла, при котором фон около рисунка опускают (обирают) резцом, благодаря чему рисунок делается рельефным.

ПОЛИВА — слой глазури на поверхности керамики, полученный способом поливки глиняного изделия глазурной массой с последующим обжигом. Поливой покрывают обычно гончарную утварь и изразцы.

ПОЛУМАЙОЛИКА — вид керамики, при которой прозрачная цветная глазурь накладывается поверх рисунка, нанесенного на белую обмазку.

ПРОСЕЧКА ЖЕЛЕЗА — нанесение на полосы кованого или листового железа сквозных отверстий определенной формы или рисунка. Просечка производилась при помощи матрицы — металлической или каменной формы с углубленным негативным узором — и пунсона (пуансона) — стального стержня, имеющего острые режущие кромки. Лист железа укладывался на матрицу, а узор пробивался пунсоном.

РЕЗЕЦ — ручной инструмент для обработки дерева, металла и других материалов. Состоит из твердого стального стержня со срезанным наискось концом и деревянной рукоятки (ручки) в форме грибка. В зависимости от назначения резцы имеют разное сечение — четырехугольное или треугольное, а для гравирования по металлу — ромбовидное.

РЕЗЬБА — наиболее древний и широко распространенный вид обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов, поддающихся вырезанию узоров и различных изображений при помощи ножа, резца, долота, стамески и т. д. Резьба бывает нескольких типов: объемная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, накладная.

РЕЗЬБА АЖУРНАЯ — разновидность резьбы по дереву, которую в зависимости от техники исполнения называют также прорезной или пропильной. Если у плоскорельефной резьбы участки фона выбирают лишь на незначительную глубину, то при ажурной резьбе их убирают полностью, оставляя вместо фона пустые фигурные проемы. В том случае, когда ажурные проемы сделаны резцом или стамесками, резьбу называют прорезной, когда же используют пилу-ножовку (курковку) — пропильной.

РЕЗЬБА ВЫЕМЧАТАЯ (ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ) - наиболее широко используется при декоративной отделке деревянных изделий. Ее узоры и изображения образуются из многочисленных выемок самой разнообразной формы. Выемчатая резьба бывает геометрической (трехгранно-выемчатой и скобчатой) и контурной.

РЕЗЬБА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ — относится к типу выемчатой резьбы. Самый распространенный ее элемент — треугольник. Он и дал второе название геометрической резьбе — трехгранно-выемчатая. Для выполнения этой резьбы нужны достаточно простые инструменты: циркуль, линейка, плоский резец со скошенным лезвием, нож- косяк. Однако с их помощью русские мастера создавали разнообразнейшие орнаментальные композиции.

РЕЗЬБА КОНТУРНАЯ (ЛИНЕЙНО-КОНТУРНАЯ) - разновидность выемчатой резьбы. Само название говорит о том, что в ее основе — контурный рисунок, похожий на гравировку. Контурной резьбе свойственна четкость линий. Такая резьба позволяет делать на поверхности деревянных изделий не только геометрические орнаменты, но и растительные узоры, воспроизводить сцены из окружающей жизни с участием людей и животных, создавать сказочные сюжеты. Контурная резьба была известна в России уже в X в. В XIX в. ее нередко сочетали с резьбой других видов, например со скобчатой. Так, контурно-скобчатой резьбой ярославские мастера украшали свои знаменитые прялки.

РЕЗЬБА НОГТЕВИДНАЯ - см. РЕЗЬБА СКОБЧАТАЯ.

РЕЗЬБА ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ — тип резьбы, при которой участки фона выбирают на незначительную глубину. Фактически это та же контурная резьба, только грани выемок имеют не одинаковые, а различные углы наклона к украшаемой поверхности. Известно три вида плоскорельефной резьбы: с заоваленными контурами (заоваленная или завальная), с подушечным и подборным (выбранным, подобранным) фоном.

РЕЗЬБА ПРОРЕЗНАЯ (ПРОПИЛЬНАЯ) - см. РЕЗЬБА АЖУРНАЯ.

РЕЗЬБА РЕЛЬЕФНАЯ СКВОЗНАЯ — прием резьбы по дереву, при котором фон узора выбирается насквозь, а узор делается плоско- или высокорельефным. См. РЕЗЬБА АЖУРНАЯ.

РЕЗЬБА СКОБЧАТАЯ — относится к типу выемчатой (геометрической) резьбы. Она менее древняя, чем трехгранно-выемчатая резьба, так как инструмент, которым ее выполняют (полукруглая стамеска), появился значительно позднее ножа. Резчик обычно наносит на поверхность изделия полукруглой желобчатой стамеской выемки в форме скобок, изогнутых в разных направлениях, разнообразные по размерам и глубине. Форма таких выемок- надрезов и дала название скобчатой резьбе. Однако на мягкой древесине надрез (вмятину) подобной формы можно сделать даже ногтем. Отсюда и другое название скобчатой резьбы — ногтевидная.

РЕЗЬБА ТРЕХГРАННО-ВЫЕМЧАТАЯ — разновидность выемчатой (геометрической) резьбы. Проста в исполнении, но узоры, выполненные в данной технике, нередко напоминают тонкое кружево. Основной элемент этой резьбы — треугольник, однако в узоре он часто сочетается с трапецией, квадратом, ромбом. Но даже используя один треугольник, народные мастера-резчики создавали весьма замысловатые композиции.

СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) — вид ювелирной техники: напаивание на металлическую основу тонких нитей (проволоки) из золота, серебра, меди и мельхиора. Узор может быть и ажурным: отдельные звенья проволоки свиваются в веревочку и спаиваются между собой. Скань часто применяли в сочетании с зернью, эмалью, жемчугом. В России скань известна с IX—X вв., но наибольший расцвет искусства скани приходится на XIII—XVII вв. Используется и сейчас в художественной промышленности.

СКОБЕЛЬ — плотницкое орудие для строгания и снятия коры, широко использовался при бондарных работах. Представляет собой дугообразную металлическую пластину с острым рабочим краем и двумя ручками. В бондарном деле применяют малые и большие скобели с прямым и дугообразным лезвием для строгания клепок.

СТАМЕСКА — деревообрабатывающий инструмент со стальным плоским заточенным концом, тонкое долото. При отделочных работах и резьбе по дереву обычно используют полукруглые стамески. По профилю сечения они делятся на три вида: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Кроме полукруглых стамесок для работы используют и так называемые уголки — стамески, у которых полотно имеет в сечении прямой или острый угол.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО — тонкие расплющенные пластинки золота или меди, служащие декоративным покрытием художественных изделий. Аналогично золочению проводят и серебрение изделий пластинками серебра или олова.

ТЕРРАКОТА — вид керамики: неглазированные изделия из обожженной цветной глины с пористым черепком. Терракоту окрашивают и холодным способом, без обжига (например, вятские игрушки), затем ее полируют полностью или частично. В быту терракота представлена посудой, изразцами, мелкой пластикой.

ТЕСЛО — орудие, используемое для выдалбливания из дерева лодок, утвари и других изделий. Состоит из стальной рабочей части клиновидной (иногда желобчатой) формы с расширенным и слегка закругленным лезвием. Вставляется в деревянную рукоятку в поперечном направлении к ее оси.

ТИСНЕНИЕ — техника художественной обработки кожи, листового металла, картона, бархата и т. д. путем выдавливания на их поверхности рельефных изображений и узоров с помощью специальных штампов и матриц (каменных и железных).

ТОМЛЕНИЕ — прием обжига гончарных изделий в горне при пониженном содержании в нем кислорода и с добавлением смолистой древесины. Такой обжиг придает изделию черный цвет.

ТРАВЛЕНИЕ — применяется в углубленной гравюре и литографии при обработке металлической пластины (доски) и литографического камня химическими средствами с целью получения в отпечатке необходимого графического изображения.

ФАРФОР — вид тонкой керамики: посуда, мелкая пластика и другие художественные изделия, изготовленные из белой глины и каолина со специальными примесями путем обжига при высокой температуре. Фарфор имеет белое непористое строение («спекшийся черепок»), просвечивающее в тонком слое, обычно покрыт прозрачной глазурью. Перед обжигом глазурь снимается с нижнего ободка фарфоровых изделий.

ФАЯНС — вид тонкой керамики из белой обожженной глины с добавлением специальных примесей, аналогичных примесям, добавляемым при изготовления фарфора, но по другой рецептуре. Он имеет плотный, мелкопористый черепок, покрытый прозрачными глазурями, и не просвечивает на свету в тонкой части.

ФИЛИГРАНЬ см. СКАНЬ.

ЧЕКАНКА — прием художественной обработки металла, заключающийся в набивании рельефного узора на листовой металл (серебро, медь, латунь, белое железо). Металлический лист укладывают лицевой стороной на эластичную подложку из особой смолы или на мешок с песком, а затем молотком бьют по приставленным к нему чеканам, изгибающим лист металла и вдавливающим его в нужных местах в смолу. Чеканка — один из самых древних способов обработки металла. Таким способом создавались ювелирные изделия и мелкая пластика. Этим методом можно создавать и крупную скульптуру, работая над ней по частям и соединяя части путем спайки.

ЧЕРНЬ —- техника, применяемая в ювелирном искусстве. Используется для нанесения орнамента на поверхность золотых и серебряных изделий. Она выполняется путем заполнения сплавом из серебра, меди, свинца и серы предварительно гравированного или вытравленного узора. После обжига на поверхности изделия появляется рисунок темно-серого или черного цвета.

ЭМАЛЬ — техника, применяемая в ювелирном искусстве: прочное стекловидное покрытие, которое наносится на поверхность металлического предмета и закрепляется на ней путем обжига. Бывает и холодная эмаль, т. е. без обжига. Основой ювелирной (горячей) эмали служит стекло, пигментированное примесью окислов металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компитные) эмали. По способу закрепления на поверхности эмали делятся на выемчатые, перегородчатые, прозрачные, по скани, расписные.

Некоторые детали ткацкого стана и технические приемы вышивки и ткачества

БРАЛЬНИЦЫ — деталь ручного ткацкого стана. Представляет собой плоские длинные дощечки, с помощью которых набирают по счету определенное количество нитей основы для образования дополнительного зева. В зев пропускают уточную нить, создающую узор. Бральниц обычно две: одной набираются нити основы, другая прокладывается в них.

БЕРДЕЧОК — приспособление в виде деревянной дощечки с прорезями, используемое для изготовления поясов.

БРАНОЕ ТКАНЬЕ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняют на двух или четырех ремизках с использованием бральниц. При этом применяют два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим — узор.

ГЛАДЬ — прием вышивки иглой, при котором стежки делают вплотную друг к другу параллельными рядами. Рисунок создается постепенным изменением длины стежка. Гладь бывает односторонняя, т. е. такая, при которой узор заполняют только с лицевой стороны, и двусторонняя, при которой узор заполняют как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

ЖАККАРДОВЫЙ СТАНОК — название дано по имени его создателя, французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара. В 1808 г. он изобрел свой знаменитый станок — машину Жаккарда. Ее главной особенностью было наличие перфорированных картонов, которые, соединяясь в непрерывную цепочку, позволяли управлять каждой нитью или группой нитей основы в отдельности, что давало возможность избавить ткача от ручной переборки нитей для протягивания утка. Это позволяло получать на станке практически все тканые узоры, выполненные любым из способов переплетения нитей. Удавалось добиваться сложнейших живописных эффектов, успешно имитировать дорогостоящие ручные ткани.

ЗАКЛАДНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. При этом способе тканья используют две ремизки, уточную нить укладывают по отдельным участкам ткани, а не пропускают во всю ширину. Каждый мотив орнамента прокладывают своим цветным утком. Уточную нить поворачивают на границе мотива. Благодаря этому на стыке двух мотивов образуются небольшие вертикальные зазоры. В некоторых районах, где распространено закладное тканье, зазоров не делают. Нити одного цвета сплетаются с нитями иного цвета, образуя на границах разноцветных мотивов вертикальные выпуклости.

ЗЕВ — термин, применяющийся в ткачестве. Зев образуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускают уточную нить. Переплетение нитей основы и утка образует ткань.

МЕРЕЖКА — технический прием вышивки по разреженной ткани. Мережку выполняют путем перевивания иглой нитей основы или нитей утка, оставшихся после выдергивания из ткани части нитей. Мережку делают обычно узкой, не шире 5 см.

МНОГОРЕМИЗНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняют на нескольких ремизках (от 3 до 24), благодаря этому на ткани образуется двусторонний узор с негативным изображением на изнаночной стороне.

НАБОР — прием вышивки иглой по цельной ткани, при котором короткие стежки укладывают по счету нитей по основе и утку. Один стежок располагают на лицевой стороне ткани, другой — на изнаночной, третий — опять на лицевой и т. д. Благодаря этому на изнанке ткани получается негативное изображение узора.

ОСНОВА — нити, расположенные в ткани по ее длине. На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывают уток.

ПЕРЕВИТЬ — прием вышивки иглой по разреженной ткани, при котором нити основы и утка, оставшиеся после превращения ткани в мелкую сетку, перевивают, а ячейки сетки заполняют настилом (гладью), воздушными петлями и т. д.

РОСПИСЬ — прием вышивки по цельной ткани. Ее выполняют техникой «вперед иголку» по счету нитей. Нить при первом проходе укладывают то по изнаночной, то по лицевой стороне ткани, один стежок по основе, другой — по утку. При втором проходе свободные места на ткани заполняются.

УТОК — нить, расположенная в ткани по ее ширине. Ее укладывают при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева.

Основные понятия и термины кроя

БОРЫ — сборки на женской и мужской одежде, преимущественно верхней и нагрудной, сшитой с отрезной по талии или в области лопаток спинкой. В некоторых видах одежды, например на душегрейках, шугаях, боры закладывались с подкладкой и куделью, образуя плотные трубки. Боры располагали сзади от талии или вокруг нее, расширяя нижнюю часть одежды.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА — одежда, которую надевали при выходе на улицу в холодное время года поверх горничной одежды.

ГЛУХАЯ ОДЕЖДА — одежда, надевавшаяся через голову, не имевшая переднего разреза.

ГОРНИЧНАЯ ОДЕЖДА — одежда, которую использовали в помещении и на улице в теплую погоду.

ЛАСТОВИЦА — кусок ткани ромбовидной или квадратной формы, вшитый под рукав, между ним и боковой частью рубахи. Ластовица давала большую свободу руке.

НАБЕДРЕННАЯ ОДЕЖДА — женская одежда, прикрывавшая нижнюю часть тела. То же, что и поясная одежда.

НАГРУДНАЯ ОДЕЖДА — одежда, прикрывавшая верхнюю часть тела человека, достигавшая талии или середины бедра. Ее надевали обычно поверх рубахи, использовали для ношения в помещении и на улице.

НАПЛЕЧНАЯ ОДЕЖДА — женская и мужская верхняя одежда без рукавов, типа плаща, которую накидывали на плечи.

НАТЕЛЬНАЯ ОДЕЖДА — женская и мужская одежда, надеваемая на голое тело, под основную горничную одежду, вариант нижнего белья. ПОЛИК — плечевая вставка, соединявшая переднее и заднее полотнище рубахи с рукавами. Полики были прямоугольной формы (прямые полики) и трапециевидной (косые полики). Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более удобной для работы.

ПОЯСНАЯ ОДЕЖДА — одежда, которая закрывала нижнюю часть тела человека и закреплялась на талии.

РАСПАШНАЯ ОДЕЖДА — одежда с разрезом спереди и полами, которые запахивали или застегивали на крючки, пуговицы.

ТУНИКООБРАЗНАЯ ОДЕЖДА — одежда, сшитая из полотнища ткани, перегнутого по утку пополам, с воротом, вырезанным на сгибе. С боков ткань сшивали таким образом, что оставались несшитыми проймы для рукавов. В случае если ткань была узкой, то к боковым сторонам основного полотнища пришивали дополнительные, так называемые бочки. Туникообразная одежда могла быть как глухой, так и распашной.

ФАНТЫ — сборки на одежде, а также полы одежды. Фантами называли и выложенный черным гарусом узор на спине верхней осенне-зимней одежды.

ХАЛАТООБРАЗНАЯ ОДЕЖДА — широкая распашная одежда с прямой спинкой и прямыми полами, а также со вставленными боковыми продольными клиньями, иногда сильно расширяющими ее нижнюю часть. Обычно эта одежда была однобортной, запахивающейся, без застежек.

ХВАЛДЫ (ФАЛДЫ) — клинья, вшитые от талии в нижнюю часть верхней одежды, которую выкраивали с цельной спинкой.

Ткани и отделочные материалы

АКСАМИТ — ткань типа бархата, которую изготавливали из шелковых и пряденых золотых и серебряных нитей. Наибольшее распространение имела в XVI— XVIII вв.

АРМЯНИНА — сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII—XIX вв. армянина вырабатывалась казахами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками.

АТЛАС — шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI—XVII вв. поступали в Россию из Ирана. В XVIII — начале XX в. их стали производить на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX в. не получили большого распространения.

БАРХАТ — шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата — рытый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор; ткань при этом выглядит рельефной. В XVIII—XIX вв. бархат изготавливали на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из-за его высокой стоимости. Наличие у женщины бархатного сарафана расценивалось как признак зажиточности семьи.

БАТИСТ — полупрозрачная хлопчатобумажная, льняная, шелковая или шерстяная ткань полотняного переплетения из туго скрученных нитей, которые имеют одинаковую толщину для утка и основы. У батиста высокая плотность, но в то же время его отличают прозрачность и легкость.

БИТЬ — медная, серебряная, позолоченная расплющенная (плоская) нить, которая использовалась для вышивания и тканья позумента.

ВЕЛЬВЕРЕТ (ВЕЛЬВЕТ, ВЕЛЬВЕРТЙН, ВЕЛЬВЕТИН, ВЕРВЕРЁТ) - хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бархата. В XIX в. его выпускали на русских фабриках. В крестьянском костюме использовали для головных уборов, безрукавок, как отделку верхней одежды.

ГАЛУН — тесьма, вытканная из металлической нити (бити): золотной, серебряной, медной — с хлопчатобумажной или льняной нитью. В XVIII—XIX вв. эту тесьму изготавливали на русских мануфактурах и фабриках, использовали для отделки одежды.

ГАРУС — шерстяная сученая пряжа, используемая для вязания, вышивания, изготовления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные уборы. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые пользовались им только при орнаментации праздничной одежды.

ДАБА — плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый (синий) цвет. Среди русских крестьян славилась своей прочностью, красотой и дешевизной.

ДРАДЕДАМ — сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, окрашенная обычно в светлые тона. Это сукно было одним из самых дешевых в России XIX в.

ДЫМКА — тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX в. ее использовали для изготовления головных покрывал.

ЗОЛОТНАЯ НИТЬ — тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлопчатобумажной ниткой. Золотная нить использовалась для вышивания и плетения кружев.

КАЗИНЕТ (КОЗИНЕТ) — хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX в. ее изготавливали на русских фабриках. В деревнях казинет использовали для шитья верхней праздничной одежды.

КАМКА — тонкая шелковая, льняная, шерстяная одноцветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). В XIX в. термин «камка» применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливали в XVIII—XIX вв. на русских мануфактурах и фабриках.

КАМЛОТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливали из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлением шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русских деревнях ее использовали для шитья верхней одежды и сарафанов.

КАНАВАТ — шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево-оранжевого цвета, часто с узором (букеты цветов, ромбы), вытканным золотной, серебряной или медной нитью. В XVIII — начале XIX в. его изготавливали на русских мануфактурах в подражание восточным тканям. В русских деревнях использовали для изготовления головных покрывал.

КАНИТЕЛЬ — золоченая, серебряная или мишурная нить, свитая в спиральку. Использовалась для вышивания. В России потребность в канители, которая широко применялась для золотошвейных работ, была достаточно высока. Однако ее производство отличалось трудоемкостью, и канитель считалась достаточно дорогим материалом. Крестьяне использовали ее для отделки праздничной и свадебной одежды и головных уборов.

КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русских деревнях кашемир использовали для изготовления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX в. кашемир ткали на русских фабриках, а также привозили из-за границы.

КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX в. ее изготавливали на русских фабриках. В крестьянском костюме использовали для рубах и покрывал.

КИТАЙКА — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во второй половине XIX в. китайкой изредка называли такую же ткань красного цвета. В XVII — начале XX в. китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозимую из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета.

КОЛЕНКОР — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкор был, как правило, белого цвета или окрашенный в один цвет. В русских деревнях белый коленкор использовали для шитья рубах или как подкладку для сарафанов, безрукавок, верхней одежды.

КРАШЕНИНА — холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.

КУМАЧ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII — первой половине XIX в. ее изготавливали татары Казанской губернии. Во второй половине XIX в. кумач делали и на фабриках других губерний России. Кумач в русских деревнях применяли для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, использовали для отделки одежды, головных уборов.

МАДАПОЛАМ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX в. изготавливался на русских фабриках.

МИТКАЛЬ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания — коленкор, после набивки узора — ситец. В XIX в. его изготавливали на русских фабриках.

МОЛЕСКИН — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая вид сукна благодаря легкому начесу. В XIX в. выпускался на русских фабриках.

НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань при помощи специальных набойных досок. В XIX в. набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло- желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополнительный узор, обычно мелкие кружки — «денежки». Набивные ткани делали в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах.

НАНКА — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на трех ремизках, плотная, белая или гладкокрашеная, иногда с набивным узором. В XIX в. нанка была одной из самых дешевых тканей, выпускаемых русскими фабриками.

ПАРЧА — ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначенной для праздничных костюмов. В XVI—XVII вв. парчу привозили из Ирана, Турции, Италии, Франции. В начале XVIII в. в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX в. русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной для шитья крестьянских костюмов.

ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В деревнях ее широко использовали для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, применяли для подкладки.

ПЛИС — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс плиса обычно длиннее ворса бархата. В XIX — начале XX в. изготавливался на русских фабриках в большом количестве и был сравнительно дешев. Использовался крестьянами для шитья шапок, жилетов, для отделки одежды.

ПЛЮШ — шелковая, шерстяная или бумажная ткань с ворсом на лицевой стороне, более длинным, чем у бархата. В зависимости от сорта использовался для шитья верхней одежды или нарядных женских платьев, применялся для отделки. Известен в России с XVII в., однако еще в 50-е гг. XX в. имел большой спрос у деревенских модниц.

ПОДХОЛСТНИК — ткань домашнего изготовления из шерстяных нитей утка и льняных (конопляных) нитей основы.

ПОЗУМЕНТ — тесьма, тканная из золотных, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе. Использовалась для отделки одежды, головных уборов.

ПОЛУБАРХАТ — бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити.

ПОЛУПАРЧА — ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX в. ее изготавливали на русских фабриках специально для крестьянской одежды.

ПОЛУСУКНО — сукно с добавлением льняной или конопляной нити.

ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой. Ее изготавливали крестьяне для своей семьи и на продажу. В XIX в. широко использовалась для шитья верхней одежды.

ПОСКОНЬ — конопляные нитки, конопляный холст домашнего изготовления. В XIX — первой четверти XX в. использовали для шитья верхней одежды. РЯДНО — редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX в. использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т. д.

САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX в. в крестьянском ткачестве саржей называлась и полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржу домашнего изготовления использовали для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.

САРПИНКА (СЕРПЯНКА) — льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинку изготавливали в XIX — начале XX в. на фабриках и в кустарных мастерских.

САТИН — плотная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, с глянцевой лицевой поверхностью. Бывает гладкокрашеным и набивным. Особой популярностью вплоть до 50-х гг. XX в. пользовался сатин-лебертин с мелким цветочным орнаментом. Использовался для шитья женских платьев и рубах, чаще всего косовороток. Одноцветный сатин был более дешевым и получил распространение в среде городской бедноты и крестьянства.

СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX в. использовалось для шитья верхней одежды.

СИТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX вв. его изготавливали на русских мануфактурах и фабриках. Он пользовался большим спросом у крестьян: из него шили рубахи, сарафаны, передники, применяли для отделки одежды. Особенно был популярен так называемый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.

СУКМАНИНА — сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа шерстяная. В XIX в. ее использовали для шитья верхней одежды. СУКНО — шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавливали в XIX — первой четверти XX в. на русских фабриках и в кустарных мастерских, использовали для шитья верхней одежды.

СУКНО ПОЯРКОВОЕ — сукно из шерсти молодой овцы-ярки, стриженной осенью.

ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливали ткань. В XIX в. тафту вырабатывали русские фабрики. Крестьяне использовали ее для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего или фабричного производства.

ТРИКО — шерстяная ткань, изготовленная на многоремизных или жаккардовых станках из пряжи высших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками. Крестьяне использовали ее для шитья верхней одежды.

ТРИП — бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX в. изготавливался на русских фабриках. В крестьянском костюме применялся редко.

ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русских деревнях его использовали для головных покрывал и иногда для отделки одежды.

ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную — более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX в.

ХРЯЩ — толстый, грубый холст домашнего изготовления.

ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX в. его изготавливали русские фабрики. В крестьянском быту использовали для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов.

Виды кожи

ЗАМША — мягкая кожа с блестящим низким густым ворсом, выделываемая из лосиных, оленьих, козьих шкур, отличающаяся хорошей воздухопроницаемостью, непромокаемостью и эластичностью. Использовалась для украшения верхней одежды, шитья перчаток и обуви.

ЛАЙКА — мягкая кожа, выделываемая из шкур молодых овец и коз, обладающая тягучестью и пластичностью. Использовалась для шитья обуви и перчаток. Изделия из лайки были принадлежностью костюма главным образом богатых горожан, в крестьянском быту встречались очень редко.

САФЬЯН — мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета, использовалась для шитья праздничной обуви. В городском и крестьянском быту сапоги с сафьяновым верхом считались большой ценностью.

СЫРОМЯТЬ — вымоченная, промытая и пропитанная жиром кожа. Очень прочная. Обычно использовалась при изготовлении конской упряжи.

ШАГРЕНЬ — мягкая, шероховатая, с характерным рисунком кожа из шкур баранов, коз, овец, ослов. В народном быту вещи из шагреневой кожи встречались очень редко.

ЮФТЬ — толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, шлифованная с лицевой стороны, влагоустойчивая, обладающая высокой износостойкостью. Использовалась для изготовления мужских и женских сапог, женских башмаков. В быту крестьян и городских мещан обувь из юфти была основной кожаной обувью.

Материал создан: 22.10.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта