Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Степан Полубес

Впервые в архивных документах Степан Иванов, Полубес, упоминается в связи со своим переселением из Мстиславля в Москву в 1654 году: «и взял его в первую службу боярин князь Алексей Никитич Трубецкой полоном и привез к Москве, и жил он в Москве у сородичей своих». То есть, как было принято в те времена, во время войн, а их тогда было предостаточно, его захватили и как мастера отправили в Москву.

Фраза «жил у сородичей своих» не случайна. В те времена, во второй половине 17-ого века, приток белорусского населения из Великого княжества Литовского в Россию был огромен. Одни бежали от притеснений католиков и «ополячивания», других, как Степана Полубеса, брали в «полон» при боевых действиях, третьи целеустремленно ехали в Россию работать. Кстати, интересно, что белорусами обычно называли православных выходцев из Великого княжества Литовского. Католиков называли поляками. Вне зависимости от национальной принадлежности.

В те годы в Москве работало целое созвездие выдающихся белорусских мастеров декоративно-прикладного искусства. Среди них были оружейники, мастера стекольного дела, ценинники (мастера изразцов), столяры, токари, мастера часового и типографского дела, переплетчики, ювелиры, живописцы, строители и многие другие. Это такие мастера, как Давид Павлов из Витебска, Андрей Иванов, Герасим Окулов, Степан Зиновьев, Дорофей Золотарев, старец Арсений из Оршы, старец Ипполит. Это и мастер изразцов из города Копыся Игнат Максимов, соавтор Полубеса по Крутицкому терему, и Петр Иванович Заборский, из Вильны, великолепный художник, сотворивший чудо - целый иконостас из изразцов для собора в подмосковном Новом Иерусалиме.

Он был настолько любим Патриархом Никоном, что тот лично отпевал его в вновь созданном, и его усилиями, Воскресенском соборе. Написав на могиле эпитафию, что было неслыханно для обычного мастера: «...золотых, серебряных и медных, и ценинных дел, и всяких рукодельных хитростей изрядный изыскатель... потрудившийся здесь о украшении сея святыя церкви в ценинных и иных делах немалое время...». Кроме него никто из создателей собора не удостоился такой чести.

Оттуда-то, к Патриарху Никону, князь Алексей Никитич Трубецкой в 1658 году и отсылает Степана Иванова (Полубеса).

А планы Патриарха Никона были фантастическим. Создать под Москвой подобие Иерусалима. И повторить, только в более пышном варианте основные святыни Святой земли. Храм Гроба Господня, Голгофу, Гефсиманский сад и все остальные реликвии Православного мира. Даже река Истра, протекавшая рядом со строительством, была переименована в Иордан.

Вскоре по переезду в Москву, на Святую неделю 1667 г. Степан сделал царю подношение - печные кафли (изразцы) своей работы. Царю Алексею Михайловичу, и мастера с учениками привлекли на работы по украшению строящегося при поддержке царского двора московского храма Григория Неокесарийского на Полянке.

Автор текста: Фонд Русской Культуры

Материал создан: 15.12.2015

создано на основе этого материала



Хронология доимперской России