Святитель Димитрий Ростовский — один из самых выдающихся церковных иерархов второй половины XVII – начала XVIII столетия.Делом жизни святителя Димитрия были его грандиозные Минеи-Четьи — поистине энциклопедическое по охвату и тщательности исполнения начинание. Завершив 9 февраля 1705 года работу над последним,четвертым томом,Димитрий сопроводил запись об этом в своем дневнике молитвою: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (Кротов М. Г. Жизнеописание святого Димитрия Ростовского // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской.X–XX вв. М., 1992. С. 227). Минеи-Четьи святителя Димитрия Ростовского и по сей день остаются одной из основ русской православной житийной традиции.
Как отметил Д. С. Лихачев, Димитрий Ростовский был последним деятелем русского православия,чье творчество оказало широкое воздействие на всю православную традицию в целом, не только в России, но и в других странах (Федотова М. А. Димитрий // Словарь книжников и книжности Древней Руси.СПб,1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 258–271; Круминг А. А. Четьи-Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения.Святой Димитрий,митрополит Ростовский. Исследования и материалы. М., 1994. Вып. IX. С. 5–52). Димитрий Ростовский, сын сотника Саввы Григорьевича Туптало, родился 11 декабря 1651 года в городке Макарово под Киевом.Юность его,прошедшая на Украине, где он и постригся в монашеский чин с именем Димитрия, навсегда связала его с традициями украинской церковной образованности,достигшей во второй половине XVII века своего высочайшего расцвета.Учился будущий святитель в Киево-Могилянской духовной академии, где в ту пору ректором был выдающийся церковный писатель «украинского барокко» Иоанникий Голятовский.
В 1675 году другой значительный деятель украинского и русского православия архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонахи. Последующий период жизни Димитрия был связан с черниговской кафедрой, где он начал свою проповедническую и писательскую деятельность. Первый литературный труд Димитрия — «Руно орошенное» — был написан в 1677 году и посвящен прославлению чудотворной Черниговской Ильинской иконы Богоматери. Это сочинение в конце XVII – начале XVIII века было многократно переиздано. Около 1684 года Димитрий был приглашен в Киево-Печерскую лавру, где приступил к началу своего труда по составлению и изданию Четьих-Миней. Первый том их увидел свет в 1689 году (Толстой М. В. Книга глаголемая Описание о российских святых… М., 1887. С. 270–273).
Заслуги Димитрия принесли ему широкую известность и уважение. В 1701 году царь Петр вызвал его в Москву, где он был рукоположен в митрополита Тобольского и Сибирского. В начале 1702 года Димитрий получил ростово-ярославскую митрополичью кафедру. К ростовскому периоду служения принадлежат сочинения Димитрия, направленные против раскола, в том числе самое значительное — «Розыск о раскольнической Брынской вере». Одним из главнейших и любимейших начинаний ростовского владыки была школа, в которой языки, церковную службу и пение, историю и риторику изучали главным образом дети священнослужителей. Митрополит преставился в Ростове 28 октября 1709 года. 25 ноября его отпел специально для этого прибывший в Ростов митрополит Стефан Яворский, с которым святитель Димитрий был дружен еще с молодых лет, когда оба подвизались на Украине.
По завещанию митрополита Ростовского, его похоронили в Иаковлевском монастыре (ныне — Успенский собор Ростова).Спустя примерно сорок лет при ремонтных работах в монастырском храме были обретены нетленные мощи Димитрия Ростовского, от которых последовали чудесные исцеления. Синод причислил его к лику святых указом от 22 апреля 1757 года. Житие Димитрия было составлено в 1757 году переяславским епископом Амвросием Каменским. Почитание его стало распространяться очень широко и быстро. Прославлению нового чудотворца активно способствовала императрица Елизавета Петровна. Для нее деятельность святителя Димитрия была связана с эпохой и памятью императора Петра Великого.
Известно, что в Александро-Невской лавре в Петербурге «дщерь Петрова» устроила новую гробницу-раку для мощей святого Александра Невского, повелев выковать ее из «нового серебра», то есть из драгоценного металла,полученного из новых сибирских месторождений, открытых и разработанных уже в елизаветинское царствование.Тогда же гробницу из «нового серебра» получили и святые мощи Димитрия Ростовского,при жизни своей «нестяжательного» и скромного в быту человека. Торжественное переложение мощей произошло уже после смерти Елизаветы, в 1763 году. В этой церковной церемонии приняла участие новая российская самодержица—императрица Екатерина II.Весной 1763 года она отправилась в свое первое путешествие по России,посетив города Поволжья—Ярославль,Кострому, Ростов.
Майские торжества в Ростове, посвященные прославлению нового чудотворца, были тем более важны, что Димитрий Ростовский стал первым русским подвижником,канонизированным в XVIII веке, после значительного перерыва. К наиболее распространенным вариантам иконографии митрополита Димитрия—«нового чудотворца»—относится извод иконы второй половины XVIII века, на которой святой представлен в рост, в парадных святительских облачениях, высокой митре и с посохом в руке (кат.318). В верхней части иконы представлен образ Богоматерь Ватопедская, которым родители благословили Димитрия, когда он избрал себе иноческий путь.
С тех пор эта икона повсюду сопровождала святого, являлась его моленным келейным образом, а после его преставления была перенесена ко гробу святителя (Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие святому Димитрию Ростовскому // Филевские чтения. М., 2003. Вып. X. С. 383–399). В то же время поворот головы митрополита Димитрия и взгляд, обращенный прямо на нас, торжественно поднятая в благословляющем жесте рука и величие всего облика напоминают об учительной миссии святителя, о величии всей церковной иерархии. Сокращенный вариант иконографического извода с иконой Богоматери представлен на небольшом образке святителя,украшенном сплошным серебряным окладом, на котором прочеканены все детали живописного изображения (кат.317).
В «поясном» образе сохранены все основные составляющие распространенного иконографического решения. Другим вариантом той же иконографической схемы является изображение на маленькой, тонко исполненной костяной пластине, где святой Димитрий также изображен в рост, с благословляющей десницей и святительским посохом в левой руке. Главное отличие этого извода, встречающегося не менее часто, состоит в том, что он представляет святителя как будто в торжественный момент церковной службы, перед алтарем храма, на котором возвышается распятие (кат.319).Нередко святитель при этом показан стоящим на орлеце, на солее храма.
Подобная иконографическая схема наиболее часто выбиралась при создании иконы святого епископа,митрополита,патриарха.Так писали и Николая Чудотворца, и святителей Древней Руси. (И. С.)
Материал создан: 06.11.2015