Сын царя Алексея Михайловича Петр I, затеяв обширные государственные преобразования, изменил и систему управления Русской Церковью. Петр стремился к абсолютной монархии и подчинению Церкви государству, поэтому в 1721 году он упразднил патриаршество и заменил его Духовной коллегией, позже получившей название Святейшего Правительствующего Синода.
В состав Синода были введены не только архиереи, но и священники, хотя, по канонам, Церковью должны управлять епископы. Деятельность Синода контролировалась представителем царя – обер-прокурором. Сам царь, как и в дореформенное время, оставался защитником и покровителем господствующей Церкви (Православия).
Таким образом, в результате реформы Петра I Русская Церковь оказалась в подчиненном положении к светской власти. Но, так как Русское государство оставалось православным, Церковь своей духовной властью через миропомазание делала законной царскую власть; российский император обязан был принадлежать к Православию. Период с 1721 года по 1917 год, когда вместо Патриарха Церковью управлял Святейший Синод, называется синодальным.
При Петре I Русская Церковь оказалась в подчиненном положении к светской власти
Несмотря на каноническую ущербность синодальной реформы (т. е. несоответствие ее правилам Церкви), с синодальным периодом связаны значимые и дорогие для Русской Церкви события и имена. Так, именно к этому периоду относится служение великих русских святителей:
- московского митрополита Филарета (Дроздова),
- епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова),
- епископа Воронежского и Задонского Тихона (Соколова),
- епископа Феофана (Говорова),
- затворника Вышинского и других.
Огромное влияние на жизнь русского общества этого времени приобрели Оптина пустынь и устроенный в XIX веке Серафимо-Дивеевский монастырь.
Оптина пустынь в особенности известна своими старцами. Основателем оптинского старчества стал преподобный Лев (Наголкин), пришедший в Оптину в 1829 году. Старцами называют опытных наставников в духовной жизни, уже преодолевших преткновения подвижнического пути и соблазны мира и получивших от Бога дар духовного руководства и открытия людям воли Божией. Со времени возрождения старчества в Оптиной пустыни не только возросло число братии, но и увеличилось число паломников. Многие миряне желали пользоваться назиданием и утешением духовных старцев. В прежде малозаметную пустынь стали приезжать самые известные люди России:
- Н. В. Гоголь,
- Ф. М. Достоевский,
- Л. Н. Толстой,
- И. В. Киреевский,
- В. С. Соловьев и др.
Одним из великих оптинских старцев был прославленный в 1988 году в лике святых преподобный Амвросий Оптинский. Дело духовного возрождения человека продолжили ученики старца Амвросия старцы:
- Иосиф (1837–1911),
- Анатолий (1824–1897),
- Варсонофий (почил в 1912 г.),
- Анатолий (почил в 1922 г.),
- Нектарий (1856/57–1928).
Последние старцы при советской власти были изгнаны из монастыря.
Возникновение Серафимо-Дивеевского женского монастыря связано с именем преподобного Серафима Саровского (1759–1833), канонизированного в 1903 году в царствование святого императора Николая II. Этот монастырь образовался из двух монашеских общин, существовавших до этого в двух разных концах села Дивеево: Казанской женской общины, образованной преподобной Александрой (Мельгуновой) и духовно окормляемой старцем Саровского монастыря преподобным Серафимом, и Мельничной общины, устроенной самим преподобным Серафимом по велению Божией Матери. Пресвятая Богородица Сама указала место для новой общины на востоке Дивеева; сказала, что надо обнести это место канавою и валом; сначала поставить там мельницу и кельи, а потом соорудить храм с двумя престолами – в честь Рождества Христова и Рождества Самой Богоматери. Пресвятая Богородица дала преподобному Серафиму особый устав для новой обители; непременным правилом стал Ее запрет принимать в обитель вдовиц, обитель должна была быть исключительно девичьей.
В Серафимо-Диеевский женский монастырь принимали только непорочных дев
После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В жизнь сестер двух общин самовольно стал вмешиваться саровский иеромонах Иоасаф (Тихонов). Старец Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый монах в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. С этого времени духовная и хозяйственная жизнь в Серафимо-Дивеевской общине совершенно разладилась; все заветы Божией Матери касательно общины усилиями иеромонаха Иоасафа (Тихонова) были нарушены. Бедствие завершилось в 1862 г., когда община была преобразована в монастырь и игуменьей была назначена преподобная Мария (Ушакова).
В обители проживали знаменитые дивеевские юродивые:
- блаженная Пелагея (ум. 30 янв. 1884 г.),
- блаженная Паша Саровская (ум. 22 сент. 1915 г.),
- блаженная Мария Ивановна (ум. 8 сент. 1934 г.).
Эти блаженные были известны даром духовного совета, чудесами и даром пророчества.
Материал создан: 19.01.2015