Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Синодальный период в Русской Церкви 1721–1917

Сын царя Алексея Михайловича Петр I, затеяв обширные государственные преобразования, изменил и систему управления Русской Церковью. Петр стремился к абсолютной монархии и подчинению Церкви государству, поэтому в 1721 году он упразднил патриаршество и заменил его Духовной коллегией, позже получившей название Святейшего Правительствующего Синода.

В состав Синода были введены не только архиереи, но и священники, хотя, по канонам, Церковью должны управлять епископы. Деятельность Синода контролировалась представителем царя – обер-прокурором. Сам царь, как и в дореформенное время, оставался защитником и покровителем господствующей Церкви (Православия).

Таким образом, в результате реформы Петра I Русская Церковь оказалась в подчиненном положении к светской власти. Но, так как Русское государство оставалось православным, Церковь своей духовной властью через миропомазание делала законной царскую власть; российский император обязан был принадлежать к Православию. Период с 1721 года по 1917 год, когда вместо Патриарха Церковью управлял Святейший Синод, называется синодальным.

При Петре I Русская Церковь оказалась в подчиненном положении к светской власти

Несмотря на каноническую ущербность синодальной реформы (т. е. несоответствие ее правилам Церкви), с синодальным периодом связаны значимые и дорогие для Русской Церкви события и имена. Так, именно к этому периоду относится служение великих русских святителей:

  • московского митрополита Филарета (Дроздова),
  • епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова),
  • епископа Воронежского и Задонского Тихона (Соколова),
  • епископа Феофана (Говорова),
  • затворника Вышинского и других.

Огромное влияние на жизнь русского общества этого времени приобрели Оптина пустынь и устроенный в XIX веке Серафимо-Дивеевский монастырь.

Оптина пустынь в особенности известна своими старцами. Основателем оптинского старчества стал преподобный Лев (Наголкин), пришедший в Оптину в 1829 году. Старцами называют опытных наставников в духовной жизни, уже преодолевших преткновения подвижнического пути и соблазны мира и получивших от Бога дар духовного руководства и открытия людям воли Божией. Со времени возрождения старчества в Оптиной пустыни не только возросло число братии, но и увеличилось число паломников. Многие миряне желали пользоваться назиданием и утешением духовных старцев. В прежде малозаметную пустынь стали приезжать самые известные люди России:

  • Н. В. Гоголь,
  • Ф. М. Достоевский,
  • Л. Н. Толстой,
  • И. В. Киреевский,
  • В. С. Соловьев и др.

Одним из великих оптинских старцев был прославленный в 1988 году в лике святых преподобный Амвросий Оптинский. Дело духовного возрождения человека продолжили ученики старца Амвросия старцы:

  • Иосиф (1837–1911),
  • Анатолий (1824–1897),
  • Варсонофий (почил в 1912 г.),
  • Анатолий (почил в 1922 г.),
  • Нектарий (1856/57–1928).

Последние старцы при советской власти были изгнаны из монастыря.

Возникновение Серафимо-Дивеевского женского монастыря связано с именем преподобного Серафима Саровского (1759–1833), канонизированного в 1903 году в царствование святого императора Николая II. Этот монастырь образовался из двух монашеских общин, существовавших до этого в двух разных концах села Дивеево: Казанской женской общины, образованной преподобной Александрой (Мельгуновой) и духовно окормляемой старцем Саровского монастыря преподобным Серафимом, и Мельничной общины, устроенной самим преподобным Серафимом по велению Божией Матери. Пресвятая Богородица Сама указала место для новой общины на востоке Дивеева; сказала, что надо обнести это место канавою и валом; сначала поставить там мельницу и кельи, а потом соорудить храм с двумя престолами – в честь Рождества Христова и Рождества Самой Богоматери. Пресвятая Богородица дала преподобному Серафиму особый устав для новой обители; непременным правилом стал Ее запрет принимать в обитель вдовиц, обитель должна была быть исключительно девичьей.

В Серафимо-Диеевский женский монастырь принимали только непорочных дев

После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В жизнь сестер двух общин самовольно стал вмешиваться саровский иеромонах Иоасаф (Тихонов). Старец Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый монах в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. С этого времени духовная и хозяйственная жизнь в Серафимо-Дивеевской общине совершенно разладилась; все заветы Божией Матери касательно общины усилиями иеромонаха Иоасафа (Тихонова) были нарушены. Бедствие завершилось в 1862 г., когда община была преобразована в монастырь и игуменьей была назначена преподобная Мария (Ушакова).

В обители проживали знаменитые дивеевские юродивые:

  • блаженная Пелагея (ум. 30 янв. 1884 г.),
  • блаженная Паша Саровская (ум. 22 сент. 1915 г.),
  • блаженная Мария Ивановна (ум. 8 сент. 1934 г.).

Эти блаженные были известны даром духовного совета, чудесами и даром пророчества.

Материал создан: 19.01.2015



Хронология доимперской России