Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Техника и мотивы вышивки в костюме в русском стиле

Основной техникой, в которой выполнены почти все костюмы в русском стиле, является крест (или косой крест). Он представляет собой два перекрещивающихся стежка, расположенных в косом направлении. Крестом вышивают по счету нитей или по канве, и при правильном выполнении вышивки с изнанки образуются две параллельные линии стежков. В оформлении некоторых костюмов присутствует также вышивка в технике двойного (или болгарского) креста. Его форма получается перекрещиванием простого креста двумя стежками в горизонтальном и вертикальном направлениях. Встречается и тамбурный шов, который имеет вид цепочки. Всего в нескольких костюмах использованы швы счетной глади.

Крест — довольно поздняя в традиционной народной культуре техника вышивки. Ее освоение совпало с распространением в крестьянской и городской среде новой орнаментики. Вышивка крестом требовала от рукодельницы меньше усилий и времени, чем трудоемкие счетные техники архаического декора. Можно было увеличить размер креста (на 4 и 5 ниток основы вместо 2 или 3 ниток), использовать так называемый болгарский крест, вышивать не непосредственно на ткани по счету нитей, а по канве. Технологии старинных техник вышивки — набором или счетной гладью — не позволяли увеличивать длину стежка для ускорения работы. Возможности вышивки крестом делали ее в глазах крестьянок и горожанок предпочтительной техникой.

Вышитые орнаменты создают яркую декоративность костюмов в русском стиле. Декор на кофтах и передниках имеет, можно сказать, тотальное размещение: красные и синие полосы сами по себе уже являются декоративными; кроме того, каждая из тканевых полос, из которых сформированы элементы костюма, украшены вышивкой хлопчатобумажными, реже шелковыми нитками разных цветов.

В вышивке костюма можно отметить довольно единообразный подбор цветовой гаммы хлопчатобумажных нитей. Если вышивка идет по красному фону — то это нитки белые, черные, с небольшим вкраплением желтого или синего цветов. Если же по синему — то обычно это белые, красные с включением желтого цвета. По белому вышивали преимущественно черными и красными нитками. Более разнообразна гамма шелковых нитей. Здесь мы, наравне с отмеченными, наблюдаем оттенки голубого, розового, зеленого цветов.

Техника «крест» является по своей сути счетным швом. Она обнаруживает универсальный характер: с ее помощью возможна вышивка любого типа орнамента. Более того, использование плотных ниток, маленький шаг шва, максимальная плотность заполнения ткани вышивкой создают впечатление коврового покрытия; а применение ниток многочисленных оттенков разных цветов позволяет стилизованное изображение в наибольшей степени приблизить к реальному образу. При таких возможностях этой техники вышивальщицы для изготовления костюмов в русском стиле создавали все-таки, как правило, геометрические и геометризованные орнаменты, соотносящиеся с крестьянской традицией. Это зигзагообразные и косые пересекающиеся линии, фигурные бордюры из ромбов, овалов и т. п., ряды прямых и косых крестов, розеток и разнообразных ромбов с вписанными в них сложными геометрическими фигурами.

Геометризованный растительный орнамент представлен рядами или гирляндами цветов из трех или четырех двухчастных лепестков, трехчастных листьев — типичных для народной вышивки, выполнявшихся и в других техниках (например, в узорном ткачестве).

Реалистичные по трактовке растительные узоры (мотивы винограда и розы) в костюмах в русском стиле располагаются обычно на передней и задней центральных планках кофты. Причем их изображение часто представляет собой скорее рисунок, чем орнамент.

Мотивы розы с листьями и бутонами, гирлянды из цветов, побеги и кисти винограда, изогнутые ветви, дубовые листья, букеты в конце XIX — начале XX столетия стали популярными на всей территории России, но в первую очередь — в тех районах, которые были тесно связаны с крупными промышленными центрами. Мотив винограда «виноградная лоза»), появившись в вышивке в геометризованной форме, стал детальным изображением гроздьев винограда, перевитых лозой.

Из цветов особенно часто изображались розы. Происхождение этого орнамента связывают с общеевропейской культурой, где мотив розы был очень популярен. Часто розы вышивали «натуральны-ми» — алой расцветки, но иногда придавали их изображению своеобразную условность, окрашивая в несвойственные розам цвета.

В декорировании нескольких костюмов присутствует орнитоморфный орнамент, который был одним из распространенных мотивов в вышивке Русского Севера. Птицы обычно помещены в верхней части передников в рамках трехчастной композиции с растением (кустом, деревом, цветком). На переднике из коллекции Государственного Эрмитажа можно видеть лебедей с пышным оперением. Костюм из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства украшен изображением птицы-павы.

В кофтах, как правило, акцентируются центральные полосы передней части и спинки. В одних случаях они выделяются четким ромбовидным, зигзагообразным орнаментом на ярком фоне или стилизованным изображением виноградной ветви или букета роз, в других — тонким узором на полосе другого цвета. Встречаются вещи, где создан своего рода ковровый эффект: на кофте одинаковая ширина полос и некрупный вышитый узор.

В декоративном решении передников обычно выделена верхняя полоса. Она часто шире остальных, и на ней размещается зооморфный или растительный орнамент, тогда как остальные полосы украшены геометрическими узорами. Иногда в самом верху оставлена свободная от вышивки ткань. Обращают на себя внимание также устойчивые волнообразные и зубчатые узоры в бордюрах нижней полосы, где орнамент иногда напоминает кисти занавеса.

Среди костюмов, которые рассматриваются в книге, есть несколько значительно отличающихся своими деталями и вышитыми узорами. Все они более позднего происхождения и относятся скорее всего к началу XX века. Один из них, принадлежащий Музею Москвы, имеет сложный асимметричный декор. В его вышивке встречаются и крест, и болгарский крест, и необычные свободные швы и тамбур. В связи с этим костюмом уже не приходится говорить о народной традиции. Он является продуктом эпохи модерн.
Какие-то фантастические цветы — то ли ландыши в натуральную величину, то ли ирисы — вышиты на передней планке костюма из собрания Метрополитен-музея. Этот костюм, а также костюм из частной коллекции переполнены растительными мотивами. На кофтах и передниках расцвели всевозможные садовые, лесные и полевые цветы. Здесь и многочисленные розы, и ландыши, и тюльпаны, и маки, и анютины глазки, и виноградная лоза, и целая россыпь других растений и листьев. В верхней части передника из нью-йоркского музея можно рассмотреть даже желуди.

Плотной машинной гладевой вышивкой покрыт другой костюм из Музея Москвы. На широкой полосе шитья на фартуке, на передней части платья, на его рукавах можно видеть одинаковые голубые цветы, гвоздики, изображения бабочек.

Выполненными в технике тамбур орнаментами в виде изгибающихся ветвей, цветов, плодов и листьев украшен фартук из Музея древнебелорусской культуры. В той же технике, но машинным швом выполнен декор с дубовыми листьями и виноградной лозой на платье из Музея Москвы.


Изображения в альбоме «Техника и мотивы вышивки в костюме в русском стиле»

Материал создан: 11.02.2017



Хронология доимперской России