Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Три основных теории цивилизаций

1 Энвайроменталистская

Под цивилизацией, в первую очередь, подразумевается деятельность человека по преобразованию природной среды. И облик цивилизации определяется именно свойствами среды наложившимися на избранный алгоритм преобразования. Это направление Мечникова, Тойнби, Мак-Нила, Даймонда, Фернандеса-Арместо. Здесь цивилизация рассматривается как совокупность адаптивных инструментов. Цивилизация - это поля и дамбы.

2 Структурно-символическая

Цивилизация понимается прежде всего как структурированное поле культурных символов, обозначающих и так или иначе снимающих разрыв между сакральным и мирским порядками (снимать можно и через спасение, и через отрицание сакрального и в этом смысле атеистический символический порядок столь же религиозен). Это направление Данилевского, Шпенглера, Сорокина, Эйзенштадта, Хантингтона, Цымбурского. Здесь цивилизация понимается как совокупность культурно-символических и инструментов. Цивилизация это соборы, симфонии и романы.

3 Аффективно-дисциплинарная

Цивилизация понимается как система средств по овладению человеком своим поведением, своим внутренним миром, своими аффектами. Это линия от просвещенцев и Гизо к Норберту Элиасу и, как ни парадоксально, к Поршневу. Как ни странно, близок к этой концепции и Гумилев - при всем его мнимом энвайроментализме, теория пассионарности, отличающая его от классических энвайроментолистов, носит именно аффективно-дисциплинарный характер. Здесь цивилизация понимается как совокупность инструментов социального контроля и самоконтроля. Здесь цивилизация это цивилизованные люди и их институты взаимного сдерживания.

Автор текста: Егор Холмогоров

Материал создан: 09.04.2016

создано на основе этого материала



Хронология доимперской России