Я русский

что значит быть русским человеком

Предгорья и горы. Предыстория. Миф об автохтонности

Кавказский хребет напоминает дуршлаг, в котором «застревали» племена и народности, переходившие из Азии в Европу, из зоны афразийских степей и пустынь в евразийские степи и обратно. Сами горы — место, малопривлекательное для жизни. Они были временным укрытием слабых и малочисленных племен от сильных и многочисленных народов. Однако нет ничего более постоянного, чем временное.

Если очень кратко охарактеризовать историю «кавказского дуршлага», то с севера на юг через него проходили индоевропейские племена, носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a, а с юга на север — выходцы из Передней Азии и Месопотамии, носители гаплогрупп J2 и G.

В X в., когда русские воины появились на Кавказе, они увидели там два крупных государства. Одно принадлежало ираноязычным аланам-христианам, жившим в верховьях Кубани, Пятигорье и по Тереку. Согласно арабскому автору Ибн Рустэ, восточная граница Алании проходила по Терско-Сулакской низменности, западная — по притоку Кубани — Лабе. Хазарское государство занимало помимо низовьев Волги, Дона, восточного Крыма также Кубань и часть Закавказья.

В 943–944 гг. аланы были союзниками русских дружин в походе на Каспий и в Закавказье, когда те овладели большим городом Берда в районе озера Севан. Следы этого многотысячного воинства, возглавлявшегося одним из воевод князя Игоря, затерялись — хазары не пустили его обратно.

Удачливее оказался князь Святослав, который в 965–966 гг. прошел по Волге и после победы над булгарами разрушил хазарский город Итиль — очевидно, волжские низовья перешли под контроль русского государства. Взяв хазарский город Семендер (будущие Тарки, окрестности современной Махачкалы) на Каспийском побережье, Святослав двинулся вдоль Кавказского хребта на запад, на Тамани занял Таматарху (Тмутаракань русских летописей), разгромил в Приазовье адыгов, из низовья Кубани отправился на нижний Дон, где взял хазарскую крепость Саркел, выстроенную византийскими инженерами. Последняя была переименована в Белую Вежу (вежа — крепость) и стала русским степным форпостом.

От разгрома, учиненного Святославом, хазары более уже не оправились. На Кавказе наступает время расцвета алан.

В 1032 г. аланы вместе с русскими дружинниками ходили на Ширван, в следующем году на Дербент. Военные кампании русских и алан против мусульманских владетелей Восточного Закавказья были связаны с деятельностью черниговского князя Мстислава Владимировича, владевшего восточной частью Киевской Руси, Азовским побережьем и Западным Прикубаньем.

В XI–XII вв. Алания переживала период расцвета. Часть аланских поселений приобретает городской тип. Константинополь создает Аланскую митрополию и разворачивает в верховьях Кубани широкое церковное строительство.

В 1238–1239 гг. Алания подвергается разгрому со стороны монгол. Уцелевшие аланы заперты в горах, где большая их часть вымирает от голода.

Фламандский путешественник Г. Рубрук, посетивший Кавказ в 1254 г., писал: «Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха (сына Батыя) двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы аланы не выходили из гор».

Предгорные равнины, закрытые Терским, Сунженским и Качкалыковским хребтами от зимних буранов, стали зимними пастбищами татарских стад. В Эльхотовском ущелье, на Тереке, на месте аланского городища Верхний Джулат, находилась ставка золотоордынского хана — Татартуп.

В конце XIV в. Тамерлан, во время борьбы с Золотой Ордой, нанес еще один сокрушительный удар по аланам, преследуя их в горах и подвергая уничтожению. Лишь небольшая часть алан уцелела в горных верховьях Кубани и в Приэльбрусье.

Нашествия татаро-монголов и узбеков Тамерлана капитально изменили этническую карту Кавказа.

С ослаблением Золотой Орды на Северном Кавказе началась экспансия адыгов (черкесов).

Адыги вытесняют татар из района Пятигорья и запирают тюркское племя балкар в горных ущельях под Эльбрусом. Вскоре адыги-кабардинцы господствуют над всей западной частью Терского края. В восточной части края кочует племя кумык («степные люди») — один из осколков Золотой Орды.

Со временем Кабарда разделилась на Большую, к югу от течения Малки, и Малую, занимавшую западную часть Терского хребта. Особенностью кабардинцев, как, впрочем, и остальных адыгских племен, была кастовая иерархичность. В верхней части иерархии находились князья, за ними следовали три благородные касты (уорки или уздени), внизу находились четыре полурабские и рабские касты.

Вскоре после взятия русскими войсками Казани, в ноябре 1552 г., в Москву прибыли князья Жанейских и Пятигорских «черкасов» (т. е. черкесов) и присягнули царю Ивану Васильевичу.

Царь Иван направил к черкесам посла Андрея Щепотева, чтобы тот на месте получил присягу на подданство. В августе 1555 г. Щепотев возвратился в Москву с известием, что черкесы дали присягу «всею землею».

В то время адыги являлись христианами — христианство перешло к ним, очевидно, от алан, хотя и сочеталось с языческими верованиями.

Вслед за покорением Казанского и Астраханского царств увеличивается и русское население на Тереке. К гребенским казакам, выходцам из Рязанского края, добавляются казаки с Волги.

Одновременно с походом Д. Вишневецкого (литовского князя на московской службе) на Крым в октябре 1556 г. пятигорские черкесы, перешедшие в российское подданство, взяли крымскую крепость Темрюк на Тамани.

В 1557 г. российское подданство принимает группа кабардинских властителей. Прибывшие в Москву послы князей Темрюка и Тазрюта «бьют челом» Ивану IV, прося, чтобы царь оберегал их как собственных подданных от всех противников.

«Черкасы пятигорские многие» двинулись, совместно с русскими войсками, против Ливонского ордена в 1558 г.

Вскоре были посланы на Терек государевы люди — дети боярские, стрельцы, служилые казаки. В 1559 г. они помогают кабардинцам обороняться от кумык. Годом позже воевода Иван Черемисинов с русско-кабардинским войском идет в поход на шамхала Тарковского.

Шамхальство было крупным государством, занимавшим северную часть Дагестана; оно находилось в зависимости от Османской империи и поставляло рабов, в первую очередь кабардинцев, на османский рынок.

Войско под командованием Черемисинова разгромило шамхала Чулана и сожгло Тарки.

Царь Иван после смерти своей супруги Анастасии Романовны женился в 1561 г. на дочери влиятельного кабардинского князя Темрюка Айдаровича.

Материал создан: 13.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта