Я русский

что значит быть русским человеком

Покорение Сибири. Предыстория

В начале I тысячелетия н. э. угорские племена, предки хантов и манси, жили в бассейне реки Туры и на Среднем Иртыше. Южнее, в лесостепной и степной зонах Южной Сибири, обитали восточные индоевропейцы, носители праславянской гаплогруппы R1a1.

Из сибирских индоевропейских культур Железного века стоит упомянуть пазырыкскую, тагарскую, саргатскую, относящиеся к скифскому миру. Основой их хозяйства было сгонно-отгонное скотоводство.

Мнение о скифах как о легковооруженных конниках, действующих по принципу «укусил-убежал», не совсем верно. У них имелась и тяжелая кавалерия, воины которой были целиком закрыты доспехом из роговых, костяных или железных пластин, — чем весьма напоминали средневековых европейских рыцарей.

Между угорскими племенами и индоевропейцами шли весьма интенсивные культурные и торговые контакты. В язык угров проникло большое количество индоевропейских слов, относящихся к сфере скотоводства, ремесел, социальных отношений, в культуру — элементы «звериного» изобразительного стиля, в военное дело — скифский доспех.

Зона расселения угорских племен была ареалом присваивающей экономики. В период субатлантического потепления одновременно происходили и рост населения, и сужение его жизненного пространства из-за увеличения площади болот.

Мира и покоя под сибирскими елями не было. Для защиты от неприятеля ставились городки на высоких местах — часто речных обрывистых берегах. Поселения окапывались рвами, окружались валами и частоколами. Оружие и доспех изготавливались из кости, рога, китового уса. В южных районах было распространено бронзовое литье, а позднее изготовление железа из болотных руд. Из металла делались наконечники стрел — крупные, с длинными шипами, и массивные наконечники для копий, рассчитанных на мощный пробивающий удар.

К середине I тысячелетия н. э. степная, а затем и лесостепная зоны Сибири были «затоплены» кочевниками-тюрками, которые как поршнем выдавливались на запад племенами, наседавшими с востока. Степи Восточной Азии страдали в это время от похолодания и засушливости. Из Забайкалья тюрки распространились на Алтай, в Минусинскую котловину, Обь-Иртышское междуречье.

Жесткое каркасное седло, стремя, изогнутый клинок обеспечивали тюркам непобедимость в конном бою. Эти усовершенствования придавали сабельному удару наездника силу длинного рычага, а стрельбе из лука — устойчивость за счет поглощения отдачи.

Половцы (кыпчаки), захватившие русские причерноморские степи в конце XI в., кочевали до этого на Иртыше. Из тюркских пришельцев, ассимилировавших индоевропейское и угорское население Западной Сибири, возникли группы так называемых сибирских татар — ишимских, тюменских, кузнецких, тобольских, барабинских, томских.

Эти этнические группы вошли в улус Джучи Монгольской империи, ставший позднее Золотой Ордой.

В XIV в. в составе Золотой Орды оформилось Тюменское ханство с главным городом Чимга-Тура (Тюмень). Сюда бежал разгромленный Тамерланом хан Тохтамыш, разоритель Москвы.

После распада Золотой Орды за власть в Тюменском ханстве боролись правители среднеазиатских государств, населенных кочевыми узбеками: Синей Орды и улуса Шейбанидов.

Но в 1495 г. власть захватывает третья сторона — Мамет (Мухамед) из семейства тимуридов Тайбугинов. Он переводит столицу в г. Сибирь (Кашлык), находящийся при впадении Тобола в Иртыш, на месте поселения угорского племени сипыров, чье название имеет индоевропейское происхождение и означает «черный».

Шейбанидам удалось на время удержаться в Тюмени, отсюда они даже пытались захватить контроль над Казанским ханством. Но в итоге Тайбугины прогнали Шейбанидов, расширили свою власть на угров и башкиров, живших по восточным склонам Уральских гор, овладели низовьями Иртыша и бассейном Оми, берегами верхней и средней Оби. Наиболее густо в Сибирском ханстве оказались заселены междуречья Тобола и Туры, Иртыша и Оми. Если сибирские угры занимались в основном охотой и рыбной ловлей, то татары — скотоводством и отчасти полукочевым земледелием. Перед отправкой на летние пастбища засевали удобные поля, по возвращению с пастбищ снимали урожай.

К XVI в. сибирских татар насчитывалось 10–15 тыс., жили они общинами-улусами, в которых выделялась знать — беки, мурзы, тарханы. На этих «благородий» работали простые общинники и рабы-ясыри. Улусные люди платили ясак ханам и поголовно несли воинскую повинность. Платили ясак и сибирские угры — остяки (ханты) и вогулы (манси). Подвергаясь ассимиляции и эксплуатации со стороны татар, они уходили подальше от татарских улусов на север и восток.

Вогулы жили в долинах Тавды и Туры с притоками, Конды, а также севернее, на реках Ляпин и Сев. Сосьва (где русские, не мудрствуя лукаво, называли их остяками). Многочисленностью это племя не отличалось — судя по подсчетам начала XVII в., в Пелымском уезде, вогульском демографическом центре, насчитывалось всего 624 взрослых вогула.

Остяки уходили от татар в район Иртыша, между впадением его в Обь и устьем Тобола. Селились они также по течению Оби, начиная от впадения Васюгана и ниже. Здесь стояло несколько хорошо защищенных остяцких селений — Войкар, Уркар и Каменный. Обитали и на правых притоках Оби — Куновати и Казыме. По Малой Оби и на левом притоке Оби Емдыре располагались земли остяцкого Кодского княжества.

Остяк — этноним татарского происхождения, однако в основе угорское слово «ассиях» — человек с большой реки, то есть Оби. От самоназвания нижнеобских остяков происходит этноним ханты.

Несмотря на обширное географическое распространение остяков, их общая численность была невелика. В 1630-х гг. насчитывалось около 900 сургутских остяков и 345 кодских. Присваивающее хозяйство, к которому относилось и экстенсивное оленеводство в районах, прилегающих к Обской губе, было главным регулятором численности остяцкого населения, не позволявшим ему расти.

Приобские остяки вели постоянные войны с самоедами. Остяцкий эпос сохранил сказания о подвигах богатырей, сражавшихся с самоедскими захватчиками. Однако березовские остяки подчинили себе и соседнюю карачейскую самоядь, и самоядь мангазейскую, на реках Пур и Таз, а сургутские остяки — самоядь кузнецкую на верховье Пура. Самоеды подвергались эксплуатации со стороны более продвинутых остяков, попадали к ним в кабалу и рабство. Остяцкие шаманы совершали человеческие жертвоприношения рабами-самоедами.

Кодские князья со своими дружинами совершали набеги на вогульскую Конду в целях захвата рабов, вызывая закономерный ужас у окрестных племен. В Кодеком княжестве существовал целый класс служилых людей. Князья вооружали их и взамен получали часть добычи, в том числе невольников. Военное снаряжение знатных остяков включало панцири и шлемы бухарского происхождения. С остяцких родов, не относящихся к кодской служилой знати, князья получали ясак.

В лесостепных и степных районах Южной Сибири, в верховьях Оби и Енисея, кочевали тюркские и монгольские племена, наследники империи Чингисхана, совсем не растерявшие воинственности со времен Средневековья. Кольчуги и пластинчатые доспехи из качественной стали, булатные клинки, нередко огнестрельное оружие входили в наступательный и оборонительный арсенал степных воинов.

Среднеазиатские государства выступали поставщиками оружия и предметов роскоши для сибирской кочевой знати, в свою очередь, являясь рынком для рабов и другой военной добычи кочевников.

В1465 г. от узбекского государства Шейбанидов отделилось Семиречье, где стали править кочевые феодалы, назвавшиеся «скитальцами», то есть казахами (кайсаки — в русском произношении).

Шейбани-хан на рубеже XV–XVI вв., соединив под своей властью несколько узбекских племен, кочевавших в низовьях Сырдарьи, изгнал тимуридов из плодородного Мавераннахра. Сюда стали переселяться узбеки, которые образовали новое государство Шейбанидов. Однако и оно раскололось на несколько мелких ханств. С конца XVI в. некоторые из них были объединены шейбанидской династией в Бухарское ханство.

Казахи из Семиречья перекочевывали на пастбища, освобождаемые узбеками, в низовья Сырдарьи.

Климат Средней Азии становился все более засушливым, кочевые феодалы со своими примитивными формами эксплуатации-ограбления оседлого населения только усугубляли запустение городов и оазисов.

Политическая жизнь среднеазиатских государств характеризовалась борьбой элит кочевого происхождения за власть и водные ресурсы. Производящее хозяйство — земледелие, использующее оросительные системы, и кочевое скотоводство — сочеталось с набеговой экономикой и работорговлей.

Материал создан: 13.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта