Если вы решили построить себе избу по всем канонам существовавшим у наших русских предков, то давайте прогуляемся по краеведческим и этнографическим музеям, чтобы увидеть воочию — как это было. В музеях представлены предметы русского домашнего обихода, одежда, мебель, орудия труда, транспортные средства, хозяйственные постройки, то есть все то, что окружало русского человека в его повседневной жизни. Из такого ознакомительного путешествия можно почерпнуть массу полезных идей для современной интерпретации старинной русской избы. Если нет возможности непосредственно ездить по таким местам — можно совершить виртуальные экскурсии.
В XIX веке русская деревня состояла из деревянных построек украшенных резными наличниками. Простая изба ставилась с четырьмя стенами, более сложные — пятистенки и шестистенки — появились чуть позже. Внутренний уклад дома русского крестьянина всегда отвечал религиозным представлениям православия, он подчинялся быту и занятиям членов семьи. Каждая вещь имела свое место и свое практическое предназначение.
Знакомое нам слово «изба» произошло от древнерусского «истьба», «истопка». Именно так называли только отапливаемую часть русского жилища. Русская печь всегда занимала главное место в доме, а от ее расположения зависела вся планировка помещения. Печь, чаще всего, располагали справа или слева от входа — в углу.
Рядом с печью обязательно был рукомойник — глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, под которым стояла деревянная кадка. рядом обустраивали бабий кут — рабочее место хозяйки с инвентарем для приготовления еды. На полках вдоль стен стояла крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки, кувшины. Большинство домовой посуды мастерил сам хозяин семейства. Праздничную посуду приобретали на ярмарках держали в специальных шкафчиках — поставцах.
Рабочее место хозяина — лавка-коник располагалась напротив печи. На боковой стороне лавки была вырезана голова коня. Под лавкой располагался койник — ящик с инструментом.
Наиболее почетное и важное место в русском доме —это красный угол, который располагался в противоположном углу от печи так, чтобы вошедший в дом гость сразу видел иконы в нем расположенные. Иконы стояли на полочке-божнице, а в праздничные дни под образами горела лампада. Каждый приходящий в дом вначале крестился в сторону икон, а уж потом здоровался с хозяевами.
Перед иконами стоял большой прямоугольный стол, а вдоль стен — лавки. Самая широкая из них располагалась в красном углу и на ней восседал отец семейства, остальные домочадцы занимали место за столом в порядке старшинства. Самая длинная лавка ставилась у окна, на ней девушки и женщины занимались рукоделием: шили, вышивали, вязали, пряли и пели песни.
Под полом избы, за деревянным люком, находилось подполье — альтернатива холодильнику. В нем крестьяне хранили продовольственные запасы: картофель, морковь, лук, а также бочки с мочеными яблоками, квашеной капустой и солеными огурцами.
Вторая половина дома отделялась от первой «холодными сенями», за которыми располагался сарай для домашних животных. На втором этаже был обустроен сеновал, где хранили сено и дрова.
Виртуальные музеи русского народного быта
- Этнографический музей кацкарей
- Музей истории крестьянства
- Музей «Крестьянский быт»
- Музей истории крестьянского быта в с. Красное
- Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян
- Оршанский музей крестьянского труда и быта
- Музей «Вятского торгующего крестьянина»
- Музей народного быта «Дом Семёна ложкаря»
- Музей и Дом ремесел города Похвистнево Самарской области
- Районный краеведческий музей с. Койгородок
- Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская»
- Пучужский краеведческий музей>
- Беловский историко-этнографический музей
- Устьянский краеведческий музей
- Музей крестьянского быта в деревне Горки
Материал создан: 17.02.2016
создано на основе этого материала