Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Почему русские пьют?

Почему русские пьют?

Преамбула
Русские пьют потому, что их к этому приучило государство, которое так пополняет государственную казну — наживаясь на здоровье русского народа

Обильные алкогольные возлияния и запойная манера жизни не была свойственна древним русским вплоть до второй половины 16-го века. Причинами этого являлась очень сложная жизнь наших предков: тяжелый труд, суровый климат, дань князьям и частые междоусобицы. Это и логично — жизнь труженика и воина мало совместима с регулярной выпивкой и состоянием перманентного похмелья. Русский человек в ту пору, независимо от своей сословной принадлежности, не только не имел поводов для частой радости, но и покоя обыкновенного был лишен.

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах, таких, например, как народный или княжеский пиры, игрища и тризны. Основным сырьём для производства алкоголя был мед и поэтому традиционные хмельные напитки были с очень низким содержанием спирта, слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а их приём сопровождался обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя. Особенностью было то, что хмельное питьё каждый варил сам для себя, сколько ему нужно было для обихода.

Главная причина алкоголизации русского народа — это желание государства нажиться на здоровье русского населения

Христианская православная вера, в которую был обращён русский народ, пить не запрещала, но, требовала умеренности в потреблении спиртных напитков — "Невинно вино, виновато пьянство". Православие того времени играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, строго регламентируя его потребление. Более того — ни в одном документе дошедшем до нашего времени из домосковской Руси не упоминается пьянство носящее массовый характер. Также примечательно то, что на Руси нет ритуалов, связанных с вином.

У славян нет "алкогольных божеств" — бога вина, бога пива или бога медовухи. Среди славянского пантеона богов – Даждьбог, Перун, Ярила и прочие – никто не может похвастаться хмельной и увеселительной специализацией. Даже такое славянское божество, как Услад или Ослад, которое можно как-то соотнести с удовольствием, возможно с натяжкой и «медопитием», всего лишь покровительствовал искусству.

Единственный случай упоминания пьяниц и пьянства на Древней Руси – это история про Садко и голь перекатную. Тут стоит сделать уточнение:

  1. Это эпос Новгорода, самого европейского города Руси, члена Ганзы.
  2. Бесконечные приключения Садко содержат только один «пьяный» эпизод.

Остальные примеры гульбы в этом произведении — это не пьянка, а безудержное, разудалое веселье и пляски.

В тоже время, в Европе Средневековье отмечено широким распространением пьянства и алкоголизма. «Германия зачумлена пьянством», – восклицал в XVI веке реформатор церкви Мартин Лютер. «Мои прихожане, – жаловался одновременно с ним английский пастор Уильям Кент, – каждое воскресенье смертельно все пьяны». Еще перед вторжением норманнов в 1066 году жители Британии, в основном саксы, завоевали репутацию горьких забулдыг.

«В Средневековье Русь вступила трезвой», — убеждены специалисты, изучавшие этот вопрос. Но мало того — Русь и вышла из Средневековья трезвой. Появление этилированного алкоголя в России зафиксировано только в ХV веке, им одарила нас Европа. Изначально употребляли его на Руси только для приготовления травяных настоев, лекарств и компрессов.

Изменение русских традиций употребления алкоголя началось в период Московского государства

Ошибочным является убеждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Изготовление спирта, основного компонента для производства водки, из ржаного сырья русские изобрели в 1448-1474 годах. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки. Но лишь со второй половины XVI века появляются свидетельства о пьянстве в России — Стоглавый Собор состоявшийся в 1551 году призывал: "Пить вино во славу Божью, а не во пьянство".

Получается, что полтора столетия со времени изобретения спирта упоминаний о пьянстве на Руси не было. Вековой, патриархальный уклад жизни древней Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства.

старый русский плакат о вреде пьянства

Пьянство, как социальная угроза, появляется в России с появлением запрета простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности — закрепощением и в тот момент, когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода. Когда интересы государства и размер государственной казны стали важнее интересов русского народа.

Около 1555 года из Москвы начинают предписывать наместникам повсюду заводить "царёвы кабаки". В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению. Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено только пить и пить, и что самое главное, одному лишь простому народу, то есть крестьянам и посадским, поскольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья. Распространение кабаков на Руси пошло очень быстро.

За распространением пьянства на Руси стоял экономический интерес государства

Началась эпоха, когда торговля крепким спиртным, водкой, сосредоточивается в руках царской администрации. Утверждение казённой продажи алкоголя было главной целью питейной политики государства. Как это не прискорбно констатировать, но за распространением кабаков и пьянства на Руси стоял экономический интерес государства.

В 1648 году, в начале царствования Алексея Михайловича, в Москве и других городах прошла волна "кабацких бунтов", начавшаяся в связи с неспособностью городской черни платить по кабацким долгам, резким снижением качества водки, разорительными последствиями пьянства для народа. Например, из-за массового пасхального пьянства в течение нескольких лет страдала посевная у пригородных крестьян. Для подавления кабацких бунтов государство использовало войска.

Отношение к любителям алкогольного времяпрепровождения и в миру и в церкви становится резко отрицательным. Русская православная церковь усиливает проповедь против пьянства. Более того, в силу царского Указа запрещалась продажа вина в определенные дни, а их число превысило сто восемьдесят. Говоря по другому, православный русский человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости.

Сократить потребление водки и, одновременно, увеличить доходы казны — задача неразрешимая, и, к сожалению, интерес казны был поставлен выше интересов трезвости. Введённые ограничения привели к значительному падению алкогольных сборов в казну. Поэтому их строгое соблюдение продержалось не более семи лет.

Подведя промежуточный итог, можно сказать, что в допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов из-за силой навязанного им кабацкого стиля потребления алкоголя. Аристократия и зажиточные люди были гораздо менее подвержены пьянству, поскольку им разрешалось самим производить алкоголь и употреблять его в домашних условиях. До царствования Петра Первого о пьянстве в стенах Кремля не известно ровным счётом ничего.

Государственные преобразования Петра I и его реформы в конце XVII - начале XVIII веков крайне негативно сказались на сложившихся к тому времени традициях общества в отношении алкоголя. Именно его деятельность в этой сфере дала толчок на долгую историческую перспективу росту неумеренного потребления спиртных напитков русским народом.

Реформы Петра I послужили главным толчком к алкоголизации русских

Финансирование петровских реформ и войн шли в значительной мере от питейного дела. В среде русского народа, пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством cтрожайших государевых указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению. Алкоголизация русского общества началась с падения нравов правящей элиты. Практически все ассамблеи и дипломатические приёмы завершались безудержными попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.

старый русский плакат о вреде пьянства

Старообрядцы - раскольники, избегая жестоких преследований со стороны властей, вынужденно заселили обширные пространства Севера, Среднего Поволжья, Дона, Терека, Кубани, Урала и Сибири. Старообрядчество, как движение и сподвижничество, способствовало сбережению лучших традиций русского народа, одна из которых — всеобщая трезвость. Россия обязана старообрядцам и староверам освоением огромных незаселённых пространств, созданием текстильной, автомобильной, авиационной, нефтедобывающей и ряда других видов промышленности, поддержкой науки, искусств, здравоохранения, народного образования, местного самоуправления.

Но на Петре I не заканчивается пагубная роль российского государства в сфере распространения пьянства среди русского населения. В 1781 году Екатерина II создаёт питейные палаты, которые были обязаны заготавливать в определённых районах установленное количество водки в год — на основе сложившейся практики и потребности в ней в данной местности. Однако Указ 1781 года не предписывал, как питейные палаты должны были заготавливать водку: её можно было, как заказать на казённых заводах, так и закупить у любого производителя. С 1795 года заготовка водки государственной казной почти исчезает. Откуп становится господствующей системой. К концу XVIII века он распространился по всей России.

Винный откуп почти полностью отходит к евреям.

«К восемнадцатому столетию винное дело стало почти главным занятием евреев. Этот промысел часто создавал столкновения между евреем и мужиком, этим бесправным «холопом», который шёл в шинок не от достатка, а от крайней бедности и горя». (S.M.Dubnow, p.265; Джеймс Паркс «Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма». Париж: YMCA-Press, 1932, с. 154).

Самой большой алкогольной эксплуатации русский народ подвергался с конца XVIII и в первой половине XIX столетия, когда по всей России были открыты кабаки с продажей водки практически в любое время дня и ночи. Разорение и истребление народа с помощью водки достигло особенно опасных размеров в Белоруссии и на западе России. Там к концу XVIII века одно питейное заведение приходилось на 250-300 «душ обоего пола».

В 1858 — 1859 годах в России опять прокатилась волна «кабацких» бунтов, возникло мощное трезвенническое движение. Тысячи сёл и деревень, сотни тысяч людей выносили решения о закрытии питейных заведений. Во многих местах стали возникать общества трезвости. В июле 1859 года Святейший Синод вынес решение, в котором обязал «священнослужителей содействовать возникновению в городских и сельских сословиях благой решимости воздержания от употребления вина». Сотни тысяч людей, в каких-нибудь пять-шесть месяцев, без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки.

Но, к сожалению, начавшееся народное движение за трезвость было грубо прервано вмешательством в него официальных властей, то есть государства. Министром финансов было сделано распоряжение: «...Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». По так называемым "питейным делам" в тюрьмы было брошено более 11 тысяч крестьян. Даже с церковью государственные чиновники вошли в конфликт, отстаивая барыши виноторговцев и откупщиков.

Русский народ захотел бросить пить, но государство ему не дало этого сделать

Министр финансов писал обер-прокурору Святейшего Синода: «Совершенное запрещение горячего вина посредством сильнодействующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание». Русский народ был возмущён действиями своего правительства, прибегнувшего к репрессиям против участников трезвеннического движения, а также поведением служителей церкви, которые под влиянием властей сразу прекратили борьбу с пьянством.

К началу 1890-х годов, убедившись, что с падением потребления спиртных напитков финансовые поступления в государственную казну уменьшаются, российское правительство решило провести реформу в производстве и торговле вино-водочной продукцией, взяв всю эту доходную отрасль в свои руки и введя винную монополию.

В циркуляре от 28 ноября 1896 года российский министр финансов С.Ю.Витте (инициатор введения винной монополии в 1894 году) писал: «...Казённое вино по своим качествам удовлетворяет самым строгим санитарным требованиям, что на подбор продавцов в винных лавках... обращено серьёзное внимание... что случаи пьяного разгула, сопровождавшие обыкновенно всякие деревенские торжества, отходят понемногу в область прошедшего и вместе с тем в семьях водворяется тишина и согласие... Что в южных и юго-западных губерниях уже высказывались похвалы доброкачественности казённого вина и отзывы об уменьшении разгула в деревнях... что крестьяне, осеняя себя крестным знамением, выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния дореформенного кабака, разорявшего в большинстве случаев окрестное население преимущественно путём продажи питий в долг и под заклад. Наконец, что акцизное ведомство проявило при осуществлении реформы... глубокое воодушевление высокою идеей упрочения нравственности и благосостояния народа, положенного в основание реформы...».

старый русский плакат о вреде пьянства

Этот циркуляр является образцом двуличия и крючкотворства, которые применяло правительство в вопросах борьбы с пьянством. Насквозь проникнутый фальшивой заботой о народе, он содержит фактически неприкрытое восхваление казённой водки и её пропаганду. Реформа правительства сразу же сказалась на душевом потреблении винных изделий, которое стало нарастать. Государственная водочная монополия действовала недолго — фактически менее десяти лет.

Сознательность народных масс не эффективна вне сухого закона

В 1906 — 1913 годах водочная монополия осуществлялась во всём объёме и привела к некоторым положительным результатам по сокращению, хотя бы внешних проявлений пьянства. Была упорядочена торговля водкой. Лишь в столицах и крупных городах она велась с 7 часов утра и до 22 часов вечера. На селе она завершалась до 20 часов. Во время проведения различных общественных мероприятий (выборов в Думу, деревенских и волостных общинных сходов) торговля водкой была строго запрещена. Ко всем самогонщикам применялись уголовные наказания.

Начиная с восьмидесятых годов позапрошлого столетия душевое потребление спиртных напитков было в России ниже 4,7 литра, то есть почти самым низким в Европе и Америке. А в 1914 году в стране вступил в силу и долго действовал сухой закон.

Отрезвление жизни народа привело к резкому снижению преступности, хулиганства и уменьшению числа насильственных смертей, к оздоровлению быта и изменению структуры досуга (заметно возросла посещаемость читальных залов, оперных и драматических театров, повсюду стали возникать самодеятельные группы, музыкальные и хоровые кружки), к формированию новых здоровых традиций (например, трезвых свадеб), резкому снижению заболеваемости, особенно психической.

В книге доктора медицины А.Мендельсона «Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства», изданной в Петрограде в 1916 году, говорится, что произведён «небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропивавшиеся русским народом, потекли в сберегательные кассы. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличилась в чрезвычайной степени, что даёт возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы. Словом, мы только теперь начинаем знакомиться с истинной мощью русского народа в экономическом отношении. С другой стороны, только теперь, при полном отрезвлении народа, этого великого молчальника, перед нами выступает его нравственная физиономия, его настоящая, не затуманенная алкоголем, психика».

Введение трезвости благотворно отразилось и на материальном благосостоянии народа. Так, за восемь месяцев, в период с 1 августа 1914 года по 31 марта 1915 года, прирост вкладов в сберегательные кассы выразился суммой в 261,7 миллиона рублей, а за тот же период 1913 — 1914 гг. такой прирост составил лишь 6,5 миллионов рублей. Общая сумма всех денежных вкладов в государственные сберегательные кассы к 1 июля 1915 года превысила два миллиарда рублей (2134,7 миллиона), тогда как в прежние годы эта сумма не достигала и одного миллиарда.

В целом, народ охотно перешёл к трезвому образу жизни. Об этом свидетельствует продолжавшееся в последующие годы снижение потребления алкоголя на душу населения, а вместе с ним и сокращение всех тех отрицательных явлений в жизни общества, которые нёс за собой алкоголь.

Подводя итоги изучения годового опыта трезвой жизни того периода, А.Мендельсон пишет: «Теперь, когда над Россией проделан опыт отрезвления, длящийся уже более года, опыт, вызывающий восторженное изумление у наших заграничных друзей: англичан, французов, шведов, когда этот опыт со всеми его благодетельными последствиями переживается сознательно всем населением, дальнейшая добровольная трезвая жизнь получила в свою пользу аргумент, равного которому не было в истории человечества. Ворвавшаяся в нашу жизнь принудительная трезвость своими результатами распропагандировала русский народ... сотни тысяч и миллионы населения будут добровольными трезвенниками. Но не вводите вновь народ в искушение! Итак, полное запрещение продажи спиртных напитков должно остаться в силе навсегда».

Как показал последующий опыт по "либерализации" торговли алкоголем после отмены сухого закона в 1925 году, сознательность масс не смогла стать решающим фактором всеобщей трезвости — вне режима сухого закона.

старый русский плакат о вреде пьянства

Материал создан: 23.12.2014



Хронология доимперской России