Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Месяцеслов на апрель

1 апреля. Дарья‑грязные проруби

Именины: Иннокентий, Дарья, Дмитрий, Клавдий, Иларий, Мавр, Марианн, Илария, Ясон, Хрисанф.

Православный календарь: День мучеников Дарии, Хрисанфа, Клавдия трибуна, Иларии; праведной Софии, княгини Слуцкой.

Народные приметы: Каково 1 апреля – таково и 1 октября и наоборот. Если вешняя вода на Дарью идет с шумом, то трава хорошая будет, а как тихо идет – плохая трава будет.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, 1 апреля просыпается домовой, и потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. В апреле девушки старались обмануть как можно больше людей, думая, что в таком случае женихи не проведут их, а напротив, они будут водить молодых людей за нос.

С Дарьи в деревнях белили холсты и хаты.

2 апреля. Фотинья

Именины: Виктор, Александра, Анатолия, Виссарион, Ефимия, Иван, Клавдия, Максим, Мария, Матрена, Мирон, Федосья, Прасковья, Светлана, Сергей, Ульяна, Никита.

Православный календарь: День преподобных Иоанна Лествичника; Иоанна, Сергия, Патрикия; мучениц Фотины (Светланы), Александры, Клавдии, Феодосии; мученика Виктора.

Народные приметы: Если не видно ночью звезд, то жди теплой погоды. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, то лето будет холодное.

Народные поверья и обычаи: В этот день особенно поклонялись льну. С утра выносили из изб на улицу красочные льняные одежды, рушники. Развешивали их на заборах, воротах, калитках. Рушниками украшали ветви берез. Святой Фотинье полагалось молиться от лихорадки – «трясовичной болезни».

Молитва святой Фотинье об избавлении от лихорадки.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Святая Фотинья, укроти трясовицу сию в рабе Божием (имя); всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Это молитву писали на освященной просфоре и давали съесть больному.

3 апреля. Катаник

Именины Кирилл, Яков, Домнин, Филимон.

Православный календарь: День преподобного Иакова; святителей Кирилла, епископа Катанского, Фомы, патриарха Константинопольского.

Народные приметы: Если береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое, но если ольха распустит лист перед березой, то лето будет мокрое.

Народные поверья и обычаи: На Катаника прятали санки на поветь: «Катаник – предел зимним потехам детворы», «Реви, не реви – Катаник санки унес». С этого дня крестьяне обновляли берестяные лапти: «По мокреди, по сырому снегу в валенках‑катаниках не далеко уйдешь».

4 апреля. Василий‑солнечник, Василий‑парник, теплый, капельник

Именины: Аглаида, Аполлинария, Василий, Василиса, Дарья, Исаак, Таисия.

Православный календарь: День священномученика Василия, пресвитера Анкирского; преподобного Исаакия Далматского.

Народные приметы: В этот день рано утром обязательно глядели на солнце: «Если на Василия солнце в кругах – к богатому урожаю». Василий Теплый капелью велик.

Народные поверья и обычаи: На Василия‑капельника хозяева осматривали свои строения. Если дом был худ и приходила пора заново строиться, то внимательно следили за капелью. Если капель с крыш падает, о землю ударяется, под то место дома не рубили. Считалось, что это место «подпустит» воду.

5 апреля. Никон

Именины: Василий, Вассиан, Георгий, Лидия, Лука, Ни кон, Филит.

Православный календарь: День первомучеников Никона епископа и 199 учеников его; мучеников Филита, Лидии, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия.

Народные приметы: Если облака уже синие и «бегут» по небу, то жди теплых дождей.

Народные поверья и обычаи: Примечали, что на Никона зяблик прилетает. Зазывали птиц к крыльцу, «угощали» крошками, зернышками, льняным семенем.

В обычае этого дня был обряд «радования» умерших. По народному поверью, ушедшие «родители» незримо были рядом и садились с домочадцами за стол ужинать. И будто бы их душам становилось легче, радостно, если они наблюдали, что в семье царит любовь, что в доме достаток.

6 апреля. Захарий‑постник

Именины: Артемий, Артамон, Захар, Мартин, Петр, Пар фен, Степан, Север, Яков.

Православный календарь: День преподобного Захарии (монаха), святителя Артемия, епископа Солунского; мучеников Стефана и Петра Казанских.

Народные приметы: Если ночь теплая, то весна будет дружная. Если за ночь во дворе мокрое полотенце высохнет, то год будет урожайным, если останется мокрым – лето будет мокрое и ранний иней в конце лета.

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне очищали избы и дворы от нечистой силы, жгли костры за дворами, обходили избы кругами. Считалось, что бесы не выносят даже упоминания имени Захария‑постника и бегут от того места, где чтут его память. Молитвами готовили себя ко Дню Благой Вести.

Бесы.

Бесы – злые духи, слуги, воины и шпионы дьявола. Бесы обладают способностью быть невидимыми и принимать любой облик: фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змей, псоглавец) или животных (лев, медведь, волк, жаба, черный пес или черный кот). Наиболее популярный в народе образ беса близок к языческому образу сатира или фавна – он рогат, хвостат, ноги оканчиваются копытцами; иногда он имеет крылья летучей мыши – «нечистого» животного. Сходный образ злого духа с тем же названием (от слова «бояться») существует и в мифологии других славянских народов; это болгарский бяс, польский бес, украинский бис и чешский бус.

7 апреля. Благовещение

Именины: Тихон, Генрих.

Православный календарь: Благовещение Пресвятой Богородицы.

Народные приметы: На Благовещенье примечают, каким выдастся день: красен день – и лето будет красным, щедрым. На Благовещение солнечный день – пшеница уродится, а если звезд мало на небе, то яиц мало будет. Если на Благовещение дождь, то уродится рожь. Мокрое Благовещение – к теплому лету и урожаю орехов. На Благовещение мороз – урожай на грузди. Если на Благовещение снег на крышах лежит, то на Егория (6 мая) снег будет еще на полях, с поля не уйдет. Если небо безоблачно и солнце ярко – быть лету грозному. Зажелтела мать‑и‑мачеха, зацвела ольха – к обилию сморчков. Рост сморчков совпадает с началом цветения медуницы. Если первые грибы вырастают на при гор ке – к летним дождям, поселились в ложбинке – к суше. Если Благовещение без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными. Журавли летят высоко – к ненастью. Прилет кряков (кряковых уток) и куликов – к скорому теплу.

Народные поверья и обычаи: Третья встреча весны. В этот день давали волю птицам. «Птичий охотник» выносил клетки с птицами на Красную горку, а девушки шли выкупать птиц, давать им волю. В этот день, по народному поверью: «Птицы гнезд не вьют, девки кос не плетут. Коли птица на Благовещенье гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда не летать, не порхать ей. Век свой по земле ходить».

Под Благовещение, ночью, сжигали свои соломенные постели, чтобы истребить болезни. Молодежь переселялась с новыми постелями в холодные клети, а в избах оставались старики, больные и дети.

Пожилые женщины на Благовещение пережигали в печи соль, которая творит чудеса. Считалось, что этой солью, как и солью, заготовленной в Великий четверг на Страстной неделе, можно излечить болезнь, если подмешать ее в святую воду и дать выпить больному. С пережженной солью пекли из хлебного теста «бяшки» (небольшие булки), назначаемые для излечения скота.

С вечера под Благовещение всем селом скакали через огонь, чтобы избавить себя от призора; окуривали свои одежды, чтобы предостеречь себя от сглаза.

Благовещение – важная дата для крестьянина. С этого дня начинались весенне‑полевые работы. Начало цветения осины – лучший срок посадки ранней свеклы и моркови. Примечали, что от семян, выбранных на Благовещение, вырастает такая капуста, которую не бьет мороз.

8 апреля. Гаврила Благовест

Именины: Алла, Авраамий, Агафон, Альберт, Анна, Лариса, Василий, Гавриил, Евсевий, Ириний, Степан, Филл.

Православный календарь: Собор архангела Гавриила. День мучениц Аллы, Ларисы, Анны; преподобного Василия Нового.

Народные приметы: Начало сокодвижения у березы повислой и бородавчатой. Оттаивает почва, зацветает красная верба, раскрывает почки черемуха, береза. Если распускаются почки на березах, то вылетают жуки‑короеды.

Народные поверья и обычаи: Заметив в этот день светлый восход солнца, крестьяне убирали всю санную сбрую – «выворачивали оглобли», прощались с санями и ставили их под поветь до новой зимы.

Женщины в этот день оканчивали последнюю пряжу: «На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота». Тем же, кто продолжал прясть после этого дня, говорили: «Не пойдет впрок».

Зеленение черемухи указывало крестьянину, что пора сажать ранний картофель, а цветение вербы – сигнал к выставке пчел на пасеке.

9 апреля. Матрена‑настовица

Именины: Александр, Ефрем, Иван, Кирик, Кондратий, Макар, Мануил, Матрена, Павел, Феодосий.

Православный календарь: День мученицы Матроны Солунской; преподобного Иоанна Прозорливого, Египетского.

Народные приметы: Примечали: «На Матрену щука хвостом лед разбивает», «Вешняя водополь скоро».

Народные поверья и обычаи: В этот день отбирали из погребов половину репы на семена. Крестьянки в последний раз использовали благодатное назначение снежного наста: спешили холсты «онастить». С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты – для отбеливания. Места для этого облюбовывали сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной стороне площадку с крепким настом, которую называли «настищем». В этот день крестьянки ставили свечу в церкви перед строгим образом святой Матроны, осуждающей нерадивых хозяек.

10 апреля. Степанов венок. Мать‑и‑мачеха

Именины: Авив, Боян, Илларион, Илья, Лазарь, Маресий, Савва, Степан.

Православный календарь: День преподобных Иллариона Нового, игумена Пеликитского; Стефана чудотворца, исповедника, игумена Триглийского; Иллариона Псковоезерского.

Народные приметы: Мать‑и‑мачехи цветок теплит землю.

Народные поверья и обычаи: Считалось, что 10 апреля теряет силу Степанов венок, который вили еще прошлым летом. 15 августа вся семья, от мала до велика, собиралась на лугу и плела венок из луговых трав. Этот венок «славили» и вешали в красном углу для защиты семьи и дома от напастей. Когда подступала беда, хозяйка отрывала от венка травы и цветы и окатывала кипятком. Считалось, что добрый дух цветущего луга побеждал болезни, помогал душе человека поверить, что настанет светлый день.

В этот день в народе «славили» мать‑и‑мачеху: «Матьи‑мачеха всяк снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой. Даст своего огня, своего тепла. Мать‑и‑мачеха – что солнышко расцветшее. Кто пригнет этот цветок к земле? Наступит своей тяжелой ногой снег‑старик? Подкосит тупой серп метели? Она – мать‑цветок. Что бы то ни стало – она поднимается, несет свою ношу. И не оставит она того, кто в сиротстве поднимается. Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете!»

11 апреля. Марков день

Именины: Васс, Евстафий, Иона, Иван, Исаакий, Кирилл, Леонард, Марианн, Марк, Потапий, Станислав, Филипп.

Православный календарь: День мучеников Марка, епископа Арефусийского Кирилла диакона; преподобного Иоан на пустынника; святителя Евстафия, епископа Вифинийского.

Народные приметы: В этот день слушали березы и говорили: «Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое больным на здоровье, второе людям колодец, третье от зимы свет, четвертое дряхлым пеленанье».

Народные поверья и обычаи: Примечали, что в Марков день ломаются почки у черной смородины, калины, красной бузины. Крестьяне обливали их раствором чеснока против вредителей, выползающих из почек.

12 апреля. Иван Лествичник

Именины: Иван, Сафрон, Зосима, Захар, Кесарь, Савва.

Православный календарь: День святителя Софрония, епископа Иркутского, преподобного Иоанна Лествичника, автора богословского сочинения «Лествица», повествующего о ступенях восхождения человека, прежде всего монаха, к нравственному совершенству.

Народные приметы: Средний срок начала тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается – жди скорого похолодания или снега. Если зацветет черешня, то пора сеять кукурузу и свеклу.

Народные поверья и обычаи: Крестьяне кланялись Лествичнику, чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зеленые ростки скорее ввысь поднимались. В этот день было принято печь хлебные «лестницы» или «лесенки», которые должны были обеспечить Царство Божие как уже умершим, так и живым.

Обрядовое печенье «Лесенки».

100 г масла, 50 г сахара, 1 яйцо, 1,5 стакана ржаной муки, пряности.

Муку просеять, положить в нее масло или маргарин и, смешивая с мукой, порубить ножом. Добавить мелкий сахарный песок. В мучной смеси сделать углубление, вылить в него взбитое яйцо, добавить пряности, осторожно замесить тесто в однородную массу, охладить. Через час тесто пригодно для выпечки.

Уложить из теста два катыша напротив друг друга, а поперек – порожки, которые тоже «выкатить» из теста. «Лесенка» готова.

Кто в семье был, и старому, и малому матушка выпекала свою «лесенку», «чтобы всяк рос в своем здоровье».

По народному поверью, в этот день с раннего утра и до полуночи домовой «бесится» и не узнает своих домашних. Крестьяне боялись в этот день ходить по двору, а с заходом солнца тщательнее запирали домашний скот и птицу.

По народным представлениям, на протяжении всего года домовой живет смирно, радеет о хозяйском добре, бережет скот, смотрит за огородом, куда не пускает лешего, но в этот день он вдруг начинает тосковать без видимой причины. Злясь на всех, он изводит хозяев, крушит все в доме, бьет лошадей, отохочивает коров от еды, дразнит собак, раскидывает по двору сани и телеги, подкатывается под ноги хозяину. Объяснения такому поведению домового давались разные. Некоторые считали, что в начале весны с домового спадает старая шкура и он «бесится» от боли, другие, что на него находит чума, наподобии той, которой болеют животные, третьи – что ему мстит нечистая сила за накопившиеся за весь год обиды. Причиной такого поведения домового мог оказаться и знахарь, решивший отомстить за что‑либо хозяину.

13 апреля. Огнище

Именины: Акакий, Анна, Аполлон, Артур, Иннокентий, Вениамин, Ипатий, Влас, Иона, Иосиф, Феофил, Яков.

Православный календарь: День священномученика Ипатия, епископа Гангрского; святителей Ионы, митрополита Московского и всея России Иннокентия, митрополита Московского.

Народные приметы: Облака идут против ветра – к дождю. Облака плывут низко – жди похолодания. Если весна ранняя и теплая, то можно сеять яровые.

Народные поверья и обычаи: Огнищанка – это крестьянка, рожденная в этот день. Она несла в поле уголья, разводила огонь, через который прыгали все жители деревни, чтобы очиститься. Была в старину и соха, которая называлась огнищевая, была она с прямым сошником, который легче прыгал через корни деревьев.

14 апреля. Марья‑зажги снега, заиграй овражки

Именины: Авраамий, Василид, Геронтий, Ефим, Мария, Макар.

Православный календарь: День преподобной Марии Еги петской.

Народные приметы: Марья половодье начинает. Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много. Если лед ломается хрясно, то ходить опасно. Если лед сходит вдруг, то год будет легким, счастливым.

Народные поверья и обычаи: Марья «играла» снежками в овражках, гнала солнечные лучи на красное угорье и звала девок на весенние гульбы.

С Марьи – пустые щи и до Марфы – зеленые щи (16 мая), активно подъедают запасы квашеной капусты. Обычно этот день приходится на Великий пост, и щи в любом случае не должны содержать мяса. В этот день варили постные щи из квашеной капусты. Неистребимый ничем аромат щей – «щаной дух» – всегда стоял в русской избе. Со значением щей в повседневной жизни были связаны русские поговорки: «Щи – всему голова», «Щи да каша – пища наша» и др. Щи не надоедают при частом употреблении. Их можно есть чуть ли не ежедневно в любое время года.

Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты (либо в составе капусты, либо в чистом виде) или, вместо нее, щавелем (зеленые щи), разваром зеленых, диких или антоновских яблок, солеными грибами, а также сметаной (в щах из свежей капусты). Вот почему капусту заменяли в щах различной зеленой, кислой или нейтральной массой (щавелем, снытью, крапивой, борщевиком – в так называемых зеленых борщевых щах), а также овощами, хорошо впитывающими кислоту (репой или редькой – в так называемых репяных щах).

Чем проще овощной состав щей, чем постнее они, тем больше умения требуется для их приготовления. Настоящие щи немыслимы без пряной заправы, которая играет немалую роль в создании «щаного духа». Прежде всего, огромное значение имеет внесение лука в щи. Наилучшим способом является его двойная закладка: первый раз – целой луковицей вместе с кореньями и грибами (затем эту луковицу вынимают) и второй раз – мелко нарезанным луком (крошеным) вместе с капустой. При этом никогда в щи нельзя вносить пережаренный отдельно на масле лук – в таком виде он не свойствен настоящим щам.

Точно так же дважды вносят в щи и другую пряную заправу – петрушку и сельдерей: первый раз – корешком, который вынимают затем вместе с луковицей, вторично – в конце варки, в виде зелени. Остальные пряности – лавровый лист, черный перец раздавленными горошками, укроп и чеснок вносят так: первые два вида – за 15 минут до готовности, вторые два – вместе с зеленью петрушки в конце варки.

Щи постные.

500–750 г квашеной капусты, 5–6 сухих белых грибов, 1 столовая ложка гречневой крупы, 2 луковицы, 1 картофелина, 1 морковь, 1 репа или брюква, 1 петрушка, 1 столовая ложка укропа, 3 лавровых листа, 4 зубчика чеснока, 8 горошин черного перца, 100 г сметаны, 1–2 столовые ложки макового или подсолнечного масла.

Квашеную капусту залить 0,5 л кипятка и поставить в глиняном горшке в духовку на 20–30 минут. Затем отвар слить в отдельную эмалированную или фаянсовую посуду, а капусту посолить, смешать с мелко нарезанным луком, смочить подготовленным ароматизированным растительным маслом и растирать в эмалированной миске деревянной ложкой так, чтобы полностью втереть масло. Затем вновь соединить с отваром и продолжать варить на плите.

Для ароматизации масло нагреть (но не жарить) в сковородке или сотейнике и к нему добавить семена кориандра, аниса, фенхеля, укропа или зелень сельдерея, петрушки.

Подготовить 1 л грибного бульона, соединить бульон с капустой, добавив в него гречневую крупу, и продолжать варить до готовности капусты. После этого щи должны обязательно постоять под крышкой, помлеть, чтобы настояться, минут 10–15, а то и более. Иногда настаивание щей может длиться несколько часов (от 12 до 24), отчего они приобретают лучший и более своеобразный вкус. Такие щи называются суточными, их готовят загодя, за сутки. Именно в это время щи «доходят до настоящего вкуса»: капуста становится мягкой, кислота и аромат пряностей передаются овощам. Поэтому прежде оставляли щи млеть и томиться после приготовления в легком духу русской печи, где они не остывали, или же отставляли на край плиты, где тепло сохранялось, но кипение прекращалось.

Наши предки считали идеальными густые щи, в которых «ложка стоит». Ели щи обычно с черным, ржаным хлебом.

15 апреля. Тит‑ледолом, Тит‑Поликарпов день

Именины: Амфиан, Анастасий, Григорий, Ефим, Савва, Поликарп, Тит.

Православный календарь: День преподобного Тита чудотворца; мученика Поликарпа.

Народные приметы: Считалось, что если лед на озерах потонет, то предстоит тяжелый год. Если лед не ушел, то лов рыбы будет плохим. В этот день наблюдали за птицами: крик дергачей – к урожайному лету; закричит перепел – будет много хлеба, много травы. С Тита начинается токование глухарей.

Народные поверья и обычаи: Этот день в среде торговцев назывался «барыш‑день» и праздновался особенно усердно – для получения барышей в течение всего года.

В эту пору в крестьянских закромах заканчивался хлеб:

«Тит‑Поликарпов день – начало бесхлебицы».

16 апреля. Никита Водопол

Именины: Антиох, Галик, Иллирик, Марин, Нектарий, Никита, Феодосия.

Православный календарь: День преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской.

Народные приметы: Если на Никиту лед не пошел, то лов рыбы будет плохой.

Народные поверья и обычаи: В день Никиты крестьянки освящали в церкви хлеб и вешали на рога коровам, чтобы лучше доились. День Никиты – пробуждение «водяного дедушки» – ледоход. По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки.

Водяной.

Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии – злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелеными усами. Женские духи воды – водяницы как русалки, считались существами вредоносными, поэтому всем водяным духам приносили в жертву черного козла или черного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах черных животных, «любезных водяному». Водяные пугали и топили купающихся. Женились они на русалках или красивых утопленницах. Возраст водяного определить было трудно: при рождении месяца он молод, при смерти его – стар. По ночам водяной любил кататься на мельничном колесе или высовывался из воды в образе щуки, пугая рыбаков. Самое ненавистное водяному животное – заяц. Злой дух не терпел, когда на воде свистели: гнев водяного вызывал сильнейшую бурю.

Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если не будет «угощения» водяному или с ним запоздают, то весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда‑нибудь сам.

Желание водяного получить гостинец, по народному поверью, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах.

Обряд «Угощение водяного».

Перед началом лова рыбаки «угощали» водяного. Ему бросали две‑три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». Чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

В Никитин день рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую‑нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось – платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова.

В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший из рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: «Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.

В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.

17 апреля. Иосиф‑песнопевец, смотрины ольховые

Именины: Адриан, Амвросий, Георгий, Зосима, Иосиф (Осип), Каллиник, Никита, Федор, Феона, Яков.

Православный календарь: День преподобных Иосифа песнописца и Георгия; Зосимы.

Народные приметы: Если сверчок кричит, то пришло время пахать под рожь.

Народные поверья и обычаи: Примечали, что на Иосифа начинает звучать голосок сверчка и впервые подает свой голос журавль. В этот день выходили на улицу, обращались к журавлям как к защитникам и борцам со злом. Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает. Ольха – березе родня. Растет ольха по сырым лугам, по речным берегам. Распускаются, желтизной сияя, цветы ольхи по весне рано. Цветки ольхи называют ольховыми сережками. К осени вместо цветов появляются мелкие шишечки. Крестьянки собирали их впрок для лечения расстройства желудка.

Настой из шишек ольхи.

2 столовые ложки соплодий (шишек) ольхи поместить в эмалированную посуду, залить 1 стаканом горячей кипяченой воды, накрыть крышкой и держать на водяной бане 15 минут. Про цедить сразу после снятия с водяной бани, не охлаждая. Оставшееся сырье отжать, объем полученного настоя довести кипяченой водой до 1 стакана. Хранить настой в прохладном месте не более двух суток. Принимать по 0,5 стакана 2–3 раза в день за полчаса до еды как вяжущее средство при поносе.

18 апреля. Федул‑теплый ветряник

Именины: Георгий, Зенон, Клавдиан, Марк, Платон, Се мен, Феодора, Феодул.

Православный календарь: День мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними; преподобной Феодоры Солунской.

Народные приметы: Если на дне оврага пятно осталось с корову, то можно пахать. Около Федула появляются бабочки‑крапивницы, оживают божьи коровки.

Народные поверья и обычаи: «Пришел Федул – теплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». При наступлении ненастья говорили: «Федул губы надул». Этого дня ждали с нетерпеньем, раскрывали оконницу. До «Федула» хозяйки не решались открывать законопаченные на зиму окна: «Раньше Федула окна настежь – весеннему теплу дорогу застишь!» Заговаривали оконницу беречь избу от гнилых ветров, от вытья нечистой силы тоскучего, от свиреней‑переполохов.

Заговор от нечистой силы, свиреней‑переполохов.

«Сгинь, нечистый дух свиреней‑переполохов, из нашего дома, из всех мест, из окон, дверей и углов, закоулков и потолков, из всех, из всех мест. У нас есть Господен Крест, с нами Дух Святой, все святые с нами и Евангелисты: Иоанн, Лука, Матфей, и святые Архангелы Небесные: Михаил, Гавриил, и великие Георгий Победоносец, Матерь Божия, все Херувимы и Серафимы. Аминь!»

19 апреля. Евтихий‑день тихий

Именины: Архелай, Архилий, Григорий, Иван, Еремей, Мефодий, Павел, Платонида, Серапион, Яков.

Православный календарь: День святителей Евтихия, архиепископа Константинопольского, Мефодия, архиепископа Моравского; священномучеников Иоанна, Иакова пресвитеров; преподобного Севастиана Карагандинского; мучеников Иеремия и Архилия; преподобной Платониды Сирской; преподобного Григория Византийского; 120 мучеников Персидских; святителя Аффония, епископа Новгородского; мученика Павла Русского; преподобного Павла; мученика Сарапиона.

Народные приметы: В этот день говорили: «На Евтихия день тихий, а коли Ерема пролетный ярится, ветром грозится, – хоть не сей рано яровины, семян не соберешь».

Народные поверья и обычаи: В этот день появлялись цветочки у повислой березы. Их собирали и готовили целебное снадобье.

Настойка из цветов березы.

Взять березовые цветочки, наполнить ими бутылку, залить ее водкой и настаивать 7–10 дней. Принимать при бронхите по 5–10 капель, разбавленных в воде, 3 раза в день.

Отвар из цветов березы.

1 столовую ложку цветов березы заварить 1 стаканом кипятка, распаривать на водяной бане в течение 15 минут. При ни мать отвар при кашле по 1 столовой ложке четыре раза в день перед едой.

20 апреля. Акулина

Именины: Даниил, Акулина, Георгий, Леонтина, Петр, Прокопий, Руфин, Серапион.

Православный календарь: День преподобных Георгия, митрополита Акилины Милитинского, Даниила Переяславского; мучеников Руфина, Акилины и с ними 200 воинов.

Народные приметы: Если дождь на Акулину, то уродится хорошая калина.

Народные поверья и обычаи: Считается, что на Акулину просыпаются русалки и просят у людей холстины – укрыть нагое тело. Потому еще до зари крестьянки приносили им ношеную чистую рубашку, полотенце или холстины кусок. Верили, что русалки отблагодарят за эту заботу – «остерегут от глубокой воды и крестьянина, и детей его».

Русалки.

Русалки, водяницы, лоскотухи, в славянской мифологии – водные духи в образе прекрасных девушек с распущенными волосами, реже – безобразные старухи. В народе был известен облик русалки в виде девы с рыбьим хвостом. Считалось, что русалками становятся девушки, умершие на Русальной неделе (следующей после Троицы), утопленницы, невесты, не дожившие до свадьбы, и дети, умершие без крещения. Эти вредоносные существа, особенно опасные в лунные ночи, завлекали в воду путников, а летом выходили на землю. Жили водяницы на плакучих березах, и крестьянские девушки, желая их задобрить, связывали лентами березовые ветви, на которых духи любили качаться. Русалки также любили водить хороводы, куда заманивали парней и заставляли их танцевать до смерти. Они, например, могли стеречь поле, чтобы никто «колосьев не сломал, росы с них не стряс», могли наслать бурю, ливень или град. В Русальную неделю крестьяне устраивали ночные игрища у воды, бросали в реку венки, блины и яйца, чтобы умилостивить этих красавиц.

21 апреля. Родион‑ледолом, Ревучие ручьи, Руфа

Именины: Агав, Иван, Иродион, Келестин, Лука, Родион, Нифонт, Руф, Яков.

Православный календарь: День апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними.

Народные приметы: Если встреча красна солнца с месяцем добрая, будет ясный день и хорошее лето, а если худая, то жди ненастья и плохого лета. Если на Руфу будет теплый вечер и тихая ночь – к жаркому сухому лету. Если дубовый лист развернулся в заячье ухо, береза распускается, лягушка подала голос, а кроты и хомяки начали выбрасывать из своих норок землю – это знак, что надо сеять овес.

Народные поверья и обычаи: Этот день еще называли Родион‑выверни оглобли, так как впервые выезжали в поле: «На Родиона ставь соху, паши под овес. Хоть грязь топчи, а овес мечи». Посев овса продолжался до тех пор, пока цвели яблоки и груши.

По народному поверью в этот день «Солнце и месяц с первого мороза расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад и до весны не встречаются друг с другом. Солнце не знает и не ведает, где живет месяц, и месяц ничего не знает о солнце. А когда встречаются на Родиона, долго рассказывают о своем житье‑бытье: где были, что видели, что поделывали».

22 апреля. День Евпсихия

Именины: Авдиес, Вадим, Дисан, Евпсихий, Мариав.

Православный календарь: День мучеников Евпсихия; Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и 270 прочих; преподобномученика Вадима архимандрита и 7 учеников его.

Народные приметы: Если ком земли не рассыпается, пахать ее рано – почва сырая, а если рассыпается – время пахать.

Народные поверья и обычаи: На Евпсихия обходили родники и ключи, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» У каждой семьи был свой источник, который почитали, чистили, с заботой, с любовью брали из него воду, умывались и пили. В народе верили, что вода из этого источника приносит здоровье.

23 апреля. Терентий маревный

Именины: Александр, Африкан, Григорий, Зенон, Максим, Федор, Терентий, Яков.

Православный календарь: День мучеников Терентия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и 33 иных.

Народные приметы: Если в этот день солнце в голубых и розовых маревах, то год будет хлебородный, а если выкатится из‑за гор (горы) и, как на ладонь, на землю ляжет, то придется землю перепахивать, заново сеять.

Народные поверья и обычаи: На Терентия Маревного каялись грешные жены.

24 апреля. Антип половод, водопол, вудогон, половодье

Именины: Антип, Варсонофий, Иван, Мартиниан, Тихон, Харитон, Яков.

Православный календарь: День священномученика Антипы, епископа Пергама Ассийского, преподобных Иакова Железноборовского, Иоанна; святителя Варсонофия, епископа Тверского.

Народные приметы: Антип – самый последний срок половодья. Вскрываются реки, и вода бывает в разливе. Если на Антипа воды не вскрылись, то жди плохого лета. Если начинается полая вода и не видно птиц (чибиса и рыбатка), то это не настоящая полая вода. Снег после половодья – большой вред для озими.

Народные поверья и обычаи: По Антиповой воде гадали об урожае: если вода разольется во второй раз и больше, чем в первый, – уродится поздний посев. В этот день готовили старинное пиво.

«Старинное пиво»

Все основные компоненты для пива – вода, солод и хмель – должны быть высокого качества. Сначала подготавливают воду.

Вода.

Вода для пива должна быть мягкой. Вода, взятая из родника, пригодна для пивоварения, если она на зиму не замерзает, а летом вода в нем очень холодна, не содержит ни запаха, ни цвета, ни вкуса и очень чистая; если трава вокруг источника такой воды хорошо растет; если, налитая в сосуд, вода выделяет много пузырьков воздуха; если после кипячения воды нет осадка на дне и на стенках посуды или же его очень мало; если вода пенится от лимонного сока или уксуса, а сваренное в ней мясо или горох скоро делаются мягкими, рыба же твердеет.

Для приготовления пива брали воду от семи окрестных святых источников, добавляли в нее местную воду, а затем, помолясь, толкли в золотой ступе серебрянным пестом. Жесткую же колодезную воду кипятили с поташем, древесной золой.

Хмель.

Крестьяне говорили: «Уродится хмель – будет и пиво». Хмель – растение многолетнее, растущее 20–30 лет, двудомное, т. е. имеет мужские и женские цветки. Для пивоварения выращиваются только женские растения, соцветия которых должны быть неоплодотворенными. Цветки собраны в яйцевидные колосья, вырастающие в соплодия, называемые «шишками». Хмелевые шишки должны быть крупными, темно‑желтого цвета, иметь острый пряный запах. При растирании пальцами появляется мука – лупулин, в котором сосредоточены горькие вещества – важнейшая часть хмеля.

Созревает хмель с середины августа. Хмелевые шишки высушивали под навесом. Для хранения хмеля сбивали из толстых (лучше дубовых) досок квадратные ящики без дна шириной и высотой полтора метра, в которые вставляли мешки из холста и прибивали к стенкам. Ящик ставили под пресс. В мешок насыпали хмель, сверху клали сбитый из досок щит, чтобы он точно входил в ящик. Хмель прессовали настолько плотно, насколько это возможно. Затем насыпали новую порцию – пока мешок не заполнится. Тюки с хмелем зашивали и хранили в сухом хранилище.

Солод.

«Не учись пиво варить, а учись солод растить!» От солода зависит в болшей степени качество пива. Солод – проросшие зерна. Солод может быть ячменным, пшеничным, ржаным. Лучшее время для ращения солода – весна и осень.

Для пригодности ячменя к пивоварению надо отметить два важнейших признака: высокие всхожесть и энергия прорастания зерна, а также максимальное содержание экстрактивных веществ. Оценивают запах зерна, окраску, пленчатость, форму и величину, стекловидность и мучнистость, влажность. Зерна ячменя нужно выбирать светло‑желтого цвета, полные, одинаково спелые, жесткие, тяжеловесные. Поверхностная пленка зерна должна быть нежно‑морщинистой, внутренность зерна – белой, рыхлой, мучнистой, имеющий специфический, ячменно‑соломенный запах.

Для замачивания ячменя брали деревянный чан, который за несколько дней до этого заливался наполовину холодной водой. Зерно засыпали постепенно, при постоянном помешивании. Вода должна быть на 30 см выше зерна. Через несколько часов удаляли ситом всплывшие незрелые зерна, овес, горох, куколь, сорные травы. Зерна должны были напитаться водой. В теплое время воду сливали через каждые 12 часов и чан наполняли свежей водой, в холодное время – через сутки, причем удаляли вновь всплывшие зерна. Последняя вода должна быть прозрачной. Замачивание длилось от 2 до 5 дней, до полного разбухания зерна, когда шелуха легко отделяется от мякоти и между ногтями зерно гнется, не ломаясь. Раздавленное зерно оставляло на доске меловую черту.

Ращение зерна проводили в хорошо вентилируемом помещении – солодовне, где поддерживали температуру не выше 15 °C. Зерно рассыпали на полу ровным слоем не более 20–25 см и ворошили каждые 5–8 часов. С появлением корневых ростков слой зерна увеличивали до 35 см. Зерно начинало согреваться, но равномерным ворошением ему не давали нагреться более чем до 20 °C.

Ращение зерна прекращали, когда корневые ростки достигли 1,3–1,5 длины зерна, а перышко под кожицей достигло 0,5–0,6 длины зерна. Взятое зерно увлекает за собой еще 4–8 сцепившихся корешками зерен, зерна посолодели и утратили мучной вкус. Из более проросшего зерна получается более светлое пиво.

Соложение пшеницы производили так же, но это требовало большего внимания.

Сушили зерно под навесом или на чердаке при свободном доступе воздуха. Когда основная часть влаги испарилась, то досушивали зерно в сушильне, подняв температуру с 30 °C до 80 °C. Сушку прекращали, если солод получал характерный запах и ростки от трения в руках легко отделялись.

Хороший солод не должен падать на дно в воде, при раскусывании должен хрустеть, быть сладким и белым, с приятным запахом.

Для удаления ростков солод засыпали в сетчатый барабан и быстро вращали. Хранили солод в сухом помещении.

«Хороший солод, хорошо и смолот», говорит старинная поговорка. Солод крупно дробили для извлечения необходимых пиву веществ. В современных условиях это можно сделать в кофемолке или миксере с острыми ножами, а чтобы зерна не смололись в муку, их нужно опрыскивать водой. Ее берут 10–12 % от веса солода.

Дрожжи.

«На своих дрожжах и пиво крепче». Наряду с качеством воды, хмеля и солода при приготовлении пива немаловажную роль играет качество дрожжей. Вот несколько рецептов дрожжей домашнего приготовления.

Дрожжи из светлого хмеля.

Свежим хмелем плотно наполняли кастрюлю, заливали горячей водой, закрывали крышкой и варили 1 час. На 2 л процеженного теплого отвара хмеля добавляли 1 столовую ложку соли, 1 стакан сахара, 2 стакана пшеничной муки, хорошо перемешивали и ставили в теплое место на 36 часов. После чего добавляли две размятые вареные картофелины, перемешивали и оставляли в тепле на день. Готовые дрожжи разливали в бутылки и хранили в холодном месте.

Дрожжи из солода.

1. 1 стакан муки, 0,5 стакана сахара и 3 стакана солода заливали 5 стаканами воды. Все перемешивали и варили около часа. Остужали, разливали в бутылки, укупоривали их ватными пробками и ставили в теплое место на сутки, затем переносили в холод.

2. 1 стакан ржаной муки смешивали с 1 стаканом теплой воды и оставляли на 5–6 часов. Затем прибавляли 1 стакан пива и 1 столовую ложку сахара, размешивали и ставили в теплое место до начала брожения. Хранили дрожжи в холодном месте.

Осветление пива.

В промышленных условиях пиво перед розливом осветляют и фильтруют. В домашних условиях нет возможности провести тонкую фильтрацию пива. А во многих старых рецептах приготовления пива оно вовсе не фильтруется. По этому часто на Руси пиво было мутным. Неосветленное пиво может иметь неприятный вкус и плохо сохраняется. Для осветления пива использовали навар из льняного семени.

На 600 частей пива брали 1 часть льняного семени и промывали его в холодной воде. Слив муть, зерна заливали 12–14 частями свежей воды и кипятили около часа, подливая воду.

Густой навар, когда он настоится, сливали с семян и использовали для осветления пива. Этот навар вливали к суслу за полчаса до прибавления к нему хмеля. Все тщательно перемешивали при кипячении. Посторонние вещества, делающие пиво мутным, постепенно осаждались со свернувшейся слизью на дно котла. Осветление по этому способу происходило довольно быстро.

Вот несколько рецептов старинного пива, которые можно использовать в современных условиях.

«Пиво простое».

Сварить 45 г хмеля в 10 л воды, процедить через салфетку и, положив туда 1 кг патоки, опять вскипятить. Перелить в бочонок и поставить в холодное место для охлаждения.

Приготовить опару из 260 мл дрожжей и пшеничной муки аналогично опаре, приготовляемой для пирогов. Когда смесь в бочонке охладится, а опара подойдет, вылить ее в бочонок и хорошо размешать. Бочонок плотно закупорить и подержать 6 часов в тепле, а затем на 3 дня поставить в холодное место.

Потом разлить пиво по бутылкам, укупорить, залив пробки сургучом, смолой или воском.

«Русское пиво».

Разбавить в 20 л воды 4 кг меда, добавить 50 г хмеля и кипятить 1 час. Сусло процедить в бочонок, охладить, вложить 100 г дрожжей и подержать при комнатной температуре 5–6 дней с открытым отверстием для пробки. Затем бочонок закупорить и перенести в погреб или на ледник, где установить его пробкой вниз. Через 2–3 дня в бочонок ввинтить кран и пиво разлить в бутылки, которые плотно укупорить и поставить в погреб.

25 апреля. Василий‑парильщик

Именины: Акакий, Анфиса, Афанасия, Василий, Давид, Зенон, Иван, Исаак, Матвей, Мина, Сергей.

Православный календарь: День преподобных Василия, епископа Парийского, Исаака Сирина, Афанасии игуменьи.

Народные приметы: Василий‑парильщик землю парит. Если почва поспела – взбивай гряды.

Народные поверья и обычаи: В этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. В старину медведей называли берложниками. В народе говорили: «Не ходи в этот день в лес. Там старый космач проснулся, дерн разворачивает, добирается до слизней, до личинок, сытится». А заяц в эту пору «на слуху сидит» (не подпускает), бегает днем. Зайцу охотники кричали: «Заяц, заяц, выскочи из куста!» Заяц дорогу перебежал – к неудаче, беде.

26 апреля. День Фомаиды

Именины: Акакий, Артемон, Анфиса, Афанасия, Василий, Дмитрий, Зенон, Иван, Исаак, Матвей, Марфа, Мина, Сер гей.

Православный календарь: День священномученика Артемона, пресвитера Лаодийского; первомученицы Марфы; мученицы Фомаиды Египетской, мучеников Крискента, Димитрия Пелопонесского, Елевферия перса, Зоила, Феодосия.

Народные приметы: Медуница зацветает. Массовый вылет шмелей. Если распустилась ива, то зиме уже нет ходу до двора.

Народные поверья и обычаи: Считается, что молитва, обращенная к угоднице Фомаиде Египетской, помогает избавиться от блудной страсти.

Молитва угоднице Фомаиде Египетской об избавлении от блудной страсти.

«О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас, молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованней Тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и освобождение от плотския брани, и целомудренное житие, и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими благоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О, преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

27 апреля. Мартын‑лисогон. Вороний праздник

Именины: Азат, Александр, Антон, Валентин, Епифан, Евстафий, Иван, Мартин, Марианна, Христофор.

Православный календарь: День святителя Мартина, папы Римского; святого Александра; мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, Ардалиона,1000 Персидских мучеников и Азата скопца; первомученика Хрис то фора Савваита.

Народные приметы: Ранний взлет пчел – к красной весне. Если из березы течет много сока, то жди поздней осени. Если зацветает ветла и прилетели стрижи и ласточки, то пора в садах высаживать саженцы.

Народные поверья и обычаи: По народным приметам, Мартын давал начало первым грозам. С этого дня пара воронов стремительно летает друг над другом, то переворачиваясь на спину, то будто комом падая на землю. На высоком дереве они начинают вить гнездо. Ворониха усаживается, а ворон ей служит. Неразлучные навек, они первыми чуют дуновение весны. По народным приметам, вороны знают повадки друг друга, не покидают гнезда, если близко беда.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые норы. На Мартына‑лисогона на лисиц нападает куриная слепота. Лисы по три дня, по три ночи слепы и глухи и живут у своих нор. Страдали и люди куриной слепотой.

Лечение куриной слепоты.

При куриной слепоте, когда человек хорошо видит вечером, а также при свете лампы, но после заката солнца ничего не видит даже в очень лунную ночь, знахари советовали лечиться парами отвара печени. Для этого варили большое количество печенки (говяжьей или бараньей). Когда кастрюлю с только что сваренной печенкой снимали с огня, больной близко наклонялся над кастрюлей. Голову ему закрывали большой толстой тряпкой так, чтобы концы ее, свисая с головы больного, закрывали все стороны кастрюли с печенкой. Пар из кастрюли шел в лицо и лечил глаза больного. Помимо прогревания, больной должен был есть вареную печенку в течение двух недель.

28 апреля. Святой Пуд

Именины: Анастасия, Аристарх, Василиса, Виктор, Леонид, Пуд, Савва, Севастьян, Трофим, Федор.

Православный календарь: День апостолов от семидесяти Пуда, Трофима, Аристарха; мучениц Василиссы и Анастасии.

Народные приметы: Если на двор залетит пчелиный рой, то хозяину будет счастье.

Народные поверья и обычаи: На Руси верят: «Погожу полушубок снимать: придет Егорий (6 мая) сам батюшка с плеч сымет!» Пчельники в этот день осматривали пасеки и омшаники: «На святого Пуда доставай пчел из‑под спуда». Пчела считалась священным насекомым, Божьей угодницей. Она жалит только грешников.

На Пуда калины и рябины почки распускают. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины.

Настой из почек калины или рябины.

1 столовую ложку калины обыкновенной залить 1 стаканом кипятка. Настаивать, укутав, 2 часа. Полоскать горло несколько раз в день при ангине и принимать внутрь по 2 столовые ложки 3–4 раза в день при осиплости голоса.

29 апреля. Ирина‑урви берега, Ирина‑рассадница

Именины: Агапия, Василиса, Ирина (Арина), Галина, Ка ли да, Михаил, Леонид, Ника, Павел, Тимофей, Хариесса.

Православный календарь: День мучениц Агапии, Ирины, Хионии, Ники, Галины.

Народные приметы: Если развелось много хрущей, то жди засуху (хрущ – жук с пластинчатыми усиками). Гулкий гром – к ядреным хлебам.

Народные поверья и обычаи: Подмечали, что на Ирину подмывает водой берега. У мельников появлялась забота – не разнесло бы запруду. Крестьянки готовили семена на рассаду, высаживали в ящики капусту, огурцы: «Ирина‑рассадница – сей капусту на рассадниках». Мужики готовились к пахоте: «Пришла Ирина – пора орати, пахарей рати».

30 апреля. Зосима‑пчельник

Именины: Адриан, Азат, Акакий, Александр, Ананий, Ефрем, Семен, Зосима, Макар, Моисей, Роберт.

Православный календарь: День преподобного Зосимы, игумена Соловецкого; священномученика Симеона, епископа Персидского и иже с ними.

Народные приметы: Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод. Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся. На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.

Народные поверья и обычаи: Зосима – заступник пчеловодов. В этот день расставляли ульи на пчельнике. Пчел вывозили на пасеку с заговорами.

Заговор на пчел.

«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, принеси мед в свои ульи. Как осетр‑рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу Божию, летала бы на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божию, моя пчела летала бы со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садилась в свои ульи со всем смиренством, с плодом и повозом Богу на славу, а мне, рабу Божию, в пожиток, во веки веков. Аминь».

Материал создан: 14.08.2014



Хронология доимперской России