Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Месяцеслов на ноябрь

1 ноября. Проводы осени

Именины: Иван, Иоиль, Евсевий, Клеопатра, Леонтий, Увар, Феликс, Флор.

Православный календарь: День пророка Иоиля, преподобного Иоанна Рыльского; блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна; Святого праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца.

Народные приметы: Если в этот день холод и снег, весна будет поздняя и холодная; если оттепель – зима и весна будут теплые.

Народные поверья и обычаи: 1 ноября отмечали проводы осени. По народному поверью, в этот день «баламутит конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней. Покой старых кобыл рушит. Гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А еще сорока‑болтунья, хлопотунья доводит домового. Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься».

Праведному Иоанну Кронштадтскому молились о защите от уныния.

Молитва святому праведному Иоанну

Кронштадтскому, защищающая от уныния.

«Господи! Имя Тебе – любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека. Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе – Милость: не преставай миловать меня!»

2 ноября. Артьмьев день. Садок

Именины: Артемий, Герасим, Матрона, Садок.

Православный календарь: День великомученика Артемия; праведника Артемия Веркольского; мученика Садока, епископа Персидского.

Народные приметы: Если белки делают большой запас орехов, то жди холодной зимы.

Народные поверья и обычаи: Это день атаманов, воинских предводителей. Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает волчица. Этот человек близок по духу лесу, зверям, птицам. О нем говорят: «Волчий корень ему покорен, волчье лыко – его улыбка, мати зверям – волчица – его заступница».

Великомученику Артемию молились при желудочных заболеваниях. Об избавлении от случайной смерти молились Садоку, епископу Персидскому, принявшему мученическую смерть около 311 года. Этот святитель в предсмертной своей молитве просил Господа Бога, чтобы молящиеся от его имени получали спасение.

Молитва святому Садоку об избавлении от случайной смерти.

«О, преславный священномучениче Садоке и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь»

3 ноября. Илларион

Именины: Аза, Варух, Гай, Дасий, Иван, Изот, Илларион, Сильвия, Сократ, Федот, Феофил, Филофей, Яков.

Православный календарь: День преподобных Иллариона Великого, Феофила и Иакова Омучских, Иллариона, епископа Меглинского.

Народные приметы: Если с дерева лист не чисто спадает, то будет холодная зима.

Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «В Ларионов день в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам».

4 ноября. Зимняя (осенняя) Казанская

Именины: Александр, Аверкий, Анна, Антонин, Анфиса, Гликерия (Лукерья), Денис, Ираклий, Елизавета, Карл, Константин, Максимилиан, Мартиниан, Павел, Федор.

Православный календарь: День равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца; мучеников Александра епископа, Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии, Гликерии. Празднование иконы Казанской Божией Матери.

Народные приметы: Что Казанская покажет, то и зима скажет. Если на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зимушка придет. Если на Казанскую будет ясный день, то жди похолодания.

Народные поверья и обычаи: Это важная дата в народном календаре. День Казанской Божией Матери празднуют два раза в году (первый – 21 июля). Во многих деревнях и городских приходах на Казанскую приходится престольный праздник и разгар осенних свадеб. Считается, что жениться на Казанскую – быть счастливым, но в дальний путь в этот день отправляться не следовало. В деревнях устраивали на Казанскую пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся с летних работ.

Казанскую Богоматерь считают помощницей в лечении глазных болезней. Под сводами Казанского собора каждый воскресный и праздничный день звучит молитва.

Молитва Казанской Божией Матери.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице!»

5 ноября. Яков

Именины: Игнатий, Максим, Никифор, Яков.

Православный календарь: День святого апостола Иакова, брата Господня по плоти; преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца; святителя Игнатия, патриарха Константинопольского.

Народные приметы: Если Яков, брат Божий, крупицу‑град пошлет, то зима встанет на ноги на Матрону (22 ноября).

Народные поверья и обычаи: На Руси Яков почитается как «кователь русского Духа‑Разума, русской Соборности». В этот день от Казанского пирога «закармливали» землю.

Крестьяне верили в то, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба, когда об этом думаешь, когда не забываешь поле и наведываешься к нему осенью, когда оно голо и взять с него нечего. Разламывая кусок пирога и раскидывая по полю, крестьяне ждали, когда зимние птицы – снегири, свиристели, чечетки, вьюрки – прилетят к полю и своими голосами успокоят землю.

6 ноября. День Арефы

Именины: Афанасий, Акакий, Аресий, Синклитикия, Папий, Феофилакт.

Православный календарь: День мученика Арефы; преподобного Феофилакта Затворника; мученицы Синклитикии. Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Народные поверья и обычаи: Икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» считают избавительницей от скорби и болезней. В этот день девицы собирались прясть: «Светец – отрада девиц». Пряли девушки и тихонько рассказывали друг другу страшные истории о том, например, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратится в любимого, по ком тоскует женщина.

Светец.

Светец – приспособление для укрепления горящей лучины, один из хрестоматийных символов крестьянского быта. Светец и лучина – непременные спутники прях. Прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти, длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 года.

Светец представлял собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявщим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.

Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок» завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар‑птицы». Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.

7 ноября. Почитание Красной горки

Именины: Анастасий, Маркиан, Мартирий, Савин, Тавифа, Хрисанф.

Православный календарь: День мучеников Маркиана и Мартирия; мученицы Анастасии; праведной Тавифы.

Народные приметы: Если осиновые листья ложатся лицом вверх, то зима будет морозная, навыворот – зима будет мягкая.

Народные поверья и обычаи: Утро этого дня дождем заливает, снегом заметает, а рассвет‑то сумеркам под стать. По народному поверью, в этот день плачет божий свет. В этот день бабы голосили, припадая к могилам, о своих ушедших родных, осуждали шумных и болтливых людей: «Утишь свою поступь, не греми словами‑то!»

8 ноября. Дмитриев день. День поминовения предков. Дмитриевская суббота

Именины: Афанасий, Антон, Василий, Дмитрий, Иосаф, Луп, Митродор, Феофил.

Православный календарь: День великомученика Димитрия Солунского; преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского.

Народные приметы: Если Дмитриев день со снегом, то и Пасха со снегом. Если оттепель на Дмитрия, то зима и весна тоже будут теплыми.

Народные поверья и обычаи: Дмитрия Солунского считают покровителем русского воинства. В Дмитриев день бывали братчины – сообща варили пиво, им же угощались. На Дмитрия поминали умерших «родителей» – предков.

Поминовение умерших «родителей».

В определенные дни, особенно субботы, совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот (мясопустная вселенская суббота, троицкая вселенская суббота, дмитриевская суббота и т. д.).

В субботу перед днем святого Димитрия совершается поминовение по всем усопшим. Установил это поминовение великий князь Дмитрий Донской, который, одержав победу в 1380 году над Мамаем (Куликовская битва), положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы.

Как поминать? В каждом православном молитвослове в конце утренних молитв помещены молитвы за живых и усопших. В родительскую субботу нужно читать это поминовение за своих почивших сродников, называя их имена.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угостить пришедших повкуснее, посытнее. Традиционными поминальными блюдами считаются на Руси блины и кисель. Во время поминовения принято оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд. Это очень древний обычай.

Блины.

У древних славян, обожествлявших солнце, блин олицетворял это божество. Вероятно, слово «блин» от «млин» – молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой муки, пекущейся на сковороде, смазанной маслом. Каких только блинов не было! Молочные и яичные, на дрожжах, опаре, из гречневой муки и ржаной, пшеничные и овсяные, с припеком, двумя припеками. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба. Блины – поминальное кушанье. Первый блин, испеченный за упокой, клали на слуховое окошко «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу, потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!»

Правильно готовят блины так. Сковороды перед выпечкой не моют, а лишь прокаливают, посыпав на дно ложку крупной соли, затем протирают сухой чистой салфеткой и смазывают растительным маслом – иначе блин получится комом.

Рецепт «Блины дрожжевые».

25 г дрожжей, 700 мл молока, 1/8 стакана муки, 1 столовая ложка сахара, 4 яйца, 4 столовые ложки сливочного масла.

Развести в 300 мл теплого молока дрожжи, всыпать муку, размешать, дать подойти. Добавить оставшееся теплое молоко, сахарный песок, яйца, растопленное сливочное масло, дать подняться, испечь блины. Подать к столу, посыпать сахарным песком.

9 ноября. Зарок на Параскеву

Именины: Андрей, Еротида, Капитолина, Леокадия, Марк, Нестор.

Православный календарь: День преподобного Нестора Летописца, Печерского; мучениц Капитолины и Еротииды; мученика Марка; благоверного князя Андрея Смоленского.

Народные приметы: Если с деревьев лист не чисто опадает, то жди холодную зиму.

Народные поверья и обычаи: В старину в этот день начинали ткать «обыденную пелену». С 9 ноября на 10 ноября женщина должна была в глубоком молчании, средоточии выполнить нелегкую работу во имя выздоровления близкого человека, на исполнение заветных дум. По народному поверью, «когда непременно достойное в думах своих несешь желание, когда в доме твоем кто‑то болен и это горько тебе, то прими зарок, возьми на себя дело и в молчании, средоточии исполни». Надо было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат. Приходили помочь родственницы. Утром на Параскеву Пятницу несли готовый плат святить в церковь.

10 ноября. Параскева Пятница

Именины: Арсений, Анна, Валентина, Георгий, Дмитрий, Иван, Иов, Кириак, Максим, Мануил, Николай, Нит, Прасковья, Степан, Терентий.

Православный календарь: День великомученицы Параскевы, нареченной Пятница; мучеников Терентия, Неониллы; святителей Арсения, архиепископа Сербского, Димитрия, митрополита Ростовского; преподобного Иова, игумена Почаевского.

Народные приметы: Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Народные поверья и обычаи: На Руси особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Пятница – день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны. Женщины считали Параскеву своей заступницей: она покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. На иконе Параскева изображается суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венком на голове.

В день памяти Параскевы в церковь для освещения приносили плоды, которые как святыня хранились до следующего года. Крестьяне чтили родники Параскевы. По древним преданиям, именно в их воде являлась людям икона Параскевы. Бабы бросали в воду кудель: «Матушке Пятнице на становину!» К родникам Параскевы приводили матери своих больных детей, умывали их освященной водой, и отступали детские болезни, осенняя простуда.

В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин называли «долговязая пятница») с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен. По народному поверью, она является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день.

Параскеву, наряду с Богородицей, считали покровительницей брака и родов. Ее называли «повивальной бабкой», которая занималась повоем («повой» – помощь женщине при родах; «повивать» – принимать младенца). Девушки просили Параскеву о замужестве: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее», «Девята Пятница – Прасковея, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее», «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться», «С мужем – нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой – хоть волком вой». В день святой Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова. Образ Параскевы объединялся в народном сознании с образом Богородицы:

«Стояла милослива жена да милосердна

Во край пути да край дорози.

Во сне ей и Пятница явилась,

Сама пресвятая Богородица…»

По древним верованиям, святая Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, также как и образ Богородицы. Существовало поверье, что в пятницу, на «матушку Прасковью», грехом было «тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение». К святой Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с «легкой рукой» выходила ночью в поле, сжинала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: «Пятница – Параскева – матушка. Пошли рабам Божиим без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретиц».

В день памяти святой Параскевы в церковь приносили для освящения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах как священные предметы до следующего года. Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа.

Она считается целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов: «от дьявольского или нечистого наваждения», «от корчей и трясучек», от лихорадки, зубной или головной боли. В честь святой Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя таким образом от разных болезней: «Спасительница наша во дни и минуты горестные, во мгновения раздорожия духа нашего – она приходит к нам незримо и указует ступить тихохонько, но туда, где она уже развела беду руками своими. И чисто это место. Подняло оно нас с колен, пустило вновь в жизнь».

Часто подобные «молитвы» привязывались к голове для исцеления от головной боли; чтобы освободиться от нечистого духа, ставились свечи перед иконой святой Параскевы Пят ницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным. В день святой Параскевы исполнялся обычай «пронимания» (протаскивания) больных через распиленные и расщепленные деревья – с развилкой ветвей или «воротцами», образованными вросшим обратно в ствол суком, с целью исцеления. При этом к таким деревьям приносился образ Параскевы Пятницы и совершались «молебные пения».

Святая Параскева считалась покровительницей воды. Об этом говорят народные поверья об иконах Параскевы Пятницы, «явленных» на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При таких источниках и колодцах, называемых в народе «пятницкими» или «Пятницами», вешались иконы святой Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую, Ильинскую пятницу и день Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от разных болезней.

Существует множество народных легенд о чудесах исцеления больных.

Водой омывали больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Заболевший человек «завечался на пятницу» – обещал сходить к источнику святой Параскевы и бросал в него какой‑нибудь «завет» – жертвенное приношение Параскеве. Самыми распространенными «заветами» были деньги, предметы одежды с заболевшей части тела, полотенца. Считалось, что принесенный «завет» дойдет до Параскевы и она поможет выздоровлению.

Покровительствовала Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другой в течение девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки.

В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница, и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением.

По народному поверью, святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Одних она наказывает, а других милует. Само название Пятницы указывало на тот день недели, в который следует почитать святую Параскеву. Поэтому в течение года праздновали не только день святой Параскевы, но и чтили также «временные» или «именные» пятницы, которые отмечались перед главными годовыми праздниками:

1‑я пятница – в первую неделю Великого поста;

2‑я – перед Благовещеньем;

3‑я – на Страстной неделе;

4‑я – перед Вознесением;

5‑я – перед Троицей;

6‑я – перед Рождеством Иоанна Предтечи (Иван Купала);

7‑я – перед Ильиным днем;

8‑я – перед Успением Богородицы;

9‑я – перед днем Кузьмы и Демьяна;

10‑я – перед днем Архангела Михаила;

11‑я – перед Рождеством Христовым;

12‑я – перед Богоявлением.

В эти пятницы человек должен был поститься и молиться: «Кто эти пятницы почтет постом – молитвами, земными низкими поклонами, тот человече во Христа имя записан буде. Кто эти пятницы не станет постить и постом, и молитвами, ежели в те пятницы муж жене приближен будет, зародится от них детище недоброе, либо вор, либо плут, либо пьяница, клеветник, еретник или душам пагубник».

Чтобы не разгневать святую Параскеву Пятницу, необходимо было в день ее памяти и в другие пятницы соблюдать определенные обычаи и не нарушать запретов. В этот день

бабам нельзя было заниматься ручной работой: «белье в воде не мыть, вальками у воды не стучать, веретеном свет белый не сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь, мол, сорок грехов. А милостивая Параскева осердится да и превратит девку, что голову чесала или мыла в святом роднике, в лягушку. Почто, мол, ослушалась заветов стародавних! По что загрязнила, беспокоем тронула тихие заводи!»

Не разрешалось купаться и купать детей, чтобы «ребенок не сохнул». Если ребенка все‑таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал «сушец», выполняли следующий обряд: мать отдавала своего ребенка посторонней женщине, та подходила с ним к окну и продавала его за грош матери. Мать, взяв своего ребенка через окно, платила деньги. Этот грош получившая его женщина должна истратить в пользу святой Параскевы Пятницы. В этом обряде продажа и выкуп ребенка делает его «чужим», «новым», «вновь купленным», что снимает с него кару за купание в недозволенный день.

По народному поверью, в случае непочитания дня Параскевы Пятницы она сурово карает ослушавшихся – сдирает кожу с женщин, которые ткали полотно в пятницу и вешает ее на станок; на обеих руках скручивает пряхам пальцы, покрывает заусенцами, не приходит на помощь роженице, если та не соблюдала заповедей Параскевы; отнимает зрение (но может вернуть здоровье, избавить от смерти, если человек принесет ей извинения и помолится у иконы святой Параскевы, в противном случае его ожидает несчастье). Известна легенда о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку, и с тех пор лягушки и появились на земле.

11 ноября. Анастасия‑овчарница, Авраамий‑овчар

Именины: Анна, Анастасия, Авраамий, Астерий, Афанасий, Герман, Кирилл, Клавдий, Мария, Мелитина, Мина, Неон, Тимофей.

Православный календарь: День первомученицы Анастасии Римляныни; преподобных Авраамия, Анны.

Народные приметы: Если ляжет иней, то будет сухая и солнечная погода.

Народные поверья и обычаи: Анастасия – заступница овец. В этот день стригли овец и говорили: «Руном с овцы одевались и отцы». Анастасия‑овчарница «пастухов потчует». В этот день пастухов угощали пирогами, молоком, медом. В прежние времена на Руси работа пастуха была почетной, ведь пастухи знали, как сохранить скотину, как приумножить крестьянское хозяйство.

12 ноября. Зиновей. Синицын день

Именины: Артемий, Александр, Анастасия, Евтропия, Еле на, Зиновий, Зиновия, Иосиф, Макар, Марк, Максим, Се мен, Степан, Юлиан.

Православный календарь: День священномученика Зиновия, епископа Егейского и сестры его мученицы Зиновии; апостолов от семидесяти Тертия, Марка, Иуста и Артемы; мученицы Анастасии Солунской.

Народные приметы: В этот день прилетают в сады снегири, синицы, щеглы. Если прилетели синицы, то скоро жди пороши:«Синица – порошам вестница».

Народные поверья и обычаи: Зиновий – праздник синиц. Эту птицу в народе называли «девятисловой»: «Не много зинька ест‑пьет, а весело живет», «Ведает она и смехом, и слезами и знает ласковое верное слово». По народному поверью, синица может сказать, быть ли задуманному, ждать ли счастья, идет ли беда. Поэтому крестьяне «привечали» эту птицу: кормили крошками хлеба, привязывали кусочки сала к ветке дерева.

13 ноября. Юровая

Именины: Авраамий, Артемий, Амплий, Варнава, Василий, Герман, Демьян, Доримедонт, Епимах, Кузьма, Мавра, Никодим, Наркисс, Николай, Роман, Савва, Спиридон, Стахий, Степан, Трофим, Урван, Федор.

Православный календарь: День апостолов от семидесяти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула; мученика Епимаха; преподобных Спиридона и Никодима Пе черских.

Народные приметы: Если дождь мелко сеется, то надолго затянется.

Народные поверья и обычаи: Праздник рыболовов. О рыбалке говорили: «Воды – не нива, не орешь их, не сеешь, а сыт бываешь». Накануне Кузьминок переводили кур в зимние закуты, метили старых и слабых.

14 ноября. Кузьма и Демьян. Кузьминки

Именины: Агриппа, Адриан, Давид, Дасий, Демьян, Денис, Иван, Кесарь, Кузьма, Кириена, Прокопий, Савва, Савиниан, Федор, Феодотия, Юлиания, Яков.

Православный календарь: День святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, мучеников Иоан на епископа и Иакова пресвитера; мучениц Кириены и Иулиании.

Народные приметы: Снег в этот день обещает большой разлив весной. Из Кузьмы‑Демьяновой кузницы мороз с горна идет. Не заковать реку без Кузьмы и Демьяна. Кузь ма‑Демьян из осеннего перепутья путь правят.

Народные поверья и обычаи: Кузьму и Демьяна считают покровителями кузнецов, ремесленников, семейного очага и продолжения рода. Им молятся как врачевателям‑«бессребреникам», помогавшим в недуге людям и животным и не бравшим плату за свой труд.

Воспринимались Кузьма и Демьян и как покровители скота: «Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птичка во славу его, пречистаго владыки, его же и человека ради». По это му в их день прикармливали дворового («лихого»), следящего за домашним скотом. Если во дворе заводился «лихой», то брали помело, садились на нелюбимую дворовым лошадь и ездили на ней по двору, при этом махали по воздуху помелом и кричали: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». Другое помело обмакивали в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину, с которой «лихой» сбегает со двора. К Кузьме и Демьяну обращались и пастухи с просьбой сохранить скот.

Покровительствовали Кузьма и Демьян и полевым работам. Так, при засеве к святым обращались: «Кузьма‑Демьян – матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» Ко дню Кузьмы и Демьяна приурочивались домолотки; в деревнях, в основном, заканчивалась молотьба и принято было варить кашу. В этот день хозяин на гумне после заговора, обращенного к овину, говорил: «Кузьма‑Демьян, батюшка ремесленный, пошли, Господи, счастья и талантов, для всех доброе здравие, для всех братцев, сестриц и для всей нищей братии».

С днем осеннего Кузьмы и Демьяна связана народная традиция начинать обучение детей грамоте, отчего, по‑видимому, и происходит обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума к учению грамоте».

По народным представлениям, Кузьма и Демьян – покровители лекарей и знахарей, поэтому нередки обращения к ним в заговорах от различных болезней. Они могли помочь вылечить скотину «от ногтя» (падучей болезни), отговорить человека «от уроков» (сглаза), защитить от укуса змеи. Отводилась определенная роль Кузьме и Демьяну и в поминальных обрядах: «Ешь кутью, поминай Кузьму».

Заговор от грыжи.

«На престоле Господнем есть священномученик Христов Анти па, исцелитель зубной, и бессребреники Христовы Козьма и Дамиан. Исцелите скорбь и болезнь зубную и грыжу белую.

Заговор от зубной боли.

«Батюшка Козьма‑Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли».

Праздник «Кузьминки».

День Кузьмы и Демьяна был крестьянским праздником завершения молотьбы. Он начинался с принесения петуха в жертву овиннику‑хранителю овина, который, по поверью, сушил зерновой хлеб.

В этот день готовилась каша из зерен нового урожая, благодаря чему Кузьму и Демьяна называли «кашниками». Устраивалась деревенская братчина с домашним пивом. С утра все пожилые мужчины и женщины варили пиво у себя дома, а под вечер большаки со своими хозяйками ходили по гостям «для пира». Парни делали свою братчину. Гулянье, но без вина, было и у девушек‑невест.

Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» (братчину) и зазывали так: «Матушка Кузьма‑Демьян, скуй нам свадебку крепко‑накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма‑Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!»

Для празднования «Кузьминок» заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Особенностью сбора продуктов было то, что хотя бы часть из них должна была быть похищенной у кого‑либо. Веселились на Кузьминках до нескольких дней.

На Кузьминки девушка‑невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила обрядовую еду для семьи и угощала всех. Утром на голодный желудок съедали круто сваренное яйцо, чтобы оградить тем самым себя от бесплодия (яйцо считается символом магических сил плодородия). Среди обязательных блюд была куриная лапша: «На Кузьмодемьяне курицу на стол».

Обряд «Куриные именины».

Обрядовые блюда на Кузьминках, приготовленные из курицы, соотносятся с народным представлением о Кузьме и Демьяне, как о «курьих богах», охраняющих кур, «курятниках». Обряд «Куриных именин» справлялся на Руси издавна. Женщины собирались с курами около церкви Космы и Дамиана. После обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур родным в виде подарков. В деревнях и селах женщины приходили с курами на боярский двор и «с челобитьем» подносили их своей боярыне на «красное житье». Боярыни одаривали крестьянок лентами на «убрусник» (платок, полотенце). «Челобитных кур» обхаживали: кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Приносимые этими курами яйца считались целебными: ими кормили больных, страдающих желчной болезнью.

В деревнях этот день служили молебны в курятниках или около них, окропляли домашнюю птицу святой водой: «На Кузьму‑Демьяна – курица именинница, и ей Кузьме‑Демьяну помолиться надо». Кроме того в этот день резали кур, принося жертву Кузьме и Демьяну – покровителям кур, способствующих тому, что в течение всего года в крестьянском хозяйстве будет вестись птица.

Эта жертва готовилась с весны, когда собирали по деревне яйца, по два от хозяйки: «Пожалуйте мне курочку да кочетка!» Яйца обязательно клали за пазуху. Собрав штук двадцать пять яиц, возвращались домой; после заката солнца яйца складывали в шапку, молились Богу, садились на лавку и, держа шапку перед собой, говорили: «Матушка Кузьма‑Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!» После этого яйца клали в гнездо, устроенное в кошелке, и сажали курицу. А осенью, в день Кузьмы и Демьяна, выполняли обряд: резали и жарили курицу и петуха, либо двух петухов, съедали их. После этого надламывали или провертывали дыры у них на «кобылках» (грудных птичьих костях), бросали в курятник и верили, что на следующий год все молодые куры будут с кривыми или дырявыми «кобылками».

Вторым ритуальным блюдом была каша. По преданию, Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы. Они просили только каши. Поэтому святых Косму и Дамиана часто называли «кашниками», а «домолотная каша» являлась обязательным блюдом для молотильщиков, которую они требовали от хозяев при окончании работы. Домолачивая последний овин, говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Садясь за трапезу, приглашали и святых угодников: «Кузьма‑Демьян, приходи к нам кашу хлебать».

На Кузьминки девушки варили кашу в нескольких горшках и ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом. Эту кашу продавали парням за несколько копеек, накладывая в мисочки, а полученные деньги делили между собой.

Для угощения на Кузьминки девушки варили козьмодемьянское пиво, но сами пили сладкий солод.

Кузьминская вечеринка.

После угощения начинались «поцелуйные» игры молодежи. Играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре.

Кроме игр, на кузьминских вечеринках принято было танцевать и петь песни:

«На Кузьму, Кузьму‑Демьяна,

На девичий праздник

Тут и девушки играли,

Ванюшку увидали.

Он не в шубе, не в кафтане,

В белом балахоне».

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» – воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

На второй день наряжались во все красное – цвет брака, солнца, жизни. Красный цвет Кузьминок символизировал осенний свадебный сезон. Поэтому в народе говорили: «Кузьма‑Демьян пришел – на свадьбу повел!» Известно множество свадебных песен с припевом: «Ты, святой Кузьма‑Демьян, скуй нам свадебку крепкую, лепкую!»

Обряд «Свадьба».

Вечером в последний день Кузьминок исполнялся обряд «Свадьба и похороны Кузьмы‑Демьяна», который заключался в следующем: девушки изготавливали чучело – набивали соломой мужскую рубаху и штаны, приделывали к ним голову. Надевали на чучело «чапан» (верхнюю одежду из сукна), опоясывали его кушаком, обували в старые лапти. Затем происходило «потешное венчание» – чучело усаживали посреди избы и «женили Кузьку» на одной из девушек; затем укладывали его на носилки, уносили в лес, где его раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали ее.

15 ноября. Акундин день

Именины: Акиндин, Альберт, Домна, Домнина, Маркиан, Пигасий, Филогоний.

Православный календарь: День мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидофора, Анемподиста; преподобного Маркиана Киринейского.

Народные приметы: Если в Акундин день облака редкие, то жди холодов.

Народные поверья и обычаи: В Акундин день устраивали молотьбу. С Акундина дня по деревням постоянно слышались перестуки мялиц и цепов. Обминали коноплю и лен, продолжали обмолачивать хлеб.

С этого дня особенно чтились обряды оберега зерна в закромах, оберега света, ведь темнеет рано, и надо запастить впрок свечами и лучинами. Об этом дне были указы в древних календарях: «Акундин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит».

16 ноября. Агапий Кросенный

Именины: Агап, Аифал, Акепсим, Анна, Аттик, Андрон, Гертруда, Георгий (Юрий, Егор), Дасий, Евдоксий, Евстрат, Илья, Иосиф (Осип), Марин, Океан, Перепетуя, Светлана, Федор, Федот, Феодотия.

Православный календарь: День мучеников Акепсима, Иосифа и Аифала; мучеников Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона; преподобной княжны Анны.

Народные приметы: Если лист отпадает слабо, то морозы наступят не скоро.

Народные поверья и обычаи: На Агапия Кросенного устраивали праздник ткачих. Девушки показывали свое мастерство, которое строго оценивалось будущими свекровями. В народе говорили: «Льняное золото растит девку царевной. Неумехам да нерадивицам добрая судьба сама не выткется».

17 ноября. Еремин день

Именины: Аникий, Ерм, Иван, Иоанникий, Клементина, Мер курий, Никандр, Порфирий, Симон, Федор.

Православный календарь: День преподобного Иоан ни кия Великого; священномученика Никандра, епископа Мирского и Ермия пресвитера; преподобного Меркурия Печерского.

Народные приметы: Если кроты и мыши делают большие запасы, то зима будет суровая и снежная.

Народные поверья и обычаи: В этот день за порогом крутит, мутит, беспутит: «Пришел Ерема – сиди дома». На Ерему из дома не отдавали ни огня, ни уголья, иначе «выведешь» из дома счастье и привлечешь нечистую силу: «Светец лучину крепко держит. Чтоб ни нагаринки из избы не утянула нечистая сила».

18 ноября. Галактион. День Млечности

Именины: Галактион, Григорий, Гай, Доминин, Дорофей, Епистима, Ерм, Иона, Картерий, Кастор, Памфил, Ти мо фей, Феофил, Филолог.

Православный календарь: День мучеников Галактиона и Епистимии; святителей Ионы, архиепископа Новгородского, Григория, архиепископа Александрийского; апостолов от семидесяти Ерма, Патрова, Лина, Гайя, Филолога.

Народные приметы: Начинают менять шубки зайцы‑беляки, белки, ласки. Прилетают в середине месяца хохлачи‑свиристели, щуры, пеночки, клесты и другие зимующие птицы.

Народные поверья и обычаи: На Галактиона девицы молили Бога послать им хороших женихов. Они верили, что в этот день «катится по белому свету чье‑то призрачное счастье, под стать кольцу обручальному».

19 ноября. Павел‑исповедник

Именины: Александра, Афанасия, Варлаам, Виктор, Герман, Евдоксий, Ефросинья, Клавдия, Лука, Матвей, Мат ро на, Никандр, Павел, Полактия.

Православный календарь: День преподобных Варлаама Хутынского, Луки Печерского; святителя Германа, архиепископа Казанского; мучениц Александры, Клавдии, Афанасии, Матроны, Евфросинии; святителя Павла, патриарха Кон стан тинопольского.

Народные приметы: Если на Павла‑исповедника снег, то вся зима будет снежная. Если лед на реке грудами, то и хлеб будет пудами.

Народные поверья и обычаи: На Павла просили прощения у близких, каялись в грехах, исповедовались «во спасение души».

Покаяние (Исповедь).

Покаяние – Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал святым апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Пришлите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23).

В православных храмах ежедневно совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший церковным пастырям право отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих».

Нужно подойти к священнослужителю при аналое, на котором находятся Крест и Евангелие. Перед исповедью священнослужитель прочтет начальные и другие молитвы. После этого нужно исповедовать Богу свои грехи. На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога. После этого священнослужитель возложит на голову епитрахиль и прочтет разрешительную молитву.

В некоторых случаях священник может назначить кающемуся епитимию – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святым местам – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию нужно выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Нельзя приступать к Таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‑нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 24). Если этот человек уже умер, то надо помолиться о упокоении его души.

Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди – по крайней мере, не реже одного раза в месяц.

20 ноября. Федот‑ледостав

Именины: Аникита, Антонин, Афанасий, Валерий, Гигантий, Григорий, Диодот, Дорофей, Евгений, Епифан, Зосима, Илларион, Касиния, Кирилл, Клавдиан, Лазарь, Логин, Максимилиан, Никандр, Никон, Таврион, Федор, Федот, Фемелий, Феодул, Феофил.

Православный календарь: День преподобных Лазаря Галисийского, Зосимы Ворбозомского, Кирилла Новоезерского; мучеников Феодота, Касиании, Антонина.

Народные приметы: Если на Федота ручьи и реки льдом покроются, то быть скорой и прочной зиме.

Народные поверья и обычаи: На Федота крестьяне ждали: «Лишь бы Федот льдом воду залатал».

21 ноября. Михайлов день

Именины: Альберт, Варахиил, Гавриил, Еремей, Марфа, Михаил, Рафаил, Уриил.

Православный календарь: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Народные приметы: Со дня Михаила‑архангела зима берет силу, «морозы кует». Если на Михайлов день закует мороз, то на Николу (19 декабря) раскует (будет оттепель). Если с утра иней на деревьях, то жди больших снегов, а если туман – оттепели.

Народные поверья и обычаи: Михайловы оттепели, михайловские грязи. С Михайлова дня скот загоняли на зимний корм и праздновали престолы, братнины, свадьбы – последние шумные осенние гулянья перед Рождественским постом или, как его называют в народе, Филипповками (день апостола Филиппа 27 ноября).

22 ноября. Матрона

Именины: Александр, Антон, Артамон, Евстолия, Ефим, Иван, Мавр, Матрона, Наркисса, Неофит, Онисифор, Порфирий, Семен, Тимофей, Феоктиста, Христофор, Элладий.

Православный календарь: День мучеников Онисифора и Порфирия; преподобных Матроны и Феоктисты.

Народные приметы: Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели. Какой иней на деревьях, такой и цвет на хлебе. Облачная, снежная погода – к ненастному маю, иней – к урожаю овса, дождь – к урожаю пшеницы. Если в этот день гусь выйдет на лед, то жди оттепели.

Народные поверья и обычаи: С Матроны зима встает на ноги, крепчают морозы: «Матрена зиме вспять повернуть не дает». Крестьяне готовилсиь к Филипповкам – Рождественскому посту.

23 ноября. Ераст и Родион

Именины: Ераст, Ефрем, Кварт, Константин, Лукреция, Нестор, Олимп, Орион, Родион.

Православный календарь: День святых апостолов от семидесяти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Квар та) и Тертия; мучеников Константина, Ореста врача.

Народные приметы: На Ераста зима себя «кажет»: «Ераст на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу». Если с утра большой туман, то жди оттепели. Если после михайловского мороза появится на деревьях иней, то жди больших снегов. Если в этот день идет дождь, то зима будет грязной и малоснежной до Митрофана (6 декабря).

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне освящали в церкви хлеб с большим куском соли. По народному поверью, это приносило здоровье домашнему скоту. Если корову зимой продавали, то покупатель был вправе потребовать к ней хлеба, освященного на Ераста.

24 ноября. Федор‑студит

Именины: Виктор, Викентий, Максим, Мартирий, Мина, Степан, Степанида, Федор.

Православный календарь: День великомученика Мины; мучеников Виктора, Викентия; блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца; преподобного Мартирия Зеленецкого; мученицы Стефаниды, преподобного Феодора Студита.

Народные приметы: Короткие оттепели – к позднему лету. Если этот день теплый, то зима будет теплая, если холодный – холодная.

Народные поверья и обычаи: С этого дня начинались устойчивые морозы: «На Студита стужа, что ни день, то лютей да хуже». «Федор‑Студит – землю студит, ветры при нем голодные волками воют».

25 ноября. Иван Милостивый

Именины: Арсакий, Афанасий, Ахия, Иван, Иона, Леонард, Манефия, Никифор, Нил.

Православный календарь: День преподобного Нила постника; блаженного Иоанна Власатого, Ростовского; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.

Народные приметы: Если идет дождь на Иоанна Милостивого, то до Введения (4 декабря) будут оттепели.

Народные поверья и обычаи: К Ивану Милостивому заканчивались свадьбы. Девушкам, оставшимся без женихов, приходилось ждать Масленицы или Красной горки – новых свадебных циклов.

26 ноября. Иван Златоуст

Именины: Антонин, Герман, Иван, Леонард, Манефия, Никифор.

Православный календарь: День святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского; мучеников Ан то ни на, Никифора, Германа; мученицы Манефы.

Народные приметы: Вороны каркают к оттепели.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, «На Ивана Златоуста созывает зима свою свиту: вьюги и метели. Дает холодам наказ – оттепели унять. Гонит от изб зима ворон – надо озимые хлеба сохранить, чтобы не задохлись, не вымерзли, да и высоко не выбегали».

Ивану Златоусту молились о суде над мздоимцами и обманщиками.

Молитва святому Иоанну Златоусту.

«О, святителю великий Иоанне Златоусте! К тебе, святителю Божий, припадаем, раби Божии (имена), раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющии, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

27 ноября. Филипповки. Заговенье на Рождественский ност

Именины: Григорий, Константин, Пантелеймон, Феодора, Филипп, Юстиниан.

Православный календарь: День святого апостола Фи лип па; святителя Григория Паламы. Заговенье на Рождественский пост.

Народные приметы: На Филиппа образуется лед на озерах. Если на Филиппа облачно или снежно, то май будет ненастный. Иней в этот день – к урожаю овса, а дождь – к урожаю пшеницы.

Народные поверья и обычаи: В Филиппов пост начиналась «Куделица» – первая неделя прядения, когда женщины, девушки, девочки и даже иногда мальчики готовили лен для пряжи. В этот день говорили: «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом». «У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи». «Соха кормит, веретено одевает». Деревенская молодежь с нетерпением ждала Филипповок, когда в деревнях начинали прясть. Из‑за того, что все Филипповки были заняты прядением, этот пост в некоторых местах носил название прядистое говенье или прядильное, прядкое говенье. Говорили: «Филипп не напрядет, так Великан не наткет». В Филипповки женщины старались как можно больше напрясть, чтобы в Великий пост побольше наткать.

Заговенье на Рождественский пост отмечалось угощением домового: закуску выносили на двор или оставляли на столбах ворот, чтобы водился скот. Домовых призывали на ужин, называя их «суседушками» или «родителями». Весело встречалось заговенье на Филипповки девушками‑невестами, которые исполняли обряды «Заговелышко кричать» или «Величание жениха».

Обряд «Величание жениха».

Девушки собирались своей беседой и вечером, накануне поста, ходили от дома к дому, где жили холостые парни, и под их окошками кричали поздравления. Например: «Ива на Васильевича, с заговеньем!» Затем исполняли песенку‑окличку:

«Свекор да свекровушка,

Покажи свою стряпню!

Подай кончик пирожка

Для Иванушки‑женишка!

Не подашь пирожка –

Не похвалим женишка!

Подашь пирожка –

Похвалим женишка!»

28 ноября. Гурий Морозный. Гурьян

Именины: Авив, Гурий, Дмитрий, Евстохий, Елпидий, Маркелл, Паисий, Самон, Филипп.

Православный календарь: День мучеников и исповедников Гурия, Самона, Авива, преподобного Паисия Величковского; мученика Димитрия. Начало Рождественского поста.

Народные приметы: Если на Гурьяна снег лежит, то лежать ему до половодья. Если Гурий «на пегой кобыле», то будет грязь и снег.

Народные поверья и обычаи: Считается, что Гурий, Самон и Авив – покровители семейного очага и защитники от несправедливого гнева мужей. Жены, которых мужья обижали, молились Гурию, Самону и Авиву, чтоб в доме был лад. «Где у мужа с женой лад, там и Божья Благодать». Чтобы в семье был лад, надо обязательно дома иметь иконку этих святых и кусок ладана.

Со дня Гурия Морозного, по народному поверью, «все нечистые убегают с земли на пегой кобыле». Рожденного в этот день одаривали в старину мерой овса, возом сена. Была примета: «Коли кони ржут – то это к добру».

29 ноября. Матвеев день

Именины: Матвей, Сергей, Фульвиан.

Православный календарь: День святого апостола и евангелиста Матфея.

Народные приметы: На Матвея может быть оттепель: «На Матвея зима потеет. В белой шубе явилась, на ноябрь понадеялась». Если в этот день веют буйные ветры, то будут вьюги и метели до Николы зимнего (19 декабря).

Народные поверья и обычаи: Святой этого дня, апостол и евангелист Матфей, принадлежит к числу 12 апостолов. В Священном Писании он также называется Левием (Лк. 5, 27). Апостол Матфей был братом апостола Иакова Алфеева и до своего призвания в апостолы был мытарем, сборщиком податей. После призвания Господом он, оставив все, последовал за Спасителем.

Согласно Священному Преданию, по сошествии Святого Духа апостол Матфей проповедовал Евангелие евреям в Иудее. Здесь, по сказанию Евсевия, через 8 лет по вознесении Иисуса, Матфей написал Евангелие и передал его апостолу Иакову, брату Господню. С еврейского на греческий язык Евангелие было переведено либо апостолом Иаковом либо апостолом Иоанном Богословом. Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос – обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

Апостол Матфей путешествовал с проповедями в Сирию, Мидию, Персию, Азиатскую Эфиопию и Индию. Через некоторое время святой Матфей рукоположил в городе Мир мены епископа Платона. Исцелив одержимых беснованием в семействе князя той страны Фульвиана, евангелист привлек сначала его удивление и почтение, а затем после своей проповеди всю силу гнева. В результате этого святой апостол Матфей принял мученическую смерть за Христа около 60 года после Рождества Христова. Через некоторое время после этого Фульвиан сам отрекся от своей власти и принял крещение с именем Матфея в честь святого апостола.

30 ноября. Григорий Зимоуказатель

Именины: Григорий, Геннадий, Захар, Иван, Лазарь, Логин, Никон, Юстин.

Православный календарь: День святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского; преподобных Никона, игумена Радонежского; Лазаря иконописца.

Народные приметы: Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.

Народные поверья и обычаи: В этот день праздновалась встреча «ветра‑сиверка». Молодежь кувыркалась по снегу и приговаривала: «Колесом от последнего осеннего месяца – к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь».

Материал создан: 14.08.2014



Хронология доимперской России