Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Происхождение земских соборов. Земские соборы в XVI веке

Земские соборы древней Руси представляют из себя известную форму участия народа в управлении страной. В различные периоды исторической жизни народа участие его в управлении выражается в различных формах. Одной из таких форм и являются земств соборы. В древнейшее время народ участвует в управлении страной непосредственно, лично, в составе всего взрослого мужского населения страны. Это называется формой непосредственнго участия. Самое участие состоит в том, что все сходятся вместе на площадь или поле и обсуждают здесь сообща дела страны.

Так было в самой глубокой древности у всех народов. Так же было и у нас на Руси, еще задолго до призвания варягов. "Новгородьци бо изначала (т. е. очень давно) и Смоляне, и Шяне, и Полочане и вся власть (волости, области) — яко же на думу на веча сходятся, говорит первый русский историк, летописец. У одних такия сходбища назывались общим именем народных собраний, у других носили местное название сеймов (Чехия), соборов (Сербия, Хорват), вечъ. У нас народныя собрания назывались вече. По звуку вечевого колокола все взрослое и свободное население (рабов и женщин не видим на вече) шло на городскую площадь и здесь обсуждало свои дела. Обыкновенно кто-нибудь выступал с предложением, а остальные высказывались. Голосование и решения дел по большинству голосов не было. Поэтому, если вече не приходило к единогласному решению, собрание нередко кончалось шумными столкновениями и даже общей дракой.

Вече решало все дела: издавало законы, судило, назначало должностных лиц, объявляло войну, заключало мир. На вече же выбирались князья. С князем вече, обыкновенно, заключало договор, как ему править. И если князь нарушал договор, вече ему "показывало путь", по тогдашнему выражению. Вот какими широкими правами обладали древне-русские народные вече. Особенно полного развитая и большого влияния достигли вече в Новгороде и Пскове. Когда в остальной Руси вечевой шум смолк, и народ покорился власти московских государей, здесь еще продолжали вершить дела на вече и горячо спорить с московским князем. Но такая форма участия народа в управлении возможна, лишь тогда, когда управляемая вечем страна невелика, население незначительно, а жизнь проста. Недаром она и наблюдается лишь на первых ступенях народной жизни, когда народы живут отдельными небольшими племенами или незначительными государствами — городами.

Незначительные размеры страны и населения легко позволяют каждому пойти на вечевую сходку и принять участие в решении собственных дел. Несложность жизни тоже облегчает доступ на собрание, — достаточно досуга, особенно при существовании рабства, и не нужно особых сведений или опыта в решении общественных дел. В древней Греции, например, как и в Риме, где государство равнялось городу, легко было собираться народному собраннию. Народное собрание государства здесь сводилось к собраннию горожан. А когда, например, древне-римское государство вышло из пределов города и охватило "мир", стало "всемирным", то действительное народное собрание созывать оказалось невозможным. И оно обратилось в пустой звук, — должно было уступить место другим учреждениям.

Точно так же и нашим предкам, славянам, жившим порознь, небольшими группами, племенами, "землями", княжествами, легко было "яко же на думу, на веча" сходиться. Напротив того, в громадном московском государстве, которое обняло своими пределами всю территорш великорусского племени, вечевые собрания были уже невозможны. Как могли бы, например, киевляне или смольняне, новгородцы участвовать в Москве, столице государства, на общенародном вече? Да и жизнь значительно изменилась, — исчезла первобытная простота, всех уравнивавшая и делавшая для всех понятными условия жизни. Между людьми, отделенными друг от друга большими пространствами, занятии, средствами, положением, стало теперь больше разницы, чем сходства. Словом, жизнь усложнилась, и усложнился, так сказать, самый механизм управления. И вече, народные собрания, пали сами собой, исчезли вследствие изменившихся условий жизни.

Такая участь постигла вече, народные собрания, везде. И в настоящее время они существуют в Европе только как редкое исключеше в кантонах Швейцарии. Да и здесь народное собрате созывается лишь раз в году — в последнее воскресенье апреля месяца, на открытом воздухе. На собраны присутствуют, как имеющие право голоса, так и не имеющие, даже женщины и дети. В течение года страна управляется выборными должностными лицами и учреждениями. На собрании же народа представляются проекты новых законов, расматриваются отчеты правительства, выбираются должностные лица. Понятно, почему здесь сохранились народныя собрания до наших дней: Швейцарскье кантоны — занимают очень небольшое пространство и немногочисленное население кантонов легко собрать на "вече".

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России