Я русский

что значит быть русским человеком

Происхождение земских соборов. Земские соборы в XVI веке

Земские соборы древней Руси представляют из себя известную форму участия народа в управлении страной. В различные периоды исторической жизни народа участие его в управлении выражается в различных формах. Одной из таких форм и являются земств соборы. В древнейшее время народ участвует в управлении страной непосредственно, лично, в составе всего взрослого мужского населения страны. Это называется формой непосредственнго участия. Самое участие состоит в том, что все сходятся вместе на площадь или поле и обсуждают здесь сообща дела страны.

Так было в самой глубокой древности у всех народов. Так же было и у нас на Руси, еще задолго до призвания варягов. "Новгородьци бо изначала (т. е. очень давно) и Смоляне, и Шяне, и Полочане и вся власть (волости, области) — яко же на думу на веча сходятся, говорит первый русский историк, летописец. У одних такия сходбища назывались общим именем народных собраний, у других носили местное название сеймов (Чехия), соборов (Сербия, Хорват), вечъ. У нас народныя собрания назывались вече. По звуку вечевого колокола все взрослое и свободное население (рабов и женщин не видим на вече) шло на городскую площадь и здесь обсуждало свои дела. Обыкновенно кто-нибудь выступал с предложением, а остальные высказывались. Голосование и решения дел по большинству голосов не было. Поэтому, если вече не приходило к единогласному решению, собрание нередко кончалось шумными столкновениями и даже общей дракой.

Вече решало все дела: издавало законы, судило, назначало должностных лиц, объявляло войну, заключало мир. На вече же выбирались князья. С князем вече, обыкновенно, заключало договор, как ему править. И если князь нарушал договор, вече ему "показывало путь", по тогдашнему выражению. Вот какими широкими правами обладали древне-русские народные вече. Особенно полного развитая и большого влияния достигли вече в Новгороде и Пскове. Когда в остальной Руси вечевой шум смолк, и народ покорился власти московских государей, здесь еще продолжали вершить дела на вече и горячо спорить с московским князем. Но такая форма участия народа в управлении возможна, лишь тогда, когда управляемая вечем страна невелика, население незначительно, а жизнь проста. Недаром она и наблюдается лишь на первых ступенях народной жизни, когда народы живут отдельными небольшими племенами или незначительными государствами — городами.

Незначительные размеры страны и населения легко позволяют каждому пойти на вечевую сходку и принять участие в решении собственных дел. Несложность жизни тоже облегчает доступ на собрание, — достаточно досуга, особенно при существовании рабства, и не нужно особых сведений или опыта в решении общественных дел. В древней Греции, например, как и в Риме, где государство равнялось городу, легко было собираться народному собраннию. Народное собрание государства здесь сводилось к собраннию горожан. А когда, например, древне-римское государство вышло из пределов города и охватило "мир", стало "всемирным", то действительное народное собрание созывать оказалось невозможным. И оно обратилось в пустой звук, — должно было уступить место другим учреждениям.

Точно так же и нашим предкам, славянам, жившим порознь, небольшими группами, племенами, "землями", княжествами, легко было "яко же на думу, на веча" сходиться. Напротив того, в громадном московском государстве, которое обняло своими пределами всю территорш великорусского племени, вечевые собрания были уже невозможны. Как могли бы, например, киевляне или смольняне, новгородцы участвовать в Москве, столице государства, на общенародном вече? Да и жизнь значительно изменилась, — исчезла первобытная простота, всех уравнивавшая и делавшая для всех понятными условия жизни. Между людьми, отделенными друг от друга большими пространствами, занятии, средствами, положением, стало теперь больше разницы, чем сходства. Словом, жизнь усложнилась, и усложнился, так сказать, самый механизм управления. И вече, народные собрания, пали сами собой, исчезли вследствие изменившихся условий жизни.

Такая участь постигла вече, народные собрания, везде. И в настоящее время они существуют в Европе только как редкое исключеше в кантонах Швейцарии. Да и здесь народное собрате созывается лишь раз в году — в последнее воскресенье апреля месяца, на открытом воздухе. На собраны присутствуют, как имеющие право голоса, так и не имеющие, даже женщины и дети. В течение года страна управляется выборными должностными лицами и учреждениями. На собрании же народа представляются проекты новых законов, расматриваются отчеты правительства, выбираются должностные лица. Понятно, почему здесь сохранились народныя собрания до наших дней: Швейцарскье кантоны — занимают очень небольшое пространство и немногочисленное население кантонов легко собрать на "вече".

Материал создан: 29.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru