Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Часть 5. Земские соборы в XVI веке

Но, разумеется, между земскими соборами и западно-европейскими сословными собраниями, как и надо ожидать, была разница. Разница эта обусловливается описанным нами ходом образования сословий и отношением их к верховной власти. Что это были за собрашя сами по себе и в сравнены с западно-европейскими, мы увидим после. Теперь же посмотрим, как они возникли. В самом народе сознание необходимости участия "земли" в управлении никогда не умирало. Традиции поддерживало это сознание, а отдельные лица напоминали о нем. И как раз во время высшего подема власти московских государей раздаются голоса, напоминаюнце о "земле". Жестокое, очень часто несправедливое обращение Ивана IV со своими боярами заставляло многих из них бежать за границу.

В числе бежавших за рубеж от царского гнева был известный князь Курбский. Уехав в Литву, он оттуда написал Грозному письмо, в котором жестоко упрекал царя в неправдах, губящих русскую землю. Курбский ставил на вид Грозному его непомерное самовластие и нежелание слушать совета добрых людей и народа. "Царь", писал Курбский, "аще и почтен царством, а дарований, которых от Бога не получил, должен искать доброго и полезнего совета не только у советников, но и у всенародных человек". Под "всенародными человеками" Курбский разумел земский собор. Подобные же мысли высказаны были неизвестным автором произведения XVI в. под назвашем "Беседа валаамских чудотворцев". Здесь, в этой "беседе", царю советуют иметь при себе даже постоянный земский собор, обновляя время от времени его состав. Практическая необходимость доказала справедливость этих советов.

По мере того, как Русь объединялась под властью московских князей, росла и крепла сама власть этих князей. Под её давлением падала всякая самостоятельность, как личная (удельные князья, бояре), так и общественная (Новгород, Псков); а она сама, как бы вбирая в себя отнятые у других силы, все росла вширь и вглубь. Московский удельный князь обратился сначала в великого московского князя, а затем в московского царя, самодержца, потомка и преемника римского Августа Кесаря, как учили книжники того времени. Высшего своего напряжения власть достигла при Иване IV, который первый венчался на царство. Но при таком могуществе царской власти ей недоставало собственных средств для управления страной. Обладатель обширного, но еще юного и плохо устроеннего государства и неограниченный властелин, каким был Иван IV, не имел в своем распоряженш того штата чиновников, при помощи которого управляет страной современное правительство. Чиновничество это образовалось долгое время спустя.

Боярство же, ближайшие советники царя, "более всех других сословий имело свои личные виды, более всех скорбело об утраченной независимости (при объединении московского государства) и тайными кознями и явными крамолами старалось обратить государственные силы в свою пользу". Особенно оно показало себя с этой стороны в малолетство Ивана IV. А от населения была "докука великая", т.е. постоянные жалобы царю на произвол и разнузданность местных управителей. Таким образом, обращение власти к "земле", привлечение народа к участию в управлеии страной, указывалось самым положением вещей. И дествительно тот, кто довел власть до высшей степени: могущества, т. е. Иван IV, первый обратился к содействию "земли", населения. В областях было введено местное самоуправление, а в центре начали созываться земств соборы.

Преобразованное Иваном IV местное управление тесно связано с предшествовавшей системой местного управления, системой кормления. Поэтому сначала нужно познакомиться с этой последней. Начиная с глубокой древности, на Руси применялся особый порядок местнего управления, называемый кормлением. Он состоял в том, что лица, отправлявшие в какой-нибудь местности административные и судебные обязанности, на самом деле кормилась от и справления своих обязанностей, жили этим. Но не так, как теперь существуют этим современные чиновники. Местные управители (наместники, волостели) жалованья не получали, а получали доходы. Доходы состояли в различных пошлинах: торговых — за торговыя сделки, судебных — за суд, свадебных — с новобрачных и т. п., или в доле налогов.

Только пошлины за наиболее важные дела, напр., убийство, и штрафы шли в пользу князя, в княжескую казну. Право суда и управления населением отдавалось таким образом совершенно так же, как отдается земля или угодья, т. е. в аренду. "Владей землей и кормись ея продуктами, суди местное население, надзирай за порядками, и бери с населения за это, кормись этим. Вот каким правилом руководствовалось тогда правительство. Управители тогда назначались из служилых людей, и "кормление" давалось им, как награда за службу. Корм такого рода не всегда точно определялся, и "кормленщики " (наместники, волостели) стригли пасомое ими население по-своему. Право населенья жаловаться на кормленьщиков и попытки правительства определить точно "корма" плохо помогали. В этом состояла одна слабая сторона системы кормления, бившая по карману население.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом "русский" используется слово "казак".
Telegram-канал Сыны Монархии
2009, 1 сент., Премьер-министр РФ В.В. Путин принял участие в траурных мероприятиях в Польше, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Головнин Василий Михайлович, 8 апреля 1776 – 29 июня 1839, село Гулынки, Московская губерния. Василий Головнин известен, как мореплаватель и мемуарист. Он руководил двумя кругосветными путешествиями. Родился в семье дворян, но потерял мать и отца в раннем возрасте.
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия