Я русский

что значит быть русским человеком

Часть 5. Земские соборы в XVI веке

Но, разумеется, между земскими соборами и западно-европейскими сословными собраниями, как и надо ожидать, была разница. Разница эта обусловливается описанным нами ходом образования сословий и отношением их к верховной власти. Что это были за собрашя сами по себе и в сравнены с западно-европейскими, мы увидим после. Теперь же посмотрим, как они возникли. В самом народе сознание необходимости участия "земли" в управлении никогда не умирало. Традиции поддерживало это сознание, а отдельные лица напоминали о нем. И как раз во время высшего подема власти московских государей раздаются голоса, напоминаюнце о "земле". Жестокое, очень часто несправедливое обращение Ивана IV со своими боярами заставляло многих из них бежать за границу.

В числе бежавших за рубеж от царского гнева был известный князь Курбский. Уехав в Литву, он оттуда написал Грозному письмо, в котором жестоко упрекал царя в неправдах, губящих русскую землю. Курбский ставил на вид Грозному его непомерное самовластие и нежелание слушать совета добрых людей и народа. "Царь", писал Курбский, "аще и почтен царством, а дарований, которых от Бога не получил, должен искать доброго и полезнего совета не только у советников, но и у всенародных человек". Под "всенародными человеками" Курбский разумел земский собор. Подобные же мысли высказаны были неизвестным автором произведения XVI в. под назвашем "Беседа валаамских чудотворцев". Здесь, в этой "беседе", царю советуют иметь при себе даже постоянный земский собор, обновляя время от времени его состав. Практическая необходимость доказала справедливость этих советов.

По мере того, как Русь объединялась под властью московских князей, росла и крепла сама власть этих князей. Под её давлением падала всякая самостоятельность, как личная (удельные князья, бояре), так и общественная (Новгород, Псков); а она сама, как бы вбирая в себя отнятые у других силы, все росла вширь и вглубь. Московский удельный князь обратился сначала в великого московского князя, а затем в московского царя, самодержца, потомка и преемника римского Августа Кесаря, как учили книжники того времени. Высшего своего напряжения власть достигла при Иване IV, который первый венчался на царство. Но при таком могуществе царской власти ей недоставало собственных средств для управления страной. Обладатель обширного, но еще юного и плохо устроеннего государства и неограниченный властелин, каким был Иван IV, не имел в своем распоряженш того штата чиновников, при помощи которого управляет страной современное правительство. Чиновничество это образовалось долгое время спустя.

Боярство же, ближайшие советники царя, "более всех других сословий имело свои личные виды, более всех скорбело об утраченной независимости (при объединении московского государства) и тайными кознями и явными крамолами старалось обратить государственные силы в свою пользу". Особенно оно показало себя с этой стороны в малолетство Ивана IV. А от населения была "докука великая", т.е. постоянные жалобы царю на произвол и разнузданность местных управителей. Таким образом, обращение власти к "земле", привлечение народа к участию в управлеии страной, указывалось самым положением вещей. И дествительно тот, кто довел власть до высшей степени: могущества, т. е. Иван IV, первый обратился к содействию "земли", населения. В областях было введено местное самоуправление, а в центре начали созываться земств соборы.

Преобразованное Иваном IV местное управление тесно связано с предшествовавшей системой местного управления, системой кормления. Поэтому сначала нужно познакомиться с этой последней. Начиная с глубокой древности, на Руси применялся особый порядок местнего управления, называемый кормлением. Он состоял в том, что лица, отправлявшие в какой-нибудь местности административные и судебные обязанности, на самом деле кормилась от и справления своих обязанностей, жили этим. Но не так, как теперь существуют этим современные чиновники. Местные управители (наместники, волостели) жалованья не получали, а получали доходы. Доходы состояли в различных пошлинах: торговых — за торговыя сделки, судебных — за суд, свадебных — с новобрачных и т. п., или в доле налогов.

Только пошлины за наиболее важные дела, напр., убийство, и штрафы шли в пользу князя, в княжескую казну. Право суда и управления населением отдавалось таким образом совершенно так же, как отдается земля или угодья, т. е. в аренду. "Владей землей и кормись ея продуктами, суди местное население, надзирай за порядками, и бери с населения за это, кормись этим. Вот каким правилом руководствовалось тогда правительство. Управители тогда назначались из служилых людей, и "кормление" давалось им, как награда за службу. Корм такого рода не всегда точно определялся, и "кормленщики " (наместники, волостели) стригли пасомое ими население по-своему. Право населенья жаловаться на кормленьщиков и попытки правительства определить точно "корма" плохо помогали. В этом состояла одна слабая сторона системы кормления, бившая по карману население.

Материал создан: 29.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru