Я русский

что значит быть русским человеком

Часть 7. Земские соборы в XVI веке

Порукой мира за выборных и ответственностью за них правительство крепко связало местное население с собой и обеcпечило себе осуществление государственных интересов. Эта новая система — выбора, поруки и ответственности была проведена в другую, финансовую область. На этой системе была построена выборка доходов от казенной продажи вина, соли и других продуктов. Доходы собирались назначенными от правительства лицами, но при помощи мирских выборных за порукой и ответственностью выбравших их миров. Вообще мысль управлять населением при помощи населения же и обеспечить себя порукой и ответственностью населения была очень плодотворна для московского правительства, и оно очень широко ею пользовалось во всех своих нуждах.

После, когда оно обзавелось собственными областными чиновниками, оно отказалось от этой мысли в самоуправлении и совсем уничтожило его. Но в XVI веке при помощи своеобразнего самоуправления, оно умело воспользовалось силами населения для своих целей. Та же мысль, только в более широком масштабе, нашла себе приложение в центральном управлении — в земских соборах XVI века. При помощи местнего самоуправления правительство разрешило текущие, повседневные нужды. При помощи земских соборов оно хотело привлечь население к разрешению чрезвычайных нужд. Достигши совершеннолетия, Иван IV решил избавиться от забравших в свои руки власть бояр и править самому государством.

Но так как за время его малолетства своеволие бояр причинило народу много бедствий, то царь хотел изгладить из памяти народа эти бедствия и приобрести его расположение к себе. Посоветовавшись с митрополитом, Иван IV приказал "собрать свое государство из городов всякего чина, и в один прекрасный день в 1550 году после обедни вышел с крестным ходом на Лобное место и сказал в присутствие народа речь. В речи царь разсказал о своем детстве, своеволие бояр, о многих слезах, пролитых в то время, и своей невинности в этом.

Затем, поклонившись на все стороны, сказал: "Люди Божии и нам дарованные Богом, молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя, вследствие продолжительного несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия, — молю, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел; в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать."

Так изображает дело предание. Предполагают, что после этого всенароднего покаяния царя и торжественнего заявления о перемене в управлении и заседал первый земский собор. Хотя профессор Ключевский называет это совещание царя собором, однако, в настоящее время такое определение нельзя принять. Научное исследование известия о речи Грозного с Лобного места не подтверждает ни обстановки этого совещания, ни обычнего состава земских соборов в XXI веке. И потому приходится признать его не за земский собор, а за простое совещание царя с властями — церковными и гражданскими. По мнению профессора Ключевского, собор 1550 г. вызван был жалобами населения на наместников и волостелей. Царь в своей речи говорил именно о злоупотреблениях кормленщиков и просил народ забыть об этих злоупотреблениях, не вести тяжб с кормленщиками, а кончить дело с ними миром, помириться.

Следствием заявления царя было введение земского самоуправления. В 1566 году царь вторично устроил совещание. Но теперь он уже обратился не к властям, а к населеннию. Это совещание и следует считать первыми известными нам и несомненными земским собором ХУII века. В это время Россия вела войну с Польшей из-за Ливонии. Польша предлагала помириться, соглашаясь отдать России Полоцк без уезда. Но царь не соглашался и считал возможным отвоевать Ливонские города. И вот по этому поводу были запрошены представители земли. Больше в царствоваше Грознего земских соборов не было. При сыне его Федоре Ивановиче совсем не было соборов. По смерти Федора Ивановича был созван собор для избрания царя, так как прекратилась династия Рюриковичей.

Это собор 1598 года, избравший на царство Бориса Годунова. Собор 1598 г. был последними в XVI веке. Земские соборы XVI века, как мы знаем, были применением той же самой мысли правительства, которая легла в основу местнего управлешя — только в более широких размерах. Это лучше всего заметно на представителях населения, являвшихся на земские соборы. По составу представителей, соборы XVI в. резко отличаются от соборов XVII в. Кто были эти представители? На соборе 1566 года были вызваны представители военно-служилого (дворянства) и торгово-промышленного (купечества) классов. И те и другие были из столицы, т.-е. дворянство было представлено столичным дворянством, а купечество столичным купечеством — высшими слоями того и другого класса.

Но как высшее дворянство, так и высшее купечество были агентами правительства, исполнителями его поручений, дворянство по военной, а купечество по финансовой части. Из столичного дворянства назначались командиры дворянских отрядов, а на купечество возлагалось исполнение финансовых поручении (например, служба по сбору косвенных налогов), т.-е. те и другие были на службе у правительства. И в этом качестве они были призваны на собор, — о выборе их кем-либо нет указаний.

Материал создан: 29.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru