Я русский

что значит быть русским человеком

Часть 8. Земские соборы в XVI веке

Столичное дворянство и столичное купечество были связаны с провинциальными уездными тем, что ряды их пополнялись из уездного дворянства и купечества. Кроме того, в случае войны, например, столичные дворяне обыкновенно становились во главе дворян своих уездов; точно так же, как столичное купечество исполняло финансовые поручения правительства в своих же уездах. Этой связи столицы с уездом, по-видимому, было достаточно для правительства, чтобы столичное дворянство и купечество могли представлять интересы своих уездных собратьев. Согласие же на это последних предполагалось само собой, или скорее даже совсем не требовалось. Собор 1598 года несколько отличался от собора 1566 года по своему составу.

На соборе 1566 года дворянство было представлено только столицей, на этом же соборе появились представители уездного дворянства из его же среды; кроме того, они были выбраны, хотя только блогодаря своему служебному положению. Во всяком случае присутствие представителей уездного дворянства, и притом выбранных, на соборе 1598 г. есть особенность, указывающая на шаг вперед в соборном представительстве населения. От столичного дворянства на соборе 1598 года были начальники приказов (судебно-административный учреждения), воеводы городов, представители дворянских полков, т.-е. должностные лица. Купечество на этом соборе, как и на соборе 1566 года, было только столичное. От него на собор явилось 21 человек первой статьи (гости — главные финансовые агенты правительства) и старосты высших купеческих гильдий и сотские сотен, полусотен и четвертей сотен (деление торгово-промышленного населения столицы, цехи своего рода), т.-е. все тоже должностные лица.

На обоих соборах, кроме того, как непременные члены, были в полном составе высшие учреждения: церковное — освященный собор (собор иерархов церкви) и гражданское, государственное — Боярская Дума (постоянный совет царя, состоявши из высшего дворянства) и дьяки приказов. Стало быть, правительство на земских соборах XVI века обменивалось мнениями, совещалось со своими собственными органами, приняв их за представителей народа. Делалось это не потому, что правительство не считало нужным призывать действительных представителей населения, выбранных им из своей среды, — нет, а потому, что правительство полагало, что местные правители отлично выполняют роль представителей населения согласно с намерениями правительства и пониманьем им сущности народного представительства. А представительство населения тогда понималось очень своеобразно.

Представитель являлся на соборах XVI века не столько ходатаем известного общества, уполномоченным действовать по наказу доверителей, сколько правительственным органом, обязанным говорить за своих подчиненных; его призывали на собор не для того, чтобы выслушать от него заявление, требование нужд и желаний его избирателей, а для того, чтобы снять с него, как с командира или управителя, обязанного знать положение дел на месте показания о том, что хотело знать центральное правительство, и обязать его исполнять решение, принятое на соборе. С собора он возвращался к своему обществу не для того, чтобы отдать ему отчет в исполнении поручении, а для того, чтобы проводить в нем рениение, принятое правительством на соборе. Так правительство понимало роль представителей народа на собор и согласно такому понимании призывало на собор, в качестве народных представителей, своих же чиновников.

Совмещение в одном лице представителя интересов населения и исполнителя намерений правительства на земском соборе XVI века обеспечивало правительству беспрепятственное осуществление своих намерений. Такой представитель населения являлся на собор с готовым ручательством, что население, которое он представляет, исполнит постановления собора. А приводя после в исполнение постановление собора, он делал это от имени интересов населения, которое он представлял на соборе. Таким образом, достигалось совпадение интересов населения с намерениями правительства. На самом деле при помощи этого правительство только привлекало население к несению государственных обязанностей. Значит, в земском соборе московское правительство видело, так сказать, представительство государственной организации, соединение того, из чего складывался и чем поддерживался государственный порядок.

То живое содержание, которое жило и двигалось в рамках этой организация, управляемое общество подразумевалось не как политическая сила, которая могла говорить на соборе устами своих уполномоченных, а как паства, о благе которой должны были сообща подумать ея приставники. Собор был органом ея интересов, но не ея воли, члены соборов представляли собою общество постольку, поскольку они управляли им. Таков был земский собор в XVI веке. В XVII веке он значительно уклонился от этого своего первообраза. Представительство интересов населения взяло верх над представитель ством интересов правительства, и в некоторые моменты достигалось действительное совпадение интересов правительства и населения. Смутное время, очевидно, сыграло здесь значительную роль. Народ в силу вещей выступил в деятельной роли. Понятно, после этого, что, когда выбран был царь и восстановлен прежний порядок, народные интересы должны были громко заявить о себе, по крайней мере, первое время. Это в действительности мы и видим на соборах XVII века.

Материал создан: 29.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru