Я русский

что значит быть русским человеком

Народные челобитные. Земские соборы в XVII веке

Семнадцатый век в истории земских соборов есть время самой напряженной их деятельности. Никогда раньше и никогда позже они не созывались в таком числе, в таком полном составе и не принимали такого деятельного участья в решении важных государственных вопросов вместе с правительством, как в этот, по выражению проф. Зогоскина, "золотой век" своего существования. Собственно в этом веке и сложился вполне земский собор, как представительное учреждение, подобное западно-европейским сословным собрашям. В XVI же веке ему положено было лишь начало. Хотя документов от земских соборов осталось не так много, и они неполны, однако, по ним можно восстановить соборную деятельность. Можно даже восстановить, так сказать, образ этого учреждения.

Не останавливаясь на каждом соборе в отдельности, проследим общий ход деятельности земских соборов XVII века. Соборы XVII века, как и XVI, не были постоянно и правильно действующим учреждением, подобным, например, современным западно-европейским представительным учреждениям (парламентам). Они созывались на время, при том неопределенное, и в чрезвычайных случаях. Таким чрезвычайным случаем могла быть внешняя война, как в 1642 году, когда казаки захватили Азов, и надо было решить, присоединить Азов и воевать с Турцией или отказаться от предложения Казаков, или, как в 1651 году, когда нужно было решить вопрос о присоединении Малороссии; или важный вопрос внутренней политики, как, например, составление нового Уложения в 1648 — 49 году. Выход из положения, созданного пресечением царствующей династии, тоже находился при помощи соборов — "избирательных".

Семнадцатый век особенно богат такими чрезвычайными событиями, и потому, тогда так много было соборов. Молодому, неопытному государю, первому царю новой династии, Михаилу Федоровичу Романову трудно было одному привести в порядок расшатанное смутой государство, и он постоянно обращался за содействием к самому населению, народу. Созыв собора зависел от воли государя, который решал созвать собор единолично или же по совету с патриархом и боярской думой. В исключительных случаях, например, когда прекращалась династия, собор созывался патриархом или боярской думой. Таким образом созывались избирательные соборы. О влиянии самого населения на созыв земского собора скажем ниже. Воля государя объявлялась обычной для того времени формой — "государевой грамотой", в которой говорилось о созыве собора и по какому поводу и указывалось, кто должен на соборе участвовать.

Вот, например, в какой форме состоялось постановление об Азовском собор 1642 года.

"Генваря в 3 день Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руси указал быти собору, а на соборе быти Крутицкому митрополиту и архимандритам и игуменам и всему освященному собору, и боярам, и окольничим, и думным людям, и дьякам, и головам и сотникам стрелецким, и дворянам, и детям боярским из городов, и гостям, и гостинные и суконные сотни, и черных сотен торговым, и всяким служилым и жилецким людям, и сказати всяких чинов людям, что (следует указание на повод к созыву собора — ожидание турецкого посла для переговоров на счет Азова).

Далее в грамоте говорится, в какой форме должны принять участие "всяких чинов люди" в соборе: "и они бы выбрали изо всяких чинов, из лучших и из средних и из молодчих (разумеется имущественная состоятельность) добрых и умных людей, с кем о том деле говорити, а кого выберут и тем людям принести имена" (списки). Для оповещения населения рассылались особые, так называемые, "призывные" грамоты, по всем городам на имя воевод или губных старость (уголовная полиция), заменявших иногда воевод. В "призывных" грамотах объявлялось о созыве собора и предписывалось воеводе произвести выборы и прислать выборных в Москву на собор.

Вот образчик такой "призывной" грамоты, посланной в 1651 году в г.Крапивну (ныне Тульской губ.) воеводе Василию Астафьеву.

"От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси на Крапивну Василию Астафьеву. Писано от нас к тебе наперед сего (очевидно, грамота посылается вторично), а велено выбрать из соловлян (жителей Соловы, ныне села Крапивенского уезда) лучших дворян двух человек и прислать к нам к Москве на срок (срочно), на сборное воскресенье (первое в Великом посту) нынешняго 1651 года для нашего царственного великого и земского и литовского дела (разумеется вопрос о присоединении Малороссии). И как к тебе (воеводе) сия наша грамота придет, и ты б наш указ соловлянам и детям боярским сказал, чтоб они... выбрали дворян лучших людей двух человек из себя, да из посадских людей двух же человек тотчас и прислали к указанному сроку, чтоб нашему и великому делу молчания (задержки) не было"....

По смыслу названия "земский", земств соборы должны были быть собранием (собором) представителей всей земли русской. Повидимому, так понимали земств соборы и московские государи и само население. По крайней мере, в "актах" земских соборов встречаются выражения, указывающие на "всероссийский" или, лучше сказать "всеземский" характер соборов. Например, избирательный собор 1613 года назван "собором всяких людей всяких чинов всего великого Российского царства". О других соборах говорится, как о соборах "всея русския земли ", и совещание царя на соборе называется совещанием "со всем народом всея земли Российского Государства".

Государевы грамоты, вроде приведенной нами, обыкновенно приглашают на собор "всяких чинов людей всего московского государства всяких служилых и жилецких людей" (т.е. служилых и неслужилых, тяглые, податные классы). Таким образом, в сознании московских государей и народа земский собор, несомненно, представлялся собранием представителей всей русской земли, и выборные "земли" являлись представителями нужд и интересов всей русской земли. В таком случае, по точному смыслу "представители всей русской земли , требовалось бы, чтобы на собор были выборные действительно от всех мест России. На самом деле этого никогда не было. Ни на одном соборе не была представлена "вся Русь" через выборных. На одном соборе были, положим, представители полутораста уездов, на другом — двухсот, на одном соборе были представители всех сословий, на других - лишь некоторых.

Например, представители крестьян, как известно, были только на соборе 1613 г. Точно так же и число выборных было неодинаково; на соборе 1598 г. выборных было 457, а 1649 г. —3 15. Самым многолюдным был собор 1613 года, на котором было более 500 выборных народа. Происходило это отчасти по вине самого правительства, отчасти от случайных причин и, наконец, от равнодушия населения к своим интересам и небрежного отношения к общественным обязанностям. Разумеется, полное представительство, трудно достижимое даже в настоящее время, для того времени было совершенно невозможно, но приблизиться к нему можно было и тогда. Для этого нужно было установить твердое основанье для представительства и его строго держаться. Таким основанием может быть территория, округ или класс, сословие. Наше правительство принимало во внимание и то и другое, но строго не держалось ни того, ни другого. Повидимому, все-таки правительство больше заботилось о представительстве сословий, точнее, классов (подразделения сословий), чем округов. Однако, нередко бывало, что на соборе присутствовали представители не всех сословий.

Материал создан: 29.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru