Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Часть 10. Земские соборы в XVII веке

Бывали случаи, что взамен представителей одного сословия на собор посылались представители другого. Само правительство, предписывая воеводе выбрать представителей, не всегда указывало точно, сколько именно от каждого сословия. Словом, в этом отношении чувствуется какая-то неустойчивость, непостоянство. Условия времени оправдывают правительство, — трудно в такой ранний период, когда формы государственной жизни еще не окрепли, и при том после кризиса смутного времени, ожидать строгой последовательности и определенности. С чертами неопределенности и непоследовательности мы встретимся и дальше при изучении земских соборов. Но даже представители тех классов и местностей, куда посылались "призывным" грамоты, не всегда являлись на собор.

При обширности размеров государства, отсутствии удобных путей сообщения и почты, призывные грамоты или совсем не получались, или получались очень поздно. Однако, такая очевидная неполнота и несовершенство представительства, как увидим дальше, не подрывала фактическое значения земских соборов, и соборные решения рассматривались как решения "всей земли". Требования правительства от населения при выборах представителей заключались в следующем: оно прежде всего требовало, как это видно из вышеприведенной грамоты, чтобы каждый класс, "чин", выбрал от себя представителей. Сколько именно представителей должен был выбрать каждый "чин" данного округа, иногда определялось точно, а иногда просто говорилось "сколько пригоже". По видимому, здесь тоже не было какой-либо строго определенной нормы, и побуждения, по которым иногда от такого-то чина требовалось выборных больше, иногда меньше, уловить трудно.

На собор 1619 года, например, велено было прислать от духовенства по и выборному, от дворян по 2, от посадских по 2; на собор 1642 г. велено было выбрать из больших статей (т. е. многолюдных "чинов") от 7 до 20 человек, а из небольших статей от 3 до 6. В 1648—49 г. было сделано почему-то различие между "малыми, и "большими" городами, и из первых велено было от дворянства прислать по и представителю, а из вторых по 2 представителя. На других соборах такой разницы между городами не видно. Обыкновенно, все города высылали равное количество представителей. Исключение составляли Москва, которой отдано преимущество - как столице, и Новгород, благодаря тому, что каждая, его пятина (Новгородская область делилась на пятины — участки) была приравнена к городу. Колебания в числе представителей видим не только в предписаниях правительства, но и при исполнении его предписаний.

Представители в действительности являются на собор иногда в меньшем, а иногда даже в большем, чем было предписано правительством, количестве. Например, в 1648 году мецняне и рязанцы прислали вместо 2—по 5 и 8 представителей. В г. Крапивны в 1651 году был такой случай. Нужно было послать на собор представителей (2) от посадских, но посадских в Крапивне оказалось всего три человека, да и те, по словам воеводы, "худы (очень бедны), бродят меж двор", т. е. побираются, значит, прямо нищие... Тогда воевода распорядился выбрать от посадских дворян, и были выбраны сын боярский и пушкарь. От выборных представителей правительство требовало известного, так сказать, нравственного и умственного ценза. Выборные должны быть людьми "добрыми, постоятельными" (положительными, заслуживающими доверия), "разумными" и "смышленными" и опытными" которым государевы и земские дела за обычай", т.-е. хорошо известны, и которые могли бы "уметь рассказать правительству обиды, насильства и разореше", т.-е. рассказать вообще о нуждах населения.

В отношении имущественной состоятельности обыкновенно не делалось никакого различия, — обычное выражение "призывных" грамот выбирать "из лучших/середних и молодчих людей т.-е. из людей всех трех степеней состоятельности. Чины, или, как мы теперь говорим, классы, на которые делилось население московского государства, были следующие: во-первых, духовенство — высшее (патриарх, митрополит, архиепископы, епископы, архимандриты и игумены) и низшее (священники, монастырские старцы) во-вторых, служилые люди — столичные (бояре, окольничие,думные дворяне и думные дьяки — верхний слой; стольники, стряпчие, московские дворяне и жильцы - второй слой столичного дворянства) и провинциальные (городовые, не московские дворяне); верхний слой уездных служилых людей назывался выбором, — выборные дворяне; низшие слои уездных служилых людей назывались: дети боярские, дворовые и городовые; в-третьих — посадские люди, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и уездные люди, т.-е. крестьяне-земледельцы.

Посадские люди составляли черные сотни, и слободы. Высший слой посадских (столичное купечество) назывался гостями, гостинной и суконной сотнями. Из перечисленных чинов не все посылали от себя на собор выборных представителей. Таких представителей выбирали — низшее духовенство, второй слой столичного дворянства, уездное дворянство, купечество и крестьяне. Высшее же духовенство и верхний слой столичного дворянства являлись на собор без выбора, в качестве высших учреждений, — духовенство высшого церковнаго, т.-е. Освященного собора, а дворянство — высшого государ-ственнаго, т.-е. Боярской думы. Дума вместе с государем и Освященный собор были на земском соборе органами правительства. Акт Азовского 1642 года собора так и называет их "властями Придворные чины (кравчие, печатники, дворецкие и т.п.) тоже участвовали в земских соборах без выбора.

Таким образом, наряду с выборными от "чинов" населения на земских соборах XVII в. так же, как и XVI в., непременными членами были два высших правительственных учреждения невыборных. Выборы представителей происходили на местах под наблюденьем воеводы. Получив "призывную" грамоту, воевода прочитывал ее "всяких чинов людям" обыкновенно в церкви, а затем происходили самые выборы. Вот как рассказывает один воевода (г. Карачева) о выборах дворянами представителей на собор 1651 года. "И я, холоп твой (пишет воевода в "отписке", донесены о производстве выборов), по твоей государеве грамоте, в Карачевском уезде пушкарей и стрельцов послал того же числа (как получил "призывную" грамоту), а велел, Государь, дворян и детей боярских выслать в город Карачев тотчас всех для дворянского выбору. И дворяне и дети боярские съезжались немногие в город и сказали мне, холопу твоему, что по выбору в списку написаны карачевцы"...

Стало быть, для производства выборов воевода посылал вестовых за избирателями, которые съезжались в город и выбирали от себя представителей, как съезжаются теперь для выборов земских гласных. Сначала, по видимому, были предварительные выборы, т.-е. выбирались кандидаты, — о таком списке кандидатов, очевидно, говорить воевода в своем донесении. В списка из человек, а выбрать надо только 2-х. Любопытно, что карачевский воевода после первых (предварительных) выборов, посылал второй раз "по тех выборных" "дворян" курьеров, но их не застали дома, и в город приехало только двое дворян (из из значившихся в списке). Тогда воевода распорядился этих двух и послать в Москву на собор. Это очень похоже на тот случай в практике нынешних современных земских и городских собранна, когда, при малочисленном составе вторичного выборного собрания все явившиеся считаются без выбора гласными. Значить, нечто подобное, при равнодушии к общественным обязанностям, возможно было и в то время.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России