Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Часть 12. Земские соборы в XVII веке

Когда новое уложение было составлено комиссией, то оно было "чтено" на соборе и подписано выборными. Роль большинства выборных этим и ограничилась. Но некоторые приглашались в названную комиссию, работавшую, как известно, во время самого собора, и таким образом принимали непосредственное участие в составлены уложения. Эти выборные за свое участие в комиссии получили после даже особое вознаграждение. Мнения чинов, записанный дьяком, представлялись государю, который, по совещании с Боярской думой, клал решение. Решение это подписывалось членами собора и получало силу закона, носившего в таких случаях название "соборного приговора", или "соборного уложения". Решение не всегда совпадало с мнением чинов, так как мнение чинов не было обязательным для государя. Избирательные соборы, конечно, не идут в счет. Здесь решение собора — выбрать царя — могло быть только выражением мнения выборных.

На избирательных соборах, по древнерусскому обычаю, старались придти к "единомыслию". На других же соборах не видим правильной подачи голосов и большинства. Заканчивались соборы нередко обедами у государя, в Столовой избе, на которые приглашались вей выборные без различия. В таком порядке созывались и действовали земств соборы в XVII веке. Здесь, в противоположность XVI веку, очень заметно выступает на первый план выборное начало. Население действительно теперь выбирало от себя представителей, давало им руководство (наказы) и требовало от выборных защиты своих интересов. В этом главное и существенное отличие земских соборов XVII столетия от соборов XVI столетия. На них присутствовали подлинные представители народа. Поэтому только в соборах XVII века мы можем видеть действительное участие народа в управлении страной. О соборах XVI века нельзя этого сказать.

Во время заседаний земских соборов и перед ними населением городов подавались челобитья (просьбы) государю о своих нуждах. Такими челобитьями народ хотел заявить правительству и собору о своих нуждах и воздействовать таким путем на его рениение. Поэтому челобитья прекрасно дополняют картину соборной деятельности и помогают разобраться в вопросе о значении земских соборов. Насколько подобные челобитья, действительно оказывали влияние на правительство, лучше всего показывает история земского собора 1648—49 года. Этому собору предшествовала "великая докука" населения государю. Государство, расшатанное смутой, не приведено было еще в полный порядок, гражданским и политическим отношениям еще не доставало необходимой устойчивости и определенности. Сообщить тем и другим отношениям устойчивость и определенность могло только приведенное в порядок и согласованное с современными нуждами законодательство.

Население хорошо чувствовало недостаток такого законодательства, сильно от этого страдало и потому беспрестанно слало государю челобитье за челобитьем. Неудобства испытывались всеми классами, и потому челобитья шли от всех классов. И государь, внимая так красноречиво и ясно выраженному желанно народа, "по челобитью стольников и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, дворян, и детей боярских, и всех городов и гостей, и гостинные и суконные сотни, и всяких чинов торговых людей (т. е. по челобитью всех сословий), велел на Москве государевым" боярам князю Никите Ивановичу Одоевскому с товарищи написать судебник и Уложенную книгу" (слова акта этого собора), т. е. по просьбе всего населения приказал образовать известную редакционную комиссию князя Одоевского для составления нового уложения законов. Затем, для большей осведомленности правительства о нуждах населения, был созван земский собор. Собор послужил новым толчком для населения, и челобитья стали подаваться уже во время заседаний собора.

Некоторые из таких челобитий, как известно, даже нашли себе прямой ответ в новом уложении. Вот какую видную роль сыграли челобитья в земском соборе 1648—49 года. Подобное же влияние оказали челобитья на земскую реформу царя Ивана IV. Но челобитья населения не были чем-либо чрезвычайным в жизни древней Руси, наоборот, это было обычное и очень распространенное явление того времени. Население широко пользовалось своим правом "бить челом государю", "докучать" ему о своих нуждах, и шло к нему, минуя "царских слуг", едва ли не со всякой нуждой. Теснит властолюбивый воевода, — и население "всем городом" бьет челом государю, просит его заступиться за них, защитить их от налогов и обид насильника. И государь, жалуя челобитчиков, велит нарядить суд над воеводой или сменить его совсем. А если воевода хорошо правит, то население, наоборот, просить государя продлить срок его службы. Не под силу платить подати, тяжело отбывать службу, лихие люди одолели, хлеб не родился и т. п. — опять челобитья к государю.

Челобитья подавались всеми классами, не исключая и сделавшегося впоследствии крепостным, крестьянства, — от целого класса, города, нескольких городов, областей. Через челобитья население непосредственно сносилось с государем, не только минуя "царских слуг", но даже часто на них именно жалуясь. В них оно, правда, часто в очень слезливых выражениях, излагало свои нужды, которые таким образом представлялись государю в чистом виде, не преломленными в "приказах". Обыкновенно, население, составив челобитье и подписав его, выбирало особых челобитчиков, которые, приехав в Москву, собственноручно передавали челобитье государю, дождавшись его выхода.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России