Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Часть 15. Значение земских соборов

Ко времени вступления на престол Алексея Михайловича следы "великой разрухи московского государства успели посгладиться". Население стало понемногу оправляться от нанесенных потерь, и власть в глазах народа прюбрела прежнее обаяние и силу, утраченную в смутное время. Стало быть, условия царствования для Алексея Михайловича были более благоприятны, чем для его отца. Естественно, он должен был чувствовать себя увереннее и спокойнее — держава его окрепла. Ясней ему представлялась цель, как правителю, и видней были средства, при помощи которых он мог править государством. Совет и помощь народа теперь уже не нужны были в такой степени, как при Михаиле Феодоровиче. И потому мы видим прежде всего, что земские соборы созываются значительно реже.

Вместо 12 соборов царя Михаила в это царствование было 4 собора и два совещания с торговыми людьми, которые некоторые ученые называют "неполными" соборами. Наиболее важными, был собор 1648—49 года, созванный для составления нового уложения законов. Мы уже знаем, какое большое участие приняло в этом соборе население. В следующее царствоваше — Федора Алексеевича мы совсем не находим земских соборов; в это царствование было лишь несколько совещаний правительства с отдельными классами по поводу их нужд. Такими образом, мы видим, что земский собор в смутное время является носителем верховной власти: они избирает царя, а в "безгосударное" время от него, как источника верховной власти, идут все распоряжения, — все делается его именем.

При первом царе новой династии земский собор, хотя и существует при нем, как только вспомогательный орган, но первые годы, как постоянно действующее учреждение, участвует в издании новых законов и в управлении страной. Затем из постоянного учреждения земшй собор при Михаиле же Феодоровиче обращается в учреждение, созываемое лишь в известных случаях на короткое время, и в этом виде продолжает участвовать в управленш. К концу царствования соборная деятельность затихает. В царствование Алексея Михайловича соборы продолжают созываться и участвовать в управлени, но гораздо реже. Составление нового уложения вызвало подъем соборной деятельности.

Преемники Алексея Михайловича совсем не созывали соборов, и они, после шумной деятельности смутного времени и первых годов царствования Михаила Феодоровича, все замирая и замирая, совсем прекращают свое существование. Еще при Михаиле Феодоровиче иногда вместо соборов созывались "совещания". Так, например, было "совещание" с торговыми людьми г. Москвы о торговых сношениях с Англией. При Алексее Михайловиче такой опрос отдельных классов стал практиковаться еще шире и уже прямо заменяет земств соборы. Подобные совйщания перешли и в следуюпця столетия; земств же соборы окончательно исчезли из русской государственной практики. Легко заметить очевидную связь между падением земских соборов и ростом и укреплением власти московских государей.

Земств соборы XVI века не идут в счет — они стоят особняком. Пока эта власть слаба и нуждается в содействии земли, земств соборы созываются; когда же московские государи почувствовали себя достаточно сильными, чтобы обходиться собственными средствами, они перестали созывать земств соборы, т. е. воля государя вызвала их к жизни и воля же государя их прекратила. Народ продолжает считать необходимым в известных случаях совет земли, в то время, когда правительство уже отказалось от мысли о необходимости советоваться в важных случаях с землей. Во второй половине XVII века был такой случай. В 1662 году, когда, вследствие падения курса медных денег, все вздорожало, правительство запросило торговых людей столицы, какия меры принять против дороговизны.

На запрос правительства торговые люди Кадашевской слободы ответили: "А о сем великого государя милости просим, чтобы великий государь изволил взять сказки у городовых земских людей, что то дело всего его великаго. В том же смысле, только еще определеннее, высказалось высшее столичное купечество. Оно сказало относительно мер против дороговизны: "А чем тому помочь и о том мы ныне одни сказать подлинно недоумеемся для того, что то дело всех государсвенных городов и всех чинов, и о том у великого государя милости просим, чтобы пожаловал великий государь, указал для того дела взять изо всех чинов на Москве и из городов лучших людей по пяти человек; а без них нам одним того великого дела на мере поставить невозможно ", т. е. разрешить удовлетворительно такой важный вопрос.

Понятно, о чем говорят торговые люди: они говорят о земском соборе, который, по их мнению, необходимо созвать. Ибо только представители всего государства способны разрешить вопрос такой общегосударственной важности, как дороговизна припасов. Правительство, однако, думало иначе, и земский собор не был созван. Торговые же люди не могли, конечно, настаивать на своем мнении, —о ни для этого не имели ни прав, ни возможности. После совсем не встречаем таких заявлены населения. О земских соборах как бы забыли — и правительство и население. Несомненно земств соборы, отвечая известному историческому моменту, вместе с ним и должны были исчезнуть.

В этом и состояла их главная причина падения. Но независимо от этого мы имеем основаше считать их смерть несколько преждевременною. Они перестали собираться раньше, чем перестала чувствоваться в них потребность. Решающую роль в их судьбе сыграл собор 1648—49 года. Он провел в жизнь, сделал законом (в новом Уложении) некоторые желания населения. Сюда надо отнести меры против роста крупного светского и церковного землевладения, в защиту среднего. Это вызвало негодование в правящих кругах, принадлежавших к представителям именно крупного землевладения.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России