Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Живопись кижских церквей

Художественные вкусы н идеалы человека древней Руси лучше всего проявились во внутреннем украшении храмов. Древнерусские художники вкладывали все свое мастерство, познания и талант в ответственные работы по убранству интерьеров кафедральных соборов, монастырских храмов, небольших приходских церквей или скромных часовен, затерявшихся среди необъятных лесных просторов. История украшения церквей па Руси в XI — XVII веках — это история древнерусского изобразительного искусства.

Строители и заказчики храмов на первых порах после принятия христианства на Руси старались подражать величию и роскоши культовых сооружений Византии — законодательнице во всех областях культурной и политической жизни восточно христианского мира. Драгоценная мозаика, составленная из разноцветной смальты, светилась в полумраке киевских церквей, белоснежным мрамором мерцала резьба алтарных преград, соборные полы выкладывались из дорогостоящих пород камня, привезенных на Русь заморскими и русскими купцами. Стены каменных церквей в северных и среднерусских областях — Новгороде, Пскове, Владимире, Ростове — покрывались сложной фресковой росписью.

Если мозаика не получила у нас широкого распространения: слишком редким и дорогим материалом была смальта, то техника фрески, требующая быстрого исполнения п виртуозности, полюбилась авторам живописного убранства русских церквей. До наших дней сохранились замечательные фресковые ансамбли во многих городах древней Руси. Стенные росписи старых русских храмов — одна из важнейших вех средневекового искусства, а такие мастера фрески как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисии по праву считаются классиками мировой живописи. И все же древнерусское изобразительное искусство — это прежде всего искусство иконы, написанной на доске.

Основное природное богатство Руси издавна составлял лес, и большинство церквей строилось из дерева. Интерьер деревянной церкви не распишешь фреской, не выложишь мозаикой. Только икону можно было повесить на стену храма или укрепить в резных тяблах. Дерево служило основным материалом для создания иконы, а такой материал всегда имелся под рукой у древнерусского живописца. Это обстоятельство лучше всего объясняет, почему столь широкое распространение па Руси получила икона. Специфика искусства Древней Руси заключалась не во фресковых ансамблях, а в абсолютном преобладании станковой живописи — икон. Особенной популярностью икона пользовалась па Севере, где все церкви украшались исключительно произведениями станковой живописи и резьбой по дереву.

Планировка северных храмов, поражающих внешними формами, чарующих невиданными по красоте декоративными деталями, внутри, как правило, сведена к элементарной архитектурной схеме. «Жестокие ветры и суровые стужи,— писал Игорь Грабарь,— заставили ограничить помещение храма обидно тесными рамками и низвели все потрясающее величие его шатров, кубов, бочек, теремков и глав на степень простой декорации... Не следует, однако, думать, что входящего внутрь ждет одно только разочарование. Иные из них и внутри производят неотразимое впечатление и иногда прямо поражают своей суровой простотой, на фоне которой тем тоньше и изысканнее играет то скромное убранство, которое сосредоточено главным образом на иконостасе.

Иконостас — почти единственное место внутри храма, где народ, столь чуткий к узору и ритму, давал волю своему декоративному инстинкту. И действительно, трудно придумать сочетание более удачное, нежели ряды этих чудесных икон, играющих красивыми красками, словно переливающихся самоцветными камнями, кое-где тронутых золотом,— и эти строгие, иссиня-черные бревна стен. Слова эти могут служить эпиграфом к описанию интерьера каждого архитектурного памятника, находящегося в Кижском заповеднике, но прежде всего они относятся к самой дорогой жемчужине Кижей — Преображенской церкви.

Время до неузнаваемости изменило первоначальный облик интерьера Преображенского храма. В настоящем виде внутреннее убранство его состоит из живописных произведений и деревянной резьбы. Немало художников и скульпторов потрудилось над украшением Преображенской церкви в течение целого столетия. Различны почерки иконописцев, разнообразны и не похожи один на другой технические приемы резчиков по дереву. Простой и лаконичный изобразительный язык икон нижнего яруса сменяется торжественной и праздничной живописью в трех выше расположенных регистрах иконостаса.

Большие изменения претерпел внутренний вид церкви Преображения в 1759 году, когда, как свидетельствует надпись на одной из досок пад входом, проводились работы по восстановлению церкви. Тогда, вероятно, и была написана основная часть ныне существующего иконостаса. Древнее убранство, сохранившееся в храме со дня постройки, вошло в состав поновленного иконостаса. На протяжении последующих десятилетий приносились новые иконы, которые заменяли обветшавшие или вывешивались рядом со старыми образами. Однако внутренний вид церкви не утратил специфического характера и строгого облика, свойственного интерьерам северных храмов.

Единый стиль древнерусского изобразительного искусства, твердый канон и следование определенным художественным и техническим принципам позволили мастерам, работавшим в Преображенском храме в разные периоды, сохранить общий тон при украшении интерьера, не потерять основного ключа и не разрушить систему убранства деревянной церкви.

Процесс проникновения в сущность древнерусской живописи, освоение сложного художественного языка иконы необычайно трудно даются современному человеку, воспитанному па искусстве реальном, конкретно отображающем жизненные явления. Иконопись пользуется языком символическим. Опа имеет свои строгие законы, именуемые канонами. Канонические рамки никогда не ломались древними мастерами. Требования канона не были, однако, «барьером» для одаренных иконописцев. Талантливые мастера находили самые разнообразные решения одной и той же темы.

Самобытным и индивидуальным дарованием отличаются работы художников Новгорода, Пскова, Суздаля, Москвы, Ростова. Каждый из этих городов создавал произведения искусства, отличающиеся многообразием художественных приемов, по объединенные общими гуманистическими устремлениями и поисками духовного совершенства.
Более тысячелетия существует на Руси искусство, и столько же веков насчитывает история древнерусской живописи. Создатели многих ее памятников — выходцы из народа, поэтому с полным основанием можно говорить о народных корнях древнерусского изобразительного искусства.

Богатая славными деяниями история Древней Руси, облик и нравы людей, природа родной земли как в зеркале отразилась в изобразительном искусстве средневековья. Особенно ощутима народная сущность старой русской живописи в северных памятниках.

В народной живописи, бытовавшей на Севере, меньше профессионального умения, чем в классических русских иконах, носила северного искусства в том, что оно тесно было связано с величественной жизнью человека, украшало суровой красотой его многотрудные будни и праздничный досуг.

Создатели северных икон жили в самой гуще народной, учились трудной своей профессии у мастеров старших поколений. Какое прекрасное понимание важнейших основ средневековой художественной культуры демонстрируют они в своих работах! Северные иконы неповторимы, как неповторимы памятники живописи Пскова, Новгорода, Твери и других древнерусских центров. Они привлекают к себе умением говорить о прекрасном просто и вместе с тем возвышенно, задушевностью и лиричностью.

Найденные в Карелии иконы далеки по своим достоинствам от уникумов мирового значения. Да их и не надо сравнивать с древнейшими живописными реликвиями XII — XIII веков, с фантастическими творениями Феофана Грека, с виртуозными созданиями псковских мастеров или изысканными образами прославленного Дионисия. Памятники северной иконописи отличаются иными качествами: искренностью художественного повествования и приближенностью к реальной, земной жизни. Однажды увиденные, они навсегда остаются в памяти.

Осмотр живописных образцов, украшающих интерьер Преображенской церкви — классического памятника северной архитектуры, превращается в интересное знакомство с изобразительным искусством древнего Заонежья. Невосстановимой деталью является погибшая живопись огромного «неба» Преображенской церкви, по иконы XVII — XVIII веков, укрепленные в тяблах нижнего яруса иконостаса, дают представление о творчестве заонежскнх художников.
Усиленное архитектурное строительство, развернувшееся в Заонежье в XVII — XVIII веках, послужило основной причиной интенсивного развития местной школы живописи. Десятками возводимые маленькие часовни и сложные архитектурные сооружения из дерева, такие как ансамбль в Кижах, многочисленные церкви в Заонежье, украшались большим числом икон.

Новгород и Москва уже не могли поставлять на Север свою художественную продукцию в необходимом количестве, и авторами всех икон этого времени становятся местные художники.
Поздняя эпоха в живописи Заонежья, памятники которой представлены в иконостасе Преображенской церкви, характеризуется прежде всего четким различием художественной манеры мастеров, работавших в разных районах Заонежья. Почти каждой крупной деревне, группировавшей возле себя местных живописцев, присущ особый стиль и индивидуальный почерк.

Общим же явлением в живописи этого времени стало стремление к передаче реального, к рассказу об окружающей действительности.

Иконы XVII—XVIII веков изобилуют подробными повествованиями о быте сельских жителей, и часто художник, начавший иллюстрировать историю святого, отвлекается, переходит к изображению близкой и знакомой ему повседневной жизни. Да и темы живописцы стараются выбирать проще и понятней.

Особой популярностью у авторов местного ряда иконостаса Преображенской церкви пользовалось иллюстрирование литературных памятников. Сцены из христианской прозы легче всего поддавались вольной интерпретации, основанной па знании быта местного населения. Какой неистощимой фантазией должны были обладать северные художники, находившие множество самых разнообразных живописных решений, несмотря настрого ограниченный круг тем и сюжетов!

Знакомство с каждой иконой Преображенской церкви это познание жизни и культуры Заонежья.

Напрасным было бы искать у художников XVII — XVIII исков черты того живописного совершенства, которое восхищает в иконах XV века. Перед мастерами поздней эпохи стоит иная задача: познать и объяснить окружающий мир. Не случайно в памятниках этой эпохи большую роль играет сюжет, а живописные элементы часто остаются как бы вне сферы внимания художника. Но живопись местного ряда Преображенского храма невозможно спутать с произведениями других районов Русского Севера, настолько неповторима манера письма местных художников, настолько оригинален их творческий почерк. Непосредственность, искренность, наивное мировосприятие и покоряющая простота характеризуют иконы «Георгии в житии», «Лоно Авраамово», «Покров». «Успение» и другие.

Художественная фантазия и изобретательность народных мастеров неистощимы. Религиозные сюжеты они истолковывают на свой лад, перенося легендарные рассказы в мир повседневной жизни. Вычурные архитектурные украшения, изображения античных дворцов и восточных храмов в произведениях художников местного ряда Преображенского иконостаса уступают место деревянным постройкам, в каких жили крестьяне. Драгоценная, украшенная золотым орнаментом одежда сменяется скромными народными костюмами, написанными с большим вкусом. Зоркий глаз художника подмечает интереснейшие черты быта.

Иконы Преображенской церкви рассказывают о жизни местного населения не менее полно, чем самая точная хроника или летопись. Часто художники с максимальной достоверностью изображают в своих произведениях детали монастырских построек и местные ландшафты. В архитектурном оформлении икон можно видеть многоглавые церкви, поражающие фантастическим рисунком силуэтов, и крепкие, сложенные из огромных бревен стены изб, в которых жили заонежские крестьяне. Деревянные сооружения живописцы размещают на фоне местного пейзажа. Словно в песнях и былинах, воспевают они родную природу.

Необыкновенная декоративность. обусловленная скупой и четкой выразительностью рисунка, отсутствием тщательной разделки ликов, любовь к плоскостному. орнаментальному началу, к узорочью, свойственная народному искусству, и самое главное, простота и поэтическая образность мышления, отсутствие туманных философских иконосказаний — вот главные признаки, отличающие памятники этого круга.

Образцы изобразительного искусства из местного ряда Преображенского иконостаса в корне отличаются от произведений, созданных в других областях Древней Руси. Живописные особенности и технические приемы, лежащие в основе атрибуции и датировки памятников древнерусского искусства, у здешних авторов отличались выраженной самобытностью.
Основное отличие кижских икон — специфический набор используемых красок. В то время как столичные мастера охотно применяли красочные пигменты, привозимые из-за границы, северные художники работали местными красками.

Местный ряд иконостаса Преображенской церкви состоит из икон, написанных непосредственно для нее, а также из живописных образцов, попавших сюда из других церквей. Скорее всего последние написаны в близлежащих деревнях. Возможно, их авторами были художники крупного села Тишшицы, расположенного неподалеку от Кижского острова.

Среди семнадцати икон местного ряда некоторые выделяются высокими художественными качествами или представляют несомненный историко-этнографический интерес.
Местный ряд открывается помещенной в левом углу живописной иконой «Зосима и Савватий». Соловецкие монахи представлены в среднике со своеобразным макетом основанного ими монастыря. Художник до подробностей копирует внешний вид северной обители. В двадцати двух клеймах жития изображены основные моменты жизни подвижников.

Наряду со сценами чудес и легендарных явлений живописец старается рассказать о трудной жизни северных монахов. Вот Зосима и Савватий в «малой лодейце» вместе с Германом переплывают через «пучину морскую». Художник скупыми штрихами рисует суровое Белое море, скалистые уступы берегов. Другие клейма повествуют о повседневном труде обитателей Соловецких островов: «Зосима и Герман мотыгами землю копают», «Зосима сечет дерева на келейное строение».

Замечателен колорит житийной иконы. Густая темпо-синяя краска сочетается с ярким золотом, создавая настроение особой торжественности, сдержанной и по-северному значительной.

Праздник Покрова издавна пользовался на Руси особой популярностью, ибо выражал сокровенную мечту народа о божественном покровительстве. Идея заступничества богоматери за народ лежит в основе всех сцен в клеймах, обрамляющих икону «Покров». Автор средника изобразил таинственное видение Покрова во Влахернском храме города Константинополя, следуя традиционной иконографической схеме. Последователь его, который несколькими десятилетиями позже писал раму, дал большую свободу своей творческой фантазии и основное внимание уделил рассказу о чудесных явлениях богоматери людям. Тяжелобольные, расслабленные, юродивые и осужденные, все, кто ищет помощи, написаны автором с особой симпатией и теплотой. Композиции клейм характеризуются лаконичностью и предельной законченностью.

Икона «Преображение», расположенная по правую руку от Царских врат,— классический памятник северной живописи. Согласно евангельской легенде Христос вместе с учениками Иаковом, Иоанном и Петром отправился однажды молиться на гору Фавор. Во время молитвы лицо его «просветится, яко солнце», «ризы же его быта белые, яко снег», п ему явились пророки Моисей и Илья. Пораженные этим чудом ученики упали, не в силах смотреть на фантастический свет, исходящий от учителя. Кижский художник проиллюстрировал легенду весьма лаконично, отбросив подробности. Искусство его символично, каждая деталь — своего рода иероглиф, пропустив который можно утерять смысл целой фразы.

Работая над своей иконой, местный живописец, безусловно, имел под рукой образцы иконописи или миниатюры, вышедшие из столичных мастерских. Но он не воспользовался ни одним из них для буквального копирования. Только северный художник мог повести такой обстоятельный и неторопливый рассказ о чудесном евангельском событии, в то время как многие известные иконы «Преображения» проникнуты страстной динамикой и неземной энергией. Кижский же памятник привлекает спокойствием, сдержанностью, а персонажи движутся замедленно, словно па торжественной мистерии.

Иконы местного ряда Преображенской церкви характеризуются лаконизмом и отсутствием излишней пестроты — качествами, столь свойственными природе Севера. Библейские герои в изображении северных живописцев напоминают широкоплечих, кряжистых покорителей озерного края.

Близкое знакомство с живописью местного рядя позволяет составить целостную картину эволюции культурной жизни обитателей Карелин в далеком прошлом. Судя но всему духовный мир жителя Севера в то время был широким и многообразным. Работы заонежскнх мастеров убеждают в огромном стремлении человека к познанию окружающего мира, воспевают лучшие качества человеческой души.

Живописные произведения, украшающие интерьеры кижских церквей, а также хранящиеся в запасниках, прошли реставрацию или еще нуждаются в ней. Они находятся под наблюдением специалистов.

Почти все иконы дошли до наших дней покрытые непрозрачными слепками лака или записями. Старые русские художники сами приготовляли необходимые в работе краски. Найденные па месте или привезенные из далеких краев пигменты затирались на эмульсин яичного желтка и потом наносились па грунт. С годами эмульсия затвердевала, красочный слой приобретал исключительную прочность н устойчивость ко всеразрушающему действию времени. Но произведения иконописцев уже с момента своего возникновения попадали в неблагоприятные условия. Тонкая пленка лака, покрывавшая живопись и придававшая большую звучность и насыщенность красочным плоскостям, в темных и сырых помещениях церквей начинала чернеть. Сажа и копоть от свечей ускоряли этот процесс, и через 60 — 70 лет темная, непрозрачная вуаль скрывала подлинный лик авторской живописи.

В древние времена не умели реставрировать живопись в современном понимании этого слова. Поэтому перед большим праздником нередко приглашали случайного живописца, который поверх потемневшего слоя наносил повое изображение. Поновленная поверхность тоже темнела и снова покрывалась изображением. На некоторых иконах мы находим по 5 — 6 слоев разновременных записей.

...Черная доска расколота на две части. Невооруженным глазом трудно различить что-либо напоминающее живопись. Но вот художник-реставратор ставит на поверхность доски компресс, используя специальный химический растворитель. Проходят минуты, ровно столько, сколько требуется для полного размягчения черной пленки, под которой скрыта древняя живопись. Сняв компресс, реставратор осторожными движениями скальпеля удаляет потемневший лак, поздние слои записей — и под его руками оживают, загораются драгоценные краски. Яркая киноварь, изумрудная зелень, звучащая так радостно, как омытая дождем трава, и охристый цвет подобраны с большим тактом.

Труд реставратора подобен работе археолога, разбирающегося в сложном лабиринте культурных напластований. Современные достижения пауки во многом облегчили кропотливый процесс восстановления древней живописи. Рентгеновский аппарат помогает до начала расчистки иконы установить наличие авторского слоя и его сохранность. Рентгенограмма служит опорным документом, без которого в паши дни пе проводятся реставрации уникальных произведений живописи древних мастеров. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи выявляют рисунок и различные композиционные детали из-под самых темных слоев старого лака. И, конечно, основным подспорьем реставраторов стали химические исследования и новые материалы, предложенные химиками. Специальные лаборатории, работающие в тесном контакте с реставраторами, изготовляют растворители, облегчающие расчистку икон.

Реставрационные работы в Кижах, связанные с восстановлением живописного убранства церквей, начались в середине 50-х годов. Тогда реставраторы, среди которых в первую очередь следует упомянуть В. Брюсову и Г. Жаренкова, с помощью простейших растворителей освободили от потемневшей олифы и записей несколько икон Преображенского храма, восстановили «небо» Васильевской часовни. Однако иконы местного ряда Преображенской церкви в большинстве своем продолжали оставаться нераскрытыми.

К полному восстановлению цепных памятников реставраторы приступили в 1966 году, когда бригада художников-реставраторов из мастерской имени академика И. Грабаря (В. Зборовский, В. Белов, К. Шейнкман и С. Ямщиков) начала расчистку икон местного ряда Преображенской церкви. В результате была приведена в экспозиционное состояние рама иконы «Покров» (описанная выше), а главное — спасена живопись «Богоматери Тихвинской». Последняя икона, убранная в дешевенький металлический оклад, считалась инородной по отношению к остальным частям местного ряда, и неоднократно обсуждался вопрос о замене ее другим памятником. Но уже пробная расчистка показала, что живопись этой иконы относится ко времени постройки храма. В отреставрированном виде «Богоматерь Тихвинская» — важное звено местного ряда иконостаса Преображенской церкви.

Реставраторы мастерской имени академика И. Грабаря Г. Кузнецов и В. Малышев несколько лет выезжали в Кижи для завершения работ по раскрытию икон местного ряда Преображенской церкви.

В настоящее время живописный комплекс местного ряда полностью восстановлен. На повестке дня сложный, по очень важный вопрос о приведении в экспозиционное состояние остальных частей живописного убранства Центрального Кижского храма.

За последние годы кижские иконы неоднократно экспонировались па различных выставках в Москве и Ленинграде. Выставка «Реставрация древнерусской живописи в СССР. 1917 — 1977» была составлена из лучших работ, открытых реставраторами различных мастерских страны. На обложке проспекта в числе участников выставки значится Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Если Петрозаводский музей изобразительных искусств представил на выставку великолепные образцы северной живописи, восстановленные московскими и ленинградскими специалистами, то Кижский заповедник показал работу своего реставратора И. Гурвич.

Восстановление ею живописного убранства церкви Лазаря Муромского — важное открытие в истории древнерусского искусства. Несколько лет кропотливого труда, сначала в Москве, а потом на месте, в Кижах, потребовалось реставратору, чтобы вернуть из небытия первоначальный драгоценный колорит северной живописи XVI века.

Реставрационные работы в Кижах продолжаются. Многие замечательные памятники еще ожидают расчистки, можно надеяться и на новые удивительные открытия. Заонежье, сохранившее до наших дней жемчужины устной народной поэзии — былины, песни, сказки — является и богатейшей сокровищницей древнерусской живописи.

Автор текста: Савелий Ямщиков

Материал создан: 11.09.2016



Хронология доимперской России