Я русский

что значит быть русским человеком

Белоруссы. Русские

Белоруссы. Русские

Третья большая отрасль русского племени — белоруссы.  Численность их в 1897 г. была несколько меньше 6-ти миллионов и они жили тогда еще более сосредоточенно, чем малороссы.

Область, занятая ими, охватывает всю Минскую и Могилевскую тубернии, во всех уездах которой они составляют абсолютное большинство населения, Краснинский уезд Смоленской губернии,  восточную часть Витебской губернии (уезды Витебский, Велижский, Невельский, Городокский, Лепельский, Полоцкий и Дриссенский), восточную часть Виленской губернии (уезды Дисненский, Вилейский, Ошмянский и Лидский)  и северо-восточную часть Гродненской губернии, (уезды Гродненский, Сокольский, Волковыский, Слонимский и Пружанский, и Суражский уезд Черниговской губернии;  во всех этих уездах они составляют тоже абсолютное большинство населения.

Несколько меньше половины всего населения белоруссы составляют в Себежском уезде Витебской губернии.  Кроме того, значительное число белоруссов имеется во всех остальных уездах Витебской (за исключением Режицкого) и Виленской губернии, в Белостокском уезде Гродненской губернии,  в Ново-Александровском уезде Ковенской губернии, в Августовском уезде Сувалкской губернии, в Мглинском уезде Черниговской губернии.  Впрочем, как уже упоминалось ранее, границы Белоруссии нельзя считать вполне установленными и карта Диалектологической комиссии расширяет эти границы за счет великоруссов и в то же время несколько суживает их в пользу малороссов.

В общем, в только что указанных губерниях и уездах, находящихся как бы в одной границе и составляющих Белоруссию, жилю в 1897 г. 97% общего числа, белоруссов;  вне же этих пределов числю их было ничтожно.  Достаточно сказать, что во всей Сибири в 1897 г. числилось 12000 белоруссов, а во всей Средней Азии менее тысячи человек.  Следовательно мало таких народов, которые превосходили бы белоруссов в своей привязанности к насиженным местам и которые так неохотно расставались бы с родиной.  Переселения начала нынешнего века затронули однако и белоруссов. В 1897—1911 г. переселилось в Сибирь и Среднюю Азию из Могилевской губернии 169 тыс. человек, из Витебской — 116 тыс.,  из Минской —69 тыс. и т.д., и, следовательно, число белоруссов в Сибири и Средней Азии, по сравнению с 1897 годом, увеличилось в десятки раз.

Но, все-таки, белоруссы и теперь принадлежат к числу тех народов, которые со средоточены в одном месте. По сравнению с великороссами или малороссами белоруссы обнаруживают внутри себя меньше различий как по языку так и в бытовом отношении.  И это вполне понятно, если принять во внимание меньшую численность белоруссов и меньшие пределы занимаемой ими области.  А, кроме того, белоруссы представляют и более однородную в хозяйственном отношении массу, состоя почти исключительно из рядового крестьянства, занимающегося земледелием.  Своего дворянства и своей буржуазии у них нет, своей интеллигенции мало, отхожие промыслы развиты у них слабо и даже фабричных заведений в населенной ими области сравнительно немного.  Но есть одна сторона жизни, которая вносит известную рознь в среду белоруссов, это — религия.  Белоруссы долго жили под влиянием польской культуры и католичества, а потом униатства.

После воссоединения униатов большинство белоруссов были зачислены в православные, но они сохранили униатские симпатии и до некоторой степени униатские обряды;  в западных же уездах они и до сих пор остались верны католичеству.  И вот эти белоруссы-католики, число которых впрочем не велико, в значительной степени тяготеют к единоверной им Польше,  тогда как остальная главная масса белоруссов стольже определенно тяготеет по своим симпатиям к России. Чисто националистические специально белорусские течения представлены слабо, и белорусский национализм, начавший проявлять себя в самые последние годы, не успел принять сколько нибудь осязательные формы.

В противоположность малоросской интеллигенции белорусская слаба и пользуется малым влиянием, а сам народ относится к национальным вопросам равнодушно.  А, кроме того, вообще белоруссы более забиты и более отстали в культурном отношении по сравнению с великороссами и малороссами, и общественно-политическая жизнь развита среди них очень слабо.  Ведь все-таки в великорусских и части малорусских губерний имелось земство, которое воспитывало в населении некоторые общественные навыки;  белорусские же губернии получили земство лишь совсем не задолго до войны.  Культурная отсталость белоруссов видна сразу даже во внешнем обиходе их жизни.  Землей они обеспечены не хуже великороссов и малороссов и средств у них не меньше, и тем не менее обстановка их жизни поражает своим убожеством:  большое количество курных изб, соломенные крыши, несмотря на обилие леса, грязь, темнота в хатах, перевочная упряжь и т. д., и т. д.  И все это не потому, чтобы не хватило средств на лучшее обзаведение, а исключительно по ограниченности потребностей.

Статья из книги А.Н. Максимова 1919 года издания
"Какие народы живут в России"

читать всю книгу

Материал создан: 30.11.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта