Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Белоруссы. Русские

Белоруссы. Русские

Третья большая отрасль русского племени — белоруссы. Численность их в 1897 г. была несколько меньше 6-ти миллионов и они жили тогда еще более сосредоточенно, чем малороссы.

Область, занятая ими, охватывает всю Минскую и Могилевскую тубернии, во всех уездах которой они составляют абсолютное большинство населения, Краснинский уезд Смоленской губернии, восточную часть Витебской губернии (уезды Витебский, Велижский, Невельский, Городокский, Лепельский, Полоцкий и Дриссенский), восточную часть Виленской губернии (уезды Дисненский, Вилейский, Ошмянский и Лидский) и северо-восточную часть Гродненской губернии, (уезды Гродненский, Сокольский, Волковыский, Слонимский и Пружанский, и Суражский уезд Черниговской губернии; во всех этих уездах они составляют тоже абсолютное большинство населения.

Несколько меньше половины всего населения белоруссы составляют в Себежском уезде Витебской губернии. Кроме того, значительное число белоруссов имеется во всех остальных уездах Витебской (за исключением Режицкого) и Виленской губернии, в Белостокском уезде Гродненской губернии, в Ново-Александровском уезде Ковенской губернии, в Августовском уезде Сувалкской губернии, в Мглинском уезде Черниговской губернии. Впрочем, как уже упоминалось ранее, границы Белоруссии нельзя считать вполне установленными и карта Диалектологической комиссии расширяет эти границы за счет великоруссов и в то же время несколько суживает их в пользу малороссов.

В общем, в только что указанных губерниях и уездах, находящихся как бы в одной границе и составляющих Белоруссию, жилю в 1897 г. 97% общего числа, белоруссов; вне же этих пределов числю их было ничтожно. Достаточно сказать, что во всей Сибири в 1897 г. числилось 12000 белоруссов, а во всей Средней Азии менее тысячи человек. Следовательно мало таких народов, которые превосходили бы белоруссов в своей привязанности к насиженным местам и которые так неохотно расставались бы с родиной. Переселения начала нынешнего века затронули однако и белоруссов. В 1897—1911 г. переселилось в Сибирь и Среднюю Азию из Могилевской губернии 169 тыс. человек, из Витебской — 116 тыс., из Минской —69 тыс. и т.д., и, следовательно, число белоруссов в Сибири и Средней Азии, по сравнению с 1897 годом, увеличилось в десятки раз.

Но, все-таки, белоруссы и теперь принадлежат к числу тех народов, которые со средоточены в одном месте. По сравнению с великороссами или малороссами белоруссы обнаруживают внутри себя меньше различий как по языку так и в бытовом отношении. И это вполне понятно, если принять во внимание меньшую численность белоруссов и меньшие пределы занимаемой ими области. А, кроме того, белоруссы представляют и более однородную в хозяйственном отношении массу, состоя почти исключительно из рядового крестьянства, занимающегося земледелием. Своего дворянства и своей буржуазии у них нет, своей интеллигенции мало, отхожие промыслы развиты у них слабо и даже фабричных заведений в населенной ими области сравнительно немного. Но есть одна сторона жизни, которая вносит известную рознь в среду белоруссов, это — религия. Белоруссы долго жили под влиянием польской культуры и католичества, а потом униатства.

После воссоединения униатов большинство белоруссов были зачислены в православные, но они сохранили униатские симпатии и до некоторой степени униатские обряды; в западных же уездах они и до сих пор остались верны католичеству. И вот эти белоруссы-католики, число которых впрочем не велико, в значительной степени тяготеют к единоверной им Польше, тогда как остальная главная масса белоруссов стольже определенно тяготеет по своим симпатиям к России. Чисто националистические специально белорусские течения представлены слабо, и белорусский национализм, начавший проявлять себя в самые последние годы, не успел принять сколько нибудь осязательные формы.

В противоположность малоросской интеллигенции белорусская слаба и пользуется малым влиянием, а сам народ относится к национальным вопросам равнодушно. А, кроме того, вообще белоруссы более забиты и более отстали в культурном отношении по сравнению с великороссами и малороссами, и общественно-политическая жизнь развита среди них очень слабо. Ведь все-таки в великорусских и части малорусских губерний имелось земство, которое воспитывало в населении некоторые общественные навыки; белорусские же губернии получили земство лишь совсем не задолго до войны. Культурная отсталость белоруссов видна сразу даже во внешнем обиходе их жизни. Землей они обеспечены не хуже великороссов и малороссов и средств у них не меньше, и тем не менее обстановка их жизни поражает своим убожеством: большое количество курных изб, соломенные крыши, несмотря на обилие леса, грязь, темнота в хатах, перевочная упряжь и т. д., и т. д. И все это не потому, чтобы не хватило средств на лучшее обзаведение, а исключительно по ограниченности потребностей.

Статья из книги А.Н. Максимова 1919 года издания
"Какие народы живут в России"

читать всю книгу

Материал создан: 30.11.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Telegram-канал Сыны Монархии
1825–1855, Царствование императора Николая I.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Арсеньев Владимир Клавдиевич, 29 августа 1872 – 4 сентября 1930, город Санкт-Петербург, Российская империя. Владимир Арсеньев – русский путешественник, географ, исследователь Дальнего Востока, этнограф. Он – потомок крепостных и мещан. Отец с детства приучил Володю к чтению. Мальчика увлекали приключенческие книги. Он не отличался усидчивостью, любил шалости. Из-за этого его отчислили из второго Петербургского училища. Арсеньева отдали во Владимирское мужское училище, где у него проснулась тяга к учебе. Известен Владимир Арсеньев и как писатель по приключенческим книгам «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это "наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях". В нашей стране - это прикладная наука.
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия