Я русский

что значит быть русским человеком

Белоруссы. Русские

Белоруссы. Русские

Третья большая отрасль русского племени — белоруссы.  Численность их в 1897 г. была несколько меньше 6-ти миллионов и они жили тогда еще более сосредоточенно, чем малороссы.

Область, занятая ими, охватывает всю Минскую и Могилевскую тубернии, во всех уездах которой они составляют абсолютное большинство населения, Краснинский уезд Смоленской губернии,  восточную часть Витебской губернии (уезды Витебский, Велижский, Невельский, Городокский, Лепельский, Полоцкий и Дриссенский), восточную часть Виленской губернии (уезды Дисненский, Вилейский, Ошмянский и Лидский)  и северо-восточную часть Гродненской губернии, (уезды Гродненский, Сокольский, Волковыский, Слонимский и Пружанский, и Суражский уезд Черниговской губернии;  во всех этих уездах они составляют тоже абсолютное большинство населения.

Несколько меньше половины всего населения белоруссы составляют в Себежском уезде Витебской губернии.  Кроме того, значительное число белоруссов имеется во всех остальных уездах Витебской (за исключением Режицкого) и Виленской губернии, в Белостокском уезде Гродненской губернии,  в Ново-Александровском уезде Ковенской губернии, в Августовском уезде Сувалкской губернии, в Мглинском уезде Черниговской губернии.  Впрочем, как уже упоминалось ранее, границы Белоруссии нельзя считать вполне установленными и карта Диалектологической комиссии расширяет эти границы за счет великоруссов и в то же время несколько суживает их в пользу малороссов.

В общем, в только что указанных губерниях и уездах, находящихся как бы в одной границе и составляющих Белоруссию, жилю в 1897 г. 97% общего числа, белоруссов;  вне же этих пределов числю их было ничтожно.  Достаточно сказать, что во всей Сибири в 1897 г. числилось 12000 белоруссов, а во всей Средней Азии менее тысячи человек.  Следовательно мало таких народов, которые превосходили бы белоруссов в своей привязанности к насиженным местам и которые так неохотно расставались бы с родиной.  Переселения начала нынешнего века затронули однако и белоруссов. В 1897—1911 г. переселилось в Сибирь и Среднюю Азию из Могилевской губернии 169 тыс. человек, из Витебской — 116 тыс.,  из Минской —69 тыс. и т.д., и, следовательно, число белоруссов в Сибири и Средней Азии, по сравнению с 1897 годом, увеличилось в десятки раз.

Но, все-таки, белоруссы и теперь принадлежат к числу тех народов, которые со средоточены в одном месте. По сравнению с великороссами или малороссами белоруссы обнаруживают внутри себя меньше различий как по языку так и в бытовом отношении.  И это вполне понятно, если принять во внимание меньшую численность белоруссов и меньшие пределы занимаемой ими области.  А, кроме того, белоруссы представляют и более однородную в хозяйственном отношении массу, состоя почти исключительно из рядового крестьянства, занимающегося земледелием.  Своего дворянства и своей буржуазии у них нет, своей интеллигенции мало, отхожие промыслы развиты у них слабо и даже фабричных заведений в населенной ими области сравнительно немного.  Но есть одна сторона жизни, которая вносит известную рознь в среду белоруссов, это — религия.  Белоруссы долго жили под влиянием польской культуры и католичества, а потом униатства.

После воссоединения униатов большинство белоруссов были зачислены в православные, но они сохранили униатские симпатии и до некоторой степени униатские обряды;  в западных же уездах они и до сих пор остались верны католичеству.  И вот эти белоруссы-католики, число которых впрочем не велико, в значительной степени тяготеют к единоверной им Польше,  тогда как остальная главная масса белоруссов стольже определенно тяготеет по своим симпатиям к России. Чисто националистические специально белорусские течения представлены слабо, и белорусский национализм, начавший проявлять себя в самые последние годы, не успел принять сколько нибудь осязательные формы.

В противоположность малоросской интеллигенции белорусская слаба и пользуется малым влиянием, а сам народ относится к национальным вопросам равнодушно.  А, кроме того, вообще белоруссы более забиты и более отстали в культурном отношении по сравнению с великороссами и малороссами, и общественно-политическая жизнь развита среди них очень слабо.  Ведь все-таки в великорусских и части малорусских губерний имелось земство, которое воспитывало в населении некоторые общественные навыки;  белорусские же губернии получили земство лишь совсем не задолго до войны.  Культурная отсталость белоруссов видна сразу даже во внешнем обиходе их жизни.  Землей они обеспечены не хуже великороссов и малороссов и средств у них не меньше, и тем не менее обстановка их жизни поражает своим убожеством:  большое количество курных изб, соломенные крыши, несмотря на обилие леса, грязь, темнота в хатах, перевочная упряжь и т. д., и т. д.  И все это не потому, чтобы не хватило средств на лучшее обзаведение, а исключительно по ограниченности потребностей.

Статья из книги А.Н. Максимова 1919 года издания
"Какие народы живут в России"

читать всю книгу

Материал создан: 30.11.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru