У восточных славян до начала XX в. преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой – вколачивание, когда снопом бьют (а в разных областях это происходит по-разному) либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, козел, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской обл. Им пользуются, если нужно срочно получить немного зерна для сиюминутных нужд, при этом солома остается неповрежденной, ее можно использовать в хозяйстве, например для покрытия крыш.
Другой способ – топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом. В ряде мест лошадей и волов к тому же впрягали в телеги или катки – большие каменные валы с выступами (обычно на Украине) или деревянные валы с зубьями (в Сибири).
Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кичига, лапа, палица. Обычно ими обивали лен и коноплю, но на территории северного наречия – Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая губ. – так обмолачивали и хлебные злаки.
Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.
Цеп – орудие древнее, известное по всей Европе. Он состоит из трех частей. 1. Ручка, имеющая по говорам названия: кадка, цепище, цепильник, держалка, батог, рукоятка, черенок, кевье. Ее делали из легких пород дерева. 2. Бьющая часть, называемая цепец, било, биток, бич, тепинка, молотильник, дубинка. Она меньше ручки, на конце часто имела утолщение, чтобы удар был сильнее, изготовлялась из тяжелых и прочных пород дерева, например дуба. 3. Связь, в роли которой выступал ремень или просто веревка. Эту часть называли путо, путце, гуж, связь, навязь, хомут. Однако на границе с Украиной и Белорусью, на юго-западной территории России связующее устройство сложнее. Здесь к ручке и билу крепились широкие кожаные (ременные) полосы – капицы, сами же капицы соединялись между собой петлей.
Обычно русские молотили на току (ладонь, гумно) в 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу. Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы.
При взгляде на карту вот что сразу же бросается в глаза: территория, где известно название цеп, очень велика. Она включает говоры южного наречия, большую часть среднерусских, встречается и в отдельных говорах северного наречия. Надо сказать, что во всех славянских языках наименование орудия для ручной молотьбы образовано от корня *сeр-, представленного в глаголе цепитъ, цеплять со значением «расщеплять», «расцеплять», «сцеплять»: блр. цэп, укр. цiп, польск. сер/серу, чеш. сер, слвц. сер, сербохорв. цujеn, словен. сeр.
Второе место по распространенности занимают наименования с корнем молот-: молотило, молотилка. Названия с этим же корнем известны в некоторых южнославянских языках: млатило – в сербохорватском, млатилка и млатило – в болг. Мотивация этих имен понятна: орудие, которым молотят снопы, выбивая зерна, называют молотилом или молотилкой. Аналогично образованы слова точило и точилка – то, чем точат.
Идея скрепленности частей цепа положена в основу наименований привязь, приуз, приузь, приузда, а также привоза, что, вероятнее всего, видоизмененное привуза. Они образованы с помощью корней -вяз-, -(в)уз-, которые в свою очередь восходят к единому праславянскому корню со значением «вязать». Эти названия, родственные словам узел, узы, связка, занимают третье место по распространенности в русских говорах и не известны в других славянских языках в качестве названий цепа.
На карте есть еще три небольших ареала. Один из них, к югу от Пскова, показывает распространение слова ручник. Очевидно, это наименование возникло как обозначение ручного орудия.
Два других ареала на границе с Белорусью выделяют говоры, где орудие именуют бич (встречается оно и в белорусских говорах). Образовано от глагола бить: то, чем бьют, – бич.
Постепенно с появлением паровых, механических и электрических молотилок цеп стал исчезать. Но забываться все же он стал не очень давно. Дело в том, что во многих районах России в трудных условиях военного и послевоенного времени крестьяне, как встарь, использовали цеп при молотьбе.
Вот как описывает такую молотьбу В. Белов: «Молотили в четыре цепа. Кашлянув и поправив платок, первая ударила Поликсенья, за ней стукнула Нинка Воробьева, потом не сильно, только чтобы войти в ритм, ударила Костерька. Тотчас же взмахнула цепом Смирнова Марютка, а за ней, уже по-настоящему, ударила опять Поликсенья, и цепы начали ритмично бухать в темноте. Удобно скользила ручка молотила».
Судя по отрывку, в некоторых местах Вологодчины употребимы два названия: цеп и молотило. Это видно и на нашей карте.
А вот замечание А. Яшина, тоже вологжанина: «Подарили мне также резную раскрашенную прясницу [прялку] столетней, по крайней мере, древности… А к пряснице – плетеную веретеницу с веретенами. Еще молотило березовое – цеп, валявшийся без надобности почти с начала коллективизации». Писатель, осознавая слово молотило как местное, объясняет его через всем известное цеп.
Уже говорилось, что в среднерусских говорах употребляется наименование цеп. У Н. А. Некрасова, прекрасно знавшего ярославскую деревню, а часть говоров Ярославщины относится как раз к среднерусским говорам, в поэме «Крестьянские дети» находим:
Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. |
В южном наречии бытует лишь одно название – цеп. Вспомним стихотворение «Молотьба» С. Есенина, уроженца Рязанской земли:
Вышел зараня дед На гумно молотить: «Выходи-ка, сосед Старику подсобить». | Положили гурьбой Золотые снопы. На гумне вперебой Зазвенели цепы. |
В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах.
Вот примеры загадок про цеп, в которых передается ритм молотьбы:
1) Летят гуськи, деревянные носки, Летят и говорят: «То-то мы, то-то мы!»2) Чикатунчики летят, «Чи-ка-чок! Чи-ка-чок, Меж собою говорят: Чи-ка-чок, чок, чок!» |
А в этой загадке обыгрываются особенности работы цепа:
Над головой крутится, в руках вертится, стучит и гремит, ничего не говорит. |
Пословица учила: Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.
Материал создан: 08.12.2015