Большая семитическая семья народов представлена в России почти, исключительно одними евреями. Численность их в России была несколько больше 5 млн., так что в этом отношении они уступали только великороссам, малороссам, поляками белоруссам и превосходили все прочие народы. Но эти 5 миллиона евреев были рассеяны но всей России: и не было ни одного уезда, где евреи составляли хотя бы относительное; большинство населения, гуще всего они жили в Царстве Польском, где они местами достигали до 15% всего населения; в наших западных и юго-западных губерниях они составляли около 10% населения, а чем дальше к востоку, тем численность их становилась все меньше.
Сосредоточение их преимущественно в западных губерниях отчасти объясняется естественными причинами, тем, что они пришли к нам с запада, из Польши, отчасти же было создано искусственно, установлением так называемой черты оседлости, вне пределов которой могли селиться только некоторые, очень немногочисленные разряды евреев. В 1915 г. под влиянием беженческого движения черта оседлости фактически была отменена, а революция 1917 г. отменила это и формально; но о теперешнем распределении евреев по отдельным губерниям России нет сколько-нибудь точных сведений. Евреи представляют почти исключительно городской элемент населения и в целом ряде губерний (Витебская, Волынская, Гродненская, Минская, Могилевская) они составляли абсолютное большинство всего городского населения.
В великорусских губерниях они занимаются почти исключительно торговлей, ремеслами и разного вида интеллигентным трудом, но в западных губерниях, где они многочисленнее, там естественно и род занятий их отличается большим разнообразием. Там среди евреев можно встретить много фабричных рабочих, чернорабочих, извозчиков, прислуги и т д., и т. д. Только к земледельческому труду они определенно не питают склонности, и число земледельцев среди них ничтожно. Нет среди евреев и чиновников, но это объясняется тем, что государственная служба была для них закрыта. Древний еврейский язык вышел из употребления, и попытки возродить его це имели успеха. Русские евреи говорят между собою на так называемом жаргоне, т.е. испорченном немецком языке с большою примесью польских н русских слов.
В других странах евреи говорят либо на том же жаргоне, либо на языке господствующей народности в данном государстве. Да и в России большинство евреев кроме жаргона свободно владеет и русским языком. Но утрата собственного языка не помешала евреям сохранить свое национальное единство и вместе с тем свою национальную обособленность; их сплачивает религия. Почти во всех европейских странах евреи были гонимой народностью, при чем во многих государствах эти гонения продержались до наших дней, и вот разного рода преследования закалили национальный характер евреев, придали им такую сплоченность и единство, какой может позавидовать всякий другой народ. Интеллигентное еврейство в сущности относится довольно безразлично к религиозным вопросам, но и оно во имя национальной солидарности не признавало для себя возможным отрекаться от веры отцов и покупать такою ценою избавление от разного рода преследований и ограничений.
Что же касается до более консервативных слоев еврейской массы, то они под влиянием тех же преследований все более объединялись под знаменем своей религии и с своей стороны проявляли все большую отчужденность или даже нетерпимость к иноверцам. Исключительное положение, занимаемое евреями, наложило свой отпечаток на всю их политическую жизнь. Среди них очень сильны националистические течения, но эти течения ввиду рассеянности еврейства по всей стране и в виду отсутствия хотя бы маленькой области, которую можно было бы назвать еврейской, вынуждены искать решения национальной задачи иными путями, чем ее решают для себя другие народности, т.е. вынуждены отказаться от требования территориальной автономии.
Взамен того среди евреев возникло два течения, одно — стремящееся к массовому переселению евреев в Палестину (сионисты) и воссоздание там еврейского государства, другое — ставящее себе целью установление так называемой персональной автономии, т.е. образования не связанных с территорией национальных союзов, выполняющих некоторые функции государственной власти. Националистический характер носят и те еврейские партии, которые выдвигают не одни еврейские, а общегосударственные программы; так еврейская социал-демократия выделилась в особую партию («бунд»), и ведет обособленную от общерусской социал-демократии деятельность, но на ряду с этим многие евреи принимают самое живое участие и в деятельности общерусских партий, и среди вождей всех этих партии, начиная от кадетов и кончая большевиками, можно было бы указать много евреев.
То же самое можно отметить и в области литературы и журналистики; с одной стороны, попытки возродить древне-еврейским язык в качестве литературного и довольно обширная литература на жаргоне, а с другой, — самое деятельное участие в общерусской литературе и журналистике. Известную двойственность можно наблюдать и на просвещении евреев. Более зажиточные евреи стремятся отдавать детей в общерусские средние и высшие школы, а в то же время в западных губерниях дети еврейской бедноты вынуждены были довольствоваться маленькими школами , при синагоге, где преподавание носило чисто духовный характер и сводилось преимущественно к мертвенному заучиванию библии и талмуда. Во всяком случае, благодаря своей многочисленности и сплоченности и благодаря своему богатству материальными средствами и интеллигентными силами, евреи представляют очень крупную величину в политической жизни России. Евреи не являются вполне, однородной величиной, и из среды их выделяется несколько обособленных групп.
Наиболее значительной из них являются караимы, отличающиеся от обыкновенных евреев тем, что они признают только священное писание, но не священное предание, т.е .талмуд. Правовое положение караимов в России было иное, чем положение обыкновенных евреев, и налагаемые на последних ограничения в правах на караимов не распространяются. Живут караимы, главным образом, в Крыму, где они говорят татарским языком, меньше их в Литве; занимаются они торговлей. Другой обособленной группой являются так называемые крымчаки, т.е. евреи, живущие в Крыму и пришедшие сюда недавно из России, а раньше с Кавказа, может быть из Италии. Они — талмудисты, но говорят по-татарски. Число их около 1500 семейств. О третьей обособленной группе евреев, о кавказских евреях—гоцах речь будет ниже.
Статья из книги А.Н. Максимова 1919 года издания
«Какие народы живут в России»
Материал создан: 30.11.2015