Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Жмудь и литва. Инородцы в России

В среде жмудяков и литвинов революционное движение проявилось осенью 1905 года главным образом в Ковенской губернии, особенно в смежных с Курляндией уездах Новоалександровском, Поневежском и Шавельском, а затем в Вилькомирском и многих других. Главным притоном революционеров был город Поневеж.

Еще в сентябре 1905 года две волости Поневежского уезда прекратили жалование русским учителям и запретили своим детям в школы, с угрозами за неисполнение. С 19 октября начались разгромы училищ и изгнание учителей. Всего было насильственно закрыто в Ковенской губернии 117 училищ, при чем учителя были изгнаны и имущество многих уничтожено.

Одновременно с тем изгоняемы были из Жмуди русские чиновники, писари, старшины и даже простые крестьяне, особенно старообрядцы. Прогнаны были и монахини Антоленского женского монастыря, с ученицами состоявшей при нем школы.

Вероисповедный характер этого движения, поощряемого ксендзами, виден из того, что во многих местах учителям предложен был выбор между принятием католицизма или изгнанием.

Вместо изгнанных учителей, писарей. Старшин назначаемы были новые из жмудяков.

Политические стремления жмудских и литовских вожаков были сформулированы на их Виленском съезде (31 октября – 2 ноября 1905 года) в постановлении, представленном графу Витте и напечатанном в «Правительственном Вестнике» 10 ноября 1905 года. Вот текст этого постановления:

  1. Литовцы, признавая, что обитаемая ими территория, с исторических времен, обнимает так называемая «литовские губернии» Северо-Западного края: Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, часть Курляндской и причисленную со времен Венского конгресса к «Царству Польскому» Сувалкскую губернию, считают таковые в этнографическом отношении, литовскими, живущих в этих г уберниях между литовцами поляков, евреев, русских и других – пришельцами позднейших времен, а белорусов – славянизированными литовцами, и поныне живущих в селах с литовскими названиями и литовской архитектурой.
  2. Желая в широких размерах пользоваться прирожденной человеку свободой и вместе с тем дать возможность участвовать в ней и другим народностям, живущим с ними, литовцы требуют широкой автономии своей родины, с учредительным сеймом в старинной столице Литвы, Вильне, дабы самим, через своих представителей, судить о нуждах своей родины.
  3. Признавая таким образом, обитаемую ими землю историческим наследием своих предков, литовцы не отказывают другим народностям, проживающим между ними, в тех же правах, которыми они, аборигены этих мест, будут пользоваться, и протестуют против всякого насилия и посягательства той или другой из них на свой язык, политическую свободу, вероисповедание и прочее.
  4. Литовцы требуют себе и другим народностям Литвы прав доступа к общественным и государственным должностям, неограниченного приобретения недвижимостей, прав общения (союзов и собраний), равенства перед законом, и права, при посредстве всеобщих и прямых выборов с тайной и равной подачей голосов, участвовать, через своих представителей, в литовском сейме в городе Вильне и в общеимперском парламенте.
  5. При введении в Царстве Польском автономии, Сувалкская губерния, как населенная литовцами, должны быть присоединена, в административном отношении, к Литве, как она принадлежала к ней о времена первого раздела литовско-польской Речи Посполитой. Против присоединения этой губернии к автономной Польше, то есть к сфере польского влияния, литовцы протестуют.

Несколько позже, 22-23 ноября, в Вильне состоялся новый съезд жмудяков и литвинов, на котором были прияты более радикальные решения, каковы, например:

  • Борьба против царской власти;
  • Требовать автономии Литвы, с сеймом, избранным по четырехчленной формуле, без различия пола, веры и народности, на территории нынешней этнографической Литвы, с тяготеющими к ней окраинами, со включением Сувалкской губернии;
  • С Россией Литва должна состоять в федеративных отношениях;
  • Для достижения этих целей жмудяки и литвины должны объединиться между собой и с прочими народностями, разрушающими старый режим, не платить податей, закрывать монопольки, не пускать детей в русские школы, не признавать гминных судов и других правительственных учреждений, не давать рекрутов, устраивать забастовки по городам и селам;
  • В волостях, училищах, костелах вводить родной язык;
  • Выразить сочувствие тем литовским ксендзам, которые борются с полонизаторами в церкви, особенно в Виленской католической епархии(епископ барон Рооп).

Несколько позже, 23 ноября 1905 года в Вильне состоялся съезд литовского (католческого) духовенства, также высказавшийся против непрошенной опеки поляков.

http://rusemp.info/inorodcy/zhmud.html

Материал создан: 14.01.2016



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Telegram-канал Сыны Монархии
1174, Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Ремезов Семён Ульянович, 1642 – 1721, город Тобольск, Русское царство. Семён Ремезов известен в истории, как картограф. Он составил три уникальных атласа: "Хорографическую чертежную книгу", "Чертёжную книгу Сибири 1701 г." и "Служебную чертежную книгу".
Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом "русский" используется слово "казак".
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия