Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Кавказ запрещает себя интегрировать

Преамбула
Кавказские республики требуют особых индивидуальных правил интеграции

16 апреля в Барвихе назовут самую красивую девушку страны: в этом году в конкурсе «Мисс Россия» впервые в истории принимают участие девушки с Северного Кавказа. Их три — модели из Северной Осетии, Дагестана и Карачаево-Черкесии. Их появление на конкурсе красоты вызвало жуткий скандал: религиозные ура-патриоты негодуют. Но это неизбежное следствие культурной трансформации, которую переживает регион — перехода от традиционного к модернистскому обществу.

Кавказ прорвался в Барвиху

Нынешний год на Северном Кавказе оказался необычайно богат на скандалы, связанные с попытками цензуры. Сначала, как уже писала «СП-Юг», общественные активисты пытались запретить прокат любовной комедии «Восемь лучших свиданий» с украинским комикомВладимиром Зеленским в главной роли.

Потом скандал разразился в Северной Осетии, где должны были выступать с концертами государственный академический грузинский ансамбль народной песни и пляски «Рустави» и фолк-коллектив «Бани». К руководству РСО обратились сразу два президент Южной Осетии — действующий Леонид Тибилов и бывший — Эдуард Кокойты, требуя запретить гастроли. Разумеется, североосетинские власти на эти требования никак не отреагировали, концерт прошел, и, причем, даже безо всяких видимых протестов. Следом «Рустави» с успехом выступило во многих других городах России, и неизменно с большим успехом и безо всяких попыток запретов.

И вот теперь очередной скандал — на сей раз он разгорается сразу в трех регионах, поводом к чему стало участие местных девушек в конкурсе «Мисс Россия». Финал конкурса пройдет 16 апреля в концертном зале «Барвиха Luxury Village» в Подмосковье, победительница получит бриллиантовую корону, $ 100 тысяч и рекламные контракты с известными брендами. И впервые за всю историю конкурса в нем участвуют представительницы Северного Кавказа.

«Раньше из-за менталитета и осторожного отношения к конкурсам красоты девушки с Кавказа не участвовали, а в этом году три очень красивые девушки к нам присоединились. Мы этому очень рады!», — говорит гендиректор конкурса красотыЛариса Тихонова.

В кастинге принимали участие 70 тысяч девушек, из которых были отобраны пятьдесят лучших. Северная Осетия делегировала на конкурс 21-летнюю фотомодель Екатерину Хучирову, а Кабардино-Балкария — 18-летнюю фотомодель Назиму Гоову.

А вот Дагестан представляет 21-летняя модель Альбина Ильдарова, студентка Московского технологического университета (МИРЭА) по специальности «Управление качеством» и дочка двух известных спортсменов-кикбоксеров (например, ее мать — двукратная чемпионка Европы и призер чемпионата мира).

«Словно мухи, тут и там, ходят слухи…»

По правилам конкурса, каждая участница должна разместить в Интернете фотографии, сделанные в купальнике. И вот на появление этих фото жестоко отреагировал председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев: он уверен, что девушки родом с Кавказа вообще не должны фотографироваться в купальниках или нижнем белье. «Если это обязательное условие конкурса, то мусульманки не могут в нем участвовать. Это идет в разрез с нашей религией!», — говорит Бердиев.

Самый большой скандал разразился в Дагестане: местная блогосфера разразилась валом гневных комментариев в адрес Альбины Ильдаровой. Более того, к травле девушки подключились даже политики, в частности, депутат Госдумы от Дагестана, председатель думского Комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. «Пусть она не упоминает Дагестан. Пусть говорит, что она вообще не дагестанка. Ничего хорошего этим ни Дагестану, ни дагестанкам она не приносит. То, что она так выставила — не стоило этого делать, какой бы она „мисс“ ни хотела стать!», — безапелляционно заявил Сафаралиев.

Похоже, подавляющее большинство интернет-пользователей не согласны с мнением депутата: по результатам всероссийского голосования на официальном сайте конкурса «Мисс Россия», Альбина Ильдарова вошла в десятку самых красивых девушек страны. Опережают ее еще две девушки из традиционно исламских регионов — Екатерина Хачирова (Северная Осетия) и Гульнур Зиннатова (Башкирия).

Назима Гоова из Кабардино-Балкарии и Диляра Ялалтынова из исламского Татарстана пока что лидирующих позиций в голосовании не достигли. Тем не менее, появление ни одной из этих девушек в купальниках не вызвало столь же бурной реакции, как в случае с Дагестаном. Между тем, накал интернет-комментариев в адрес дагестанской красотки постоянно возрастает: по ее признанию, она уже получает личные сообщения с угрозами. Религиозные радикалы в Интернете вслух призывают расстреливать таких как Альбина, якобы позорящих Дагестан и весь Северный Кавказ.

Сама девушка признается, что поначалу переживала, стоит ли участвовать в конкурсе, но все сомнения развеяли родители, которые дали «добро». Кроме того, Альбину поддерживали другие конкурсантки.

«Мне небезразлично мнение моих земляков. Но не нужно забывать, что в нашей республике всегда любили обсуждать других вне зависимости от ситуации», — говорит Ильдарова. И с ней трудно поспорить.

Не стоит кричать радикалам!

Сегодня на отечественной поп-сцене — множество певиц родом из республик Северного Кавказа: Жасмин, Лаурита и Самира из Дагестана, Сати Казанова и Карина Кишиз Кабардино-Балкарии… Для поборников традиционной кавказской морали выглядят они распутно, а уж ведут себя… Это вообще — ой-ой-ой!

Сати Казанова, только подумайте, снималась в эротических фотосессиях для глянцевых журналов. Правда, сейчас на концертах выступает с песнями на родном кабардинском диалекте черкесского языка. Значит, популяризует свою культуру — а посему за вызывающие наряды ее вроде как можно простить.

Радовать глаз, пожалуй, должна только чеченская певица Хава Хачароева, которая тоже добилась популярности на федеральном уровне (во многом благодаря телеканалу кавказской поп-музыки «Девятая волна»). На концертах и в видеоклипах она появляется в традиционном чеченском наряде — с покрытой головой и закрытыми руками. Впрочем, религиозным фундаменталистам и этого может показаться мало: салафиты считают, что любая музыка противоречит канонам ислама. Сколь бы целомудренно не выглядел певец.

Можно припомнить и неоднозначную реакцию со стороны жителей Северного Кавказа на музюкл «Босиком по небу», который сняли молодые кинематографисты из Кабардино-Балкарии. О массовой популярности фильма красноречиво говорят суммы кассовых сборов — в регионах Северного Кавказа картина собрала 15 млн рублей.

При этом нашлись традиционалисты, которые осудили создателей фильма за то, что якобы показали Кавказ слишком легкомысленным и ветреным, танцующим и поющим. Это сродни претензиям, которые сегодня звучат в Интернете в адрес девушек, решивших представить Северный Кавказ как российскую столицу женской красоты на «Мисс Россия». Можно подумать, на улицах во Владикавказе, Пятигорске или Черкесске не встретишь девушек в обтягивающих платьях, мини-юбках и с вызывающе ярким макияжем. А в ночных клубах?!

От острых дискуссий никуда не деться. Это показатель того, что кавказское общество сегодня находится в стадии культурной трансформации, перехода от традиционализма к модернизму. Процесс необратимый, который ранее проходили даже теократические Саудовская Аравия, Катар, Иран…

Разумеется, модернизация Северного Кавказа вовсе не означает полное отрицание всех традиций и устоев. Напротив, из сплава традиционного и современного может родиться нечто новое, невиданное. Главное — не давать слишком громко кричать радикалам.

Автор текста: Антон Чаблин

Материал создан: 15.04.2016

создано на основе этого материала



Хронология доимперской России